Кинематические и геометрические параметры передачи
Движение ремня по шкиву сопровождается упругим скольжением.
Причину этого явления можно понять из рассмотрения деформации упругого ремня на заторможенном шкиве. Предположим, что к обоим концам ремня подвешены одинаковые груза, создающие в ремне силы F1(рис. З.6 а). В результате между шкивом и ремнем возникнут некоторые контактные давления, а спадающие ветви ремня получат относительные удлинения , где ЕA - жесткость сечения ремня при растяжении. Если теперь на одном конце, например, правом, несколько уменьшить груз и тем самым силу в ветви до значения F2 (рис. 3.6 б), то относительное удлинение правого конца уменьшится до значения , а относительное удлинение левого конца останется прежним. Относительное сокращение длины ( ) элемента правой спадающей ветви распространится вдоль ремня по дуге обхвата от точки С к точке А, вызывая скольжение ремня по шкиву справа налево. Так как ремень прижат к шкиву, то скольжение вызовет силы трения qf , направленные навстречу относительному скольжению. Скольжение ремня и изменение деформаций прекратятся в некоторой точке В дуги обхвата. Ее положение можно определить из равенства
разности сил F1 и F2 суммарной силе трения. На дуге ВА ремень будет находиться в покое. Сумма длин дуг АВ и ВС равна длине дуги обхвата шкива ремнем (АС), определяемой углом обхвата α . Угол αc , соответствующий дуге ВС, называют углом скольжения. По мере уменьшения силы F2 (или увеличения силы F1) дуга упругого скольжения растет за счет уменьшения дуги покоя. Так как скольжение ремня связано с его упругими свойствами, то его называют упругим.
Полезная нагрузка (окружная сила) Ftпередачи, развиваемая в основном за счет сил трения на дуге скольжения:
(3.1)
где d1 – диаметр ведущего шкива; T1 – вращающий момент; F1 – сила натяжения ведущей ветви, набегающей на ведущий шкив ; F2– сила натяжения ведомой ветви, сбегающей с ведущего шкива .
Положение точки В на шкиве также зависит от нагрузки и условий трения.
Кинематика передачи. При вращении ведущего шкива с угловой скоростью его окружная скорость (здесь – скорость ведущей ветви ремня). В результате упругого скольжения ремень сбегает с ведущего шкива в точке С со скоростью . Коэффициент упругого скольжения
(3.2)
где и –угловая скорость и диаметр ведомого шкива.
Передаточное отношение
(3.3)
В расчетах на основании экспериментов принимают. ε = 0,01 – для плоскоременных передач; ε = 0,015-0,020 – для клиноременных передач.
Основные геометрические параметры.
Минимальное межосевое расстояние в плоскоременных передачах
(3.4)
В клиноременных передачах (на основании практики)
(3.5)
а максимальное межосевое расстояние
(3.6)
Требуемая длина ремня для передачи при заданном (или желательном) межосевом расстоянии a и угле обхвата αопределяется как сумма прямолинейных участков и дуг обхвата:
(3.7)
Угол обхвата меньшего шкива
(3.8)