Приготовление буферных растворов с заданным значением рН, определения буферной емкости. Изучение влияния разбавления на рН этих систем.
Приборы и реактивы: Штатив с бюретками, пробирки, таблица «Буферные смеси», растворы СН3СООН (0,1 М), СН3СООNa (0,1 М), Н2О (дистиллированная), пипетки на 10 мл и 2 мл, колба для слива, резиновая груша.
Цель работы: Приготовление ацетатных буферных растворов с заданным значением рН, определение буферной емкости. Изучение влияния разбавления на рН этих систем.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирке приготовить 10 мл ацетатного буферного раствора с рН = 4,74 (рК СН3СООН = 4,74). | ||
Два мл этого раствора перенести в другую пробирку и добавить 6 мл дистиллированной воды. | ||
В каждую пробирку прибавить по 2 капли индикатора метила красного, содержимое перемешать. | ||
Сравнить окраску раствора и сделать вывод. | ||
Из графика зависимости буферной емкости В ацетатной системы от рН определить значение максимальной буферной емкости. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Рис. I. Зависимость буферной емкости В ацетатной системы от рН
Практический навык № 4
Приготовление буферных растворов с заданным значением рН. Изучение влияния сильных кислот и щелочей на рН этих систем.
Приборы и реактивы: Штатив с бюретками, пробирки, таблица «Буферные смеси», растворы СН3СООН (0,1 М), СН3СООNa (0,1 М), растворы NaOH (0,1 М), HCl (0,1 М).
Цель работы: Приготовление ацетатных буферных растворов с заданным значением рН. Изучение влияния добавления сильных кислот и щелочей на рН этих систем.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
Приготовить в 3-х пробирках по 10 мл буферного раствора с рН = 4,74 (рК СН3СООН = 4,74). | ||
Прилить в первую пробирку 5 капель 0,1 N раствора соляной кислоты НС1, во вторую - 5 капель 0,1 N раствора гидроксида натрия NаОН. | ||
В каждую пробирку добавить по 2 капли индикатора метилового красного и содержимое пробирок перемешать | ||
Сравнить окраску растворов и сделать вывод. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20мин. |
Практический навык № 5
Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов. Реакции Pb2+, I- -ионов.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, раствор соли Pb2+, раствор йодида калия КI, Н2О (дистиллированная), сухое горючее, держатель для пробирок при нагревании.
Цель работы:Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку помещают 3 капли раствора соли Pb2+, добавляют 1-2 капли раствора йодида калия КI и наблюдают выпадение осадка PbI2, отметить его цвет. | ||
К полученному осадку добавляют 2 мл воды и нагреть до растворения осадка. ВНИМАНИЕ: нагревать осторожно: отверстием в сторону от себя и от соседа, т.к. возможен выброс осадка из пробирки! После нагревания и растворения осадка раствор охлаждают и наблюдают повторное выпадение осадка в виде искрящихся кристаллов (золотые кристаллы). | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Практический навык №6
Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов. Реакции Ag+, Cl- -ионов
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, раствор AgNO3 , растворы 2 н. НС1, HNO3 и концентрированный раствор NH3, Н2О (дистиллированная), сухое горючее, держатель для пробирок при нагревании.
Цель работы:Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В четыре пробирки помещают по 1-2 капли раствора AgNO3 и столько же 2 н. НС1. | ||
Определяют растворимость полученного осадка AgCl в НС1, HNO3 и концентрированном растворе NH3. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Практический навык №7
Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов. Реакция восстановления ионa Ag+.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, аммиачный раствор серебра, 10% раствор формальдегида или уксусного альдегида, сухое горючее, держатель для пробирок при нагревании.
Цель работы:Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В чистую пробирку вносят 5-6 капель аммиачного раствора серебра и прибавляют 1-2 капли 10% раствора формальдегида или уксусного альдегида. | ||
Пробирку слегка подогревают. Выделяется металлическое серебро в виде блестящего зеркального налета на стенках пробирки или образуется черный осадок металлического серебра. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Практический навык №8
Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов. Реакция катиона Zn2+ с нитратом кобальта.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, растворы ZnSO4 и Co(NO3)2,, спички, чашка Петри, держатель для пробирок при нагревании, фильтровальная бумага.
Цель работы:Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
Полоску фильтровальной бумаги смачивают растворами соли цинка ZnSO4 и нитрата кобальта Co(NO3)2, подсушивают и сжигают. Фиксируют цвет золы (зеленый цвет – «зелень Ринмана»), вызванный образованием CoZnO2. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Практический навык №9
Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов. Реакции Fе2+-ионов
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, раствор соли железа (II), 2 н. НС1, раствор K3[Fe(CN)6], сухое горючее.
Цель работы:Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку помещают по 2-3 капли раствора соли железа (II), 1-2 капли 2 н. НС1 и 1- 2 капли раствора K3[Fe(CN)6]. Наблюдают образование и цвет осадка турнбулевой сини Fe3[Fe(CN)6]2. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Практический навык №10
Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов. Реакции Zn2+ -ионов
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, раствор соли цинка (II) Zn2+ , раствор соли К3[Fe(CN)6].
Цель работы:Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку внести 3-4 капли раствора соли цинка (II) Zn2+ и добавить 5 капель раствора соли К3[Fe(CN)6]. Наблюдать образование желто-коричневого осадка. | ||
Записать уравнения реакции в молекулярной и ионной форме. | ||
В соединении Zn3[Fe(CN)6]2 определить заряд комплексообразователя, лигандов, координационное число, назвать К.С. | ||
Записать выражение константы нестойкости для комплексного иона. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Практический навык №11
Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов. Реакции Сu2+-ионов
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, раствор соли меди (II) Сu2+ , концентрированный раствор NН4ОН.
Цель работы:Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку внести 4 капли раствора соли меди (II) Сu2+ и добавить по каплям концентрированный раствор NН4ОН до появления голубого осадка. К полученному осадку продолжать по каплям приливать NН4ОН до полного растворения осадка. | ||
Записать уравнения протекающих реакций. | ||
В ходе реакции образуется комплексное соединение [Сu(NH3)4]SO4. Определить комплексообразователь и его заряд, координационное число, заряд комплексного иона. Назвать соединение. | ||
Составить уравнение диссоциации комплексного иона и выражение константы нестойкости. К какому типу К.С. относится данное соединение. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Практический навык №12
Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов. Реакции Fе3+-ионов
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, раствора соли железа (III), раствор роданида аммония NH4SCN.
Цель работы:Проведение качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку помещают 3-4 капли раствора соли железа (III), прибавляют 1-2 капли роданида аммония NH4SCN – реактива на катион Fe3+. Наблюдают появление кроваво-красной окраски комплекса [Fе(SCN)3]. | ||
Записать уравнения протекающих реакций. | ||
В ходе реакции образуется комплексное соединение [Fе(SCN)3]. Определить комплексообразователь и его заряд, координационное число, заряд комплексного иона. Назвать соединение. | ||
Составить уравнение диссоциации комплексного иона и выражение константы нестойкости. К какому типу К.С. относится данное соединение. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание- 20 мин. |
Практический навык №13