Работа 1. определение эквивалента

ПРАКТИКУМ

ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ

Под редакцией профессора Ореховой А.И.

Рекомендовано Учебно-мето-дическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

(УМО-265 12.05.06)

Екатеринбург, 2009

Практикум по общей химии для студентов всех факультетов. Изд. П, переработанное и дополненное./ Под редакцией проф. Ореховой А.И. – Екатеринбург: УГМА, 2009.

При подготовке врачей большое внимание уделяется теоретическому и практическому изучению многих разделов химии. Химия, как основа всех биологических процессов, входит в число наук, составляющих фундамент медицины. Химические методы исследования и анализа постоянно применяются в диагностике заболеваний и при профилактических обследованиях. Химический синтез является основой для изготовления лекарств. В данном практическом руководстве приведены лабораторные работы, помогающие освоению теоретических основ химии. Практикум написан в соответствии с программой по курсу общей химии для студентов медицинских институтов.

В составлении практикума принимали участие:

Р.П.Лелекова

И.И.Ильяшевич

В.Е.Кротов

Г.Н.Моисеева

Т.М.Вовнова

Т.А.Афанасьева

Н.А.Белоконова

© Уральская государственная медицинская академия, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................ 5

РАБОТА 1. Определение эквивалента металла ................. 6

РАБОТА 2. Приготовление раствора определенной
концентрации........................................................................ 9

РАБОТА 3. Измерение теплового эффекта
реакции нейтрализации ....................................................... 12

РАБОТА 4. Скорость химической реакции ....................... 15

РАБОТА 5. Химическое равновесие .................................... 18

РАБОТА 6. Получение комплексных соединений ............ 21

РАБОТА 7. Окислительно-восстановительные свойства
соединений марганца........................................................... 24

РАБОТА 8. Буферные системы ............................................ 27

РАБОТА 9. Поверхностные явления. Адсорбция .............. 32

РАБОТА 10. Хроматография ................................................ 36

РАБОТА 11. Структурообразование, изоэлектрическая
точка белков ..........................................................................43

РАБОТА 12. Химические свойства металлов и сплавов.. 48

РАБОТА 13. Метод комплексонометрии. Определение
общей жесткости воды(для медико-профилактического
факультета) ............................................................................. 51

РАБОТА 14. Метод комплексонометрии. Определение
содержания кальция в плазме крови (для лечебно-профилактического и педиатрического факультетов) 54

РАБОТА 15. Метод комплексонометрии. Определение
содержания кальция в слюне (для стоматологического
факультета).............................................................................. 57

РАБОТА 16. Метод оксидиметрии. Определение
окисляемости воды методом перманганатометрии
(для медико-профилактического факультета) ....................... 60

РАБОТА 17. Метод оксидиметрии. Определение
массовой доли пероксида водорода в растворе
методом перманганатометрии (для лечебно-профилактического и педиатрического факультетов) 63

РАБОТА 18. Метод йодометрии. Определение
содержания аскорбиновой кислоты в препарате
(для лечебно-профилактического, стоматологического,
педиатрического факультетов) .............................................. 66

РАБОТА 19. Метод йодометрии. Определение
содержания свободного хлора в воде (для медико-профилактического факультета) 68

РАБОТА 20. Фотоколориметрия. Определение
содержания Fe (III) в минерализованной плазме крови
(для лечебно-профилактического и педиатрического
факультетов) ........................................................................... 70

РАБОТА 21. Фотоколориметрия. Определение
содержания Fe (III) в питьевой воде (для медико-профилактического факультета) 72

РАБОТА 22. Потенциометрический метод
определения нитратов в овощах и фруктах
(для медико-профилактического факультета) ....................... 74

РАБОТА 23. Определение активной и общей
кислотности желудочного сока методом
потенциометрического титрования (для лечебно-профилактического и педиатрического факультетов) 78

РАБОТА 24. Теория произведения растворимости.
Образование осадков в организме человека и их
растворение............................................................................ 81

РАБОТА25. Получение дисперсных систем ....................... 84

РАБОТА 26. Сравнительная устойчивость и методы
осаждения различных дисперсных систем ........................ 88

РАБОТА 27. Растворы электролитов. Методы
определения рН биологических жидкостей ...................... 94

РАБОТА 28. Метод кондуктометрии. Определение
электрической проводимости желудочного сока............. 98

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум содержит информацию о подготовке и проведении лабораторно-практических занятий по 10 темам.

К каждому занятию предпослано краткое обоснование изучения данной темы для формирования будущего специалиста-медика; указывается цель занятия, где дается представление о том, какие знания и умения должен приобрести студент на занятии. Контрольные вопросы ориентируют студента в самостоятельной работе с литературой, помогают лучше усвоить материал.

При подготовке к занятию рекомендуется пользоваться следующей литературой:

1. Ю.А.Ершов, В.А.Попков, А.С.Берлянд. Общая химия. М.: Высшая школа, 1993.

2. А.С.Ленский. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М.: Высшая школа, 1989.

3. М.И.Равич-Щербо, В.В.Новиков. Физическая и коллоидная химия. М.: Высшая школа, 1980.

4. А.В.Бабков и др. Практикум по общей химии с элементами количественного анализа. М.: Высшая школа, 1978.

5. А.И.Орехова, Р.П.Лелекова. Задачи и упражнения по общей и бионеорганической химии. Под ред. А.И.Ореховой. Екатеринбург: УГМА, 2007.

6. В.И.Слесарев. Химия. Основы химии живого. С.-Пб.: Химиздат, 2000.

Письменное задание к занятию включает в себя вопросы и задачи для проверки усвоения материала, в то же время обязательное выполнение домашнего задания – это одна из форм самостоятельной работы студентов.

Лабораторная работа представлена описанием опытов и методическим указанием к их проведению. Лабораторная работа выполняется каждым студентом индивидуально. Для более глубокого осмысления лабораторной работы и экономии времени на занятии необходимо в процессе подготовки к занятию прочитать описание опытов, заготовить таблицы.

РАБОТА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТА

МЕТАЛЛА

Закон эквивалентов является одним из основных законов химии; используется при приготовлении реактивов и количественном определении веществ титриметрическим методом.

Закон эквивалентов имеет большое значение при анализе чистоты лекарственных препаратов, анализе питьевых и сточных вод, различных биологических жидкостей, при диагностике и контроле за ходом лечения ряда заболеваний.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Усвоить понятие эквивалента, ознакомиться с практическим расчетом эквивалента металла на основании экспериментальных данных по выделению им водорода из раствора кислоты.

Задание:

Проведите экспериментальное определение эквивалента металла по выделению им водорода из раствора кислоты. По величине эквивалента и его степени окисления назовите металл. Составьте отчет.

Наши рекомендации