Виды потенциальных ошибок и гипотетические

Номера по классификатору

Вид потенциальной ошибки   Номер по классификатору  
Пропуск действия Неправильное действие Действие в неправильном направлении Много действий Мало действий Неправильные действия на правильную цель Правильные действия на неправильную цель Преждевременное действие Запоздалое действие Слишком длительное действие Слишком короткое действие Неправильный порядок действий Вредное дополнительное действие   Д1 Д2 ДЗ Д4 Д5 Д6 Д7 Д8 Д9 Д10 Д11 Д12 Д13  

Таблица 4.11.

Гипотетическая классификация причин ошибок

Действующие факторы   Причины ошибок   Номер по классификатору  
Внешние факторы   Внутренние факторы   Факторы стресса   Инструкции Информация Организация Эргономика Условия работы Постановка цели Опыт Умение Знания Мотивация Психологическое напряжение Физиологическое напряжение   П1 П2 ПЗ П4 П5 П6 П7 П8 П9 П10 П11 П12  

Выбрав величину U, измеряющую последствия ошибки (например, число летальных исходов, денежный эквивалент и т. д.), и установив подходящую шкалу для измерений (например, U= 1...10; 1....100 и т. д.), можно для сравнительной оценки рассчитать значения рисков

Виды потенциальных ошибок и гипотетические - student2.ru

где Роп и Рис — вероятность ошибки оператора и вероятность ее исправления.

Таблица 4.12.

Гипотетический классификатор ориентировочных значений вероятности ошибки оператора

Номер по классификатору   Рутинная работа   Наличие инструкций   Наличие стресса   Новая ситуация   Ориентировочное значение вероятности ошибки оператора Роп  
В1 В2   ВЗ   В4 В5 B6   Да Да   Да   Нет Нет Нет   Да В неполном объеме В неполном объеме Нет Нет Нет   Нет Небольшой   Некоторый   Некоторый Да Да   Нет Нет   Нет   Нет Нет Да   0,0001...0,001 0,001...0,005   0,005...0,01   0,01...0,05 0,05...0,5 0,5...1,0  

Таблица 4.13.

Гипотетический классификатор ориентировочных значении

Вероятности исправления ошибки оператора

Исправление ошибки (характеристика)   Ориентировочное значение вероятности исправления ошибки Ряс   Номер по классификатору  
Весьма вероятное Вероятное Возможное Невероятное Весьма невероятное Невозможное С помощью системы защиты Невозможное из-за отсутствия времени   0,5 0,2 0,1 0,01 0,001 0 0,95...1,0   И1 И2 ИЗ И4 И5 И6 И7 И8  

На рис. 4.16 и в табл. 4.14 даны возможные варианты представления Результатов выполнения анализа ошибок персонала.

Таблица 4.14.

Вариант представления результатов анализа ошибок персонала

Форма анализа Пример 1 Пример 2 Пример 3
Система и вид работы Объект Х1 Процесс Y1 Вид работы Z1   Объект Х2 Процесс Y2 Вид работы Z2 Объект Х3 Процесс Y3 Вид работы Z3
Цель работы Задача по Z1   Задача по Z2 Задача по Z3
Вид потенциальной ошибки D12 D2 D3
Потенциальные последствия A N K
Исправление ошибки И2 И7 И4
Причины ошибки П3 П5 П6
Метод предотвращения ошибки П38 (пересмотр правил) П54 (снижение шума) П61 (изменение объекта)
Вероятность ошибки 0,02 (В4) 0,3 (В5) 0,1 (В5)
Вероятность исправления ошибки 0,2 0,99 0,01
Шкала последствий 1…100 1…10 1…10
Величина последствий U
Расчет риска: Виды потенциальных ошибок и гипотетические - student2.ru -,64 0,012 0,792
Метод снижения риска Управление Обучение персонала Технические меры, обучение персонала
Другие данные нет нет нет

Виды потенциальных ошибок и гипотетические - student2.ru

Рис. 4.16. Вариант представления результат

ов анализа ошибок оператора

Причинно-следственный анализ (ПСА) выявляет причины происшедшего чепе. Тем не менее ПСА является составной частью общего анализа опасностей. Он завершается прогнозом новых чепе и состав-•чением плана мероприятий по их предупреждению.

Анализ начинают со сбора информации, которая призвана описать чепе точно и объективно. Составляют перечень событий, предшествовавших чепе, при этом обращают внимание на то, что регистрируемые реальные события и факты бывают двух видов: носящие случайный характер и носящие постоянный характер. Последние участвуют в возникновении чепе опосредованно и в сочетании со случайными событиями. Например, плохая конструкция ограждений на машине (факт, носящий постоянный характер) способст-вовала проникновеиию руки оператора в опасную зону (случайное событие). Перень может содержать достаточно большое число событий» предшествовавших чепе, и по нему трудно дать необходимые заключения. В этом случае целесообразно построить ориентированный граф — дерево причин. Построение начинают с последней стали и развития событий, а именно с «чепе-несчастья» По каждому предшествующему соботию последовательно ставят следующие вопросы. Каким предшествующим событием Х было непосредственно вызвано событие Y? Достаточно ли было одного события X, чтобы вызвать Y? Если нет, то какие другие предшествующие события X1, X2,…Xn еще необходимы, чтобы непосрtдственно вызвать событие Y? С помощью этих вопросов выявляют логическиt связи, представленные в табл. 4.15. Логическая согласованность дерева причин контролируется путем постановки к каждому предшествующему событию следующих вопросов,

Если бы событие Х не произошло, могло бы тем не менее произойти событие Y?

Было ли необходимым и достаточным само по себе событие X для того, чтобы произошло событие Y?

Процесс создания дерева причин побуждает исследователя к сбору и глубокому анализу информации. По окончании работы исследователь имеет- группу факторов и диаграмму развития н-чепе.

Таблица 4.15.

Наши рекомендации