Ориентировочная основа действия (ОДД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к лабораторному занятию

Модуль №1 «Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем»

учебной дисциплины Химия

для специальности 060201 «Стоматология»

курс ____I___семестр _I___

Составитель: к.х.н., доцент Задорожная А.Н.

Рецензент: ст.преподаватель Усова М.Г.

Владивосток, 2015

1. Тема:«Свойства буферных растворов. Определение буферной емкости».

2. Мотивация: Данная тема является базой для усвоения следующих дисциплин:

- биология:роль буферных растворов в жизнедеятельности организма;

- фармакология:изучение молекулярной основы действия лекарственных веществ;

- гигиена и экология человека:изучение влияния буферных растворов на здоровье, и жизнедеятельность человека; изучение основ доказательной медицины;

- общая патология, патологическая анатомия, патофизиология:изучение основных закономерностей развития патологических процессов и состояний; структурных основ болезней и патологических состояний;

- общая и медицинская биохимия:изучение процессов метаболизма;

- клиническая лабораторная диагностика:проведение клинических испытаний.

Цели занятия.

3.1. Общая цель:изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ПК-2, ПК-3.

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - химическую природу буферных растворов и механизм их действия, буферные системы крови, их взаимосвязь, факторы окружающей среды, оказывающие влияние на здоровье и жизнедеятельность человека.

«Уметь» -выбирать оптимальный метод количественного анализа вещества, используя соответствующие физические приборы и аппараты; готовить буферные растворы.

«Владеть» - методиками анализа химических свойств веществ различной природы; техникой химических экспериментов, навыками работы с химической посудой и простейшими приборами.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Растворы, их классификация, роль в жизнедеятельности организмов, использование в медицине (общее среднее образование).

2. Способы выражения концентрации растворов и их взаимосвязь (кафедра химии).

3. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Теория кислот и оснований (общее среднее образование).

4. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН растворов сильных кислот и оснований. Константа ионизации электролитов (общее среднее образование).

5. Гидролиз солей. Роль процессов гидролиза в жизнедеятельности организма (общее среднее образование).

5. Задания для самостоятельной подготовки к лабораторному занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Основные типы взаимодействия веществ в водных растворах. Изолированные равновесия.

2. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Теории кислот и оснований Аррениуса, Льюиса и Бренстеда-Лоури.

3. Степень диссоциации и ее зависимость от температуры, одноименных ионов, концентрации. Сильные и слабые электролиты. Константа ионизации – Ka, Kb.

4. Буферные растворы, механизм действия, анализ уравнения Гендерсона-Хассельбаха.

5. Классификация буферных растворов. Расчетные формулы рН буферных растворов.

6. Буферная емкость. Зона буферного действия.

7. Понятие о кислотно-основном равновесии организма, методы его поддержания (буферные системы организма).

5.2. Задания для СРС во внеучебное время.

Задача №1

При определении альбумина по реакции с бромкрезоловым зеленым применяют ацетатный буфер. Уксусную кислоту объемом 50 мл смешивают с 13,2 мл раствора гидроксида натрия (концентрация каждого раствора равна 1 моль/л) и объем доводят дистиллированной водой до 1 л. Вычислите рН используемого раствора.

Задача №2

Какие из перечисленных растворов обладают буферным действием? Ответ подтвердите расчетом:

раствор NH3 раствор NH4Cl

а) C = 0,1 моль/л, V = 10 мл C = 0,05 моль/л, V = 20 мл

б) C = 0,01 моль/л, V = 10 мл C = 0,1 моль/л, V = 20 мл

раствор NH3 раствор HCl

а) C = 0,1 моль/л, V = 10 мл C = 0,05 моль/л, V = 15 мл

б) C = 0,05 моль/л, V = 15 мл C = 0,1 моль/л, V = 10 мл

Задача №3

При исследовании лактатдегидрогеназы в полиакриламидном геле используют фосфатный буфер с рН 7,4. В каком соотношении нужно смешать растворы гидрофосфата натрия и дигидрофосфата калия с концентрацией по 0,1 моль/л каждый, чтобы получить такой буферный раствор? Ка=6,16·10-8.

Задача №4

Буферная емкость раствора по кислоте равна 40 ммоль/л. Вычислите, какой объем раствора серной кислоты с молярной концентрацией 0,2 моль/л можно добавить к 150 мл. этого раствора, чтобы рН не более, чем на 0,5 единицы?

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к лабораторному занятию.

Вариант теста №1

К основной буферной системе относится:

а) ацетатная буферная система;

б) бикарбонатная буферная система;

в) аммиачная буферная система.

Вариант теста №2

Как увеличить буферную емкость раствора по отношению к сильной кислоте, сохранив при этом рН без изменения?

а) увеличить концентрацию сопряженного основания;

б) увеличить концентрацию кислоты;

в) добавить эквимолярные количества компонентов буфера.

Вариант теста №3

рН буферной системы рассчитывается по уравнению:

а) Гиббса;

б) Вант– Гоффа;

в) Гендерсона– Хассельбаха.

6. Этапы проведения лабораторного занятия.

Название этапа Цель этапа Время, мин
  I. Вводная часть занятия.
1. Организация занятия Проверка присутствующих, их внешнего вида, наличия рабочих тетрадей и лекций.
2. Определение темы, мотивации, целей, задач занятия Формирование мотивации данного занятия, значимости его в подготовке врача.
  II. Основная часть занятия.
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков, обеспечение единого уровня.
4. Общие и индивидуальные задания для СРС в учебное время. Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей работе.
5. Демонстрация методики Ознакомление с ООД к самостоятельной работе
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение профессиональным компетенциями ПК-2, ПК-3
7. Реализация планируемой формы занятия Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
8. Итоговый контроль Закрепление приобретённых ЗУН, выявление ошибок и их корректировка
  III. Заключительная часть занятия.
9. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время. Указание по самоподготовке студентов к занятию «Изучение реакций комплексообразования с неорганическими лигандами. Отчет по модулю 1»

Ориентировочная основа действия (ОДД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время.

Приборы и реактивы.Измерительный прибор Кобра 3, рН-метр, комбинированный рН-электрод, магнитная мешалка, магнитный брусок – ротор, бюретки на 50 мл, химические стаканы, воронка 4, пипетка на 2 мл, пипетка на 1 мл, пипеттор. Растворы: уксусной кислоты с С(1/1СН3СООН)=0,1 моль/л и С(1/1СН3СООН)=0,3 моль/л, ацетата натрия с С(1/1СН3СООNa)=0,1 моль/л и С(1/1СН3СООNa)=0,3 моль/л, раствор щелочи с С(1/1NaOH)=0,5 моль/л.

Наши рекомендации