Устройство автомобильного вентильного генератора с клювообразным ротором
1. Цель работы
Изучение устройства и принципа работы автомобильного вентильного генератора с клювообразным ротором (на примере генератора Г 250).
2. Краткие сведения
В настоящее время на автомобилях и тракторах с электропуском применяются системы электропитания постоянного тока, так как при этом просто и надежно осуществляется параллельная работа генератора с аккумуляторной батареей. Поэтому при применении на автомобиле в качестве источника электропитания синхронного генератора переменного тока его мощность выпрямляется, т.е. в автотракторной системе электропитания применяется вентильный генератор. Генератор на автомобиле предназначен для питания всех электропотребителей автомобиля при работающем двигателе внутреннего сгорания.
Автомобильный вентильный генератор представляет собой синхронную трехфазную машину с выпрямлением всей мощности полупроводниковым выпрямителем. Электрическая схема вентильного генератора показана на рис. 3.1. Обмотка возбуждения, питаемая постоянным током от выпрямителя, создает магнитный поток возбуждения Ф (ротора). Магнитное поле возбуждения, вращаясь вместе с ротором, пересекает проводники фазных обмоток якоря, расположенные в пазах статора.
Вследствие этого в фазных обмотках якоря индуктируются переменные Э.Д.С. ЕФА, ЕФВ, ЕФС одинаковой величины и частоты, но сдвинутые по фазе на 120º.
Рис. 3.1. Электрическая схема вентильного генератора.
Э.Д.С. фазы обмотки якоря определяется выражением:
где - частота перемагничивания зубца якоря, сек;
kФ – коэффициент формы поля;
Ф – магнитный поток возбуждения (ротора), Вб;
W1 – число витков фазы обмотки якоря;
k0 – обмоточный коэффициент обмотки якоря;
n – частота вращения ротора генератора, об/мин
Величина линейной Э.Д.С. на выходе синхронного трехфазного генератора зависит от схемы соединения фазных обмоток статора:
при соединении в звезду (Y)
при соединении в треугольник (∆)
При подключении к обмотке якоря нагрузки Rнагр в обмотках якоря (статора) появляются токи IФА, IФВ, IФС. Магнитное после, созданное этими токами, вращаются в пространстве с той же скоростью, что и ротор, т.е. синхронно. Отсюда и название синхронный генератор.
Рассмотрим работу трехфазного генератора с выпрямителем на нагрузку (Rнагр.) при соединении обмотки якоря в звезду. Концы фазных обмоток генератора соединены с выпрямителем, собранным по трехфазной двухполупериодной схеме (схема А.Н.Ларионова). В этой схеме применены шесть вентилей. В верхней группе вентилей положительной полярности (1,3,5) катоды электрически связаны между собой, в нижней группе вентилей отрицательной полярности (2,4,6) аноды электрически связаны между собой. Теоретически в такой схеме в проводящем направлении работают из верхней группы вентиль, у которого анод имеет наиболее высокий потенциал, и из нижней группы вентиль, у которого катод имеет более низкий потенциал. Следовательно, в любой момент времени работают два вентиля: один положительной полярности (верхний), другой отрицательной полярности (нижний) и каждый вентиль пропускает ток в течение одной трети периода.
Отличительной особенностью автомобильного вентильного генератора от генератора общепромышленного назначения является: многополюсный ротор клювообразного типа с обмоткой возбуждения, состоящей из одной катушки, размещенной внутри ротора; малая осевая длина и увеличенный диаметр электрической машины; малое число пазов на полюс и фазу q£1 (реже 2).
где
z1 – число пазов якоря; р – число пар полюсов; m - число фаз.
Рис. 3.2. Клювообразный полюсный наконечник (6-ти полюсный)
Многополюсный ротор при одной катушке возбуждения получается за счет применения полюсного наконечника специальной формы – клювообразный полюсный наконечник (рис. 3.2.). На рис. 3.3 приведена конструктивная схема магнитной системы и обмоток такого генератора (продольный и поперечный разрез). При подаче постоянного напряжения на щетки 6 по обмотке возбуждения 2 протекает постоянный ток возбуждения IВ. На рис. 3.3 знаком «•» обозначен ток возбуждения, текущий на нас, знаком «+» - ток, текущий от нас. Ток возбуждения вызывает магнитный поток Ф, направленный по оси генератора. Силовая линия магнитного потока возбуждения показана пунктирной линией, а направление потока - стрелками.
Рис. 3.3. Конструктивная схема генератора.
1 – втулка; 2 – обмотка возбуждения; 3 – клювообразные полюсные наконечники; 4 – пакет якоря; 5 – обмотка якоря; 6 – щетки; 7 - контактные кольца; 8 – изоляционная втулка; 9 – вал.
Возникший магнитный поток проходит по магнитной цепи генератора, а именно, по втулке через стык между втулкой и кольцом полюсного наконечника со стороны контактных колец (к.к.), по клювам полюсного наконечника, по рабочему воздушному зазору, по зубцам пакета якоря, по ярму, зубцам, рабочему зазору, через клювы и сборное кольцо полюсного наконечника со стороны противоположной контактным кольцам, через стык между сборным кольцом и втулкой возвращается на втулку. На рис. 3.3, показано, что магнитный поток выходит из клювов полюсного наконечника со стороны к.к. и выходит в клювы полюсного наконечника с противоположной стороны, т.е. клювы одного полюсного наконечника можно считать полюсами N, а клювы другого наконечника полюсами S.Таким образом, в рассматриваемой выше конструкции при одной катушке возбуждения имеем многополюсный индуктор.
Малое число пазов на полюс и фазу позволяет применять пакет с малым числом пазов и технологичные обмотки. В этом случае обмотки состоят из отдельных катушек. Так при q=0,5 каждая катушка размещается на одном зубце, а при q=1,0 каждая катушка размещается на трех зубцах.
Устройство автомобильного вентильного генератора с клювообразным ротором рассмотрим на примере генератора Г 250.
Генератор Г 250 (рис. 3.4 а и б) выполнен из следующих основных узлов: якоря - статора, индуктора - ротора, крышек со стороны привода и контактных колец, вентилятора.
Рис. 3.4. а. Генератор Г 250
Рис. 3.4. Генератор Г 250
1 – обмотка якоря; 2 – пакет якоря; 3 – полюсный наконечник; 4 – обмотка возбуждения; 5 – втулка; 6 – вал; 7 – передняя крышка; 8 – вентилятор; 9 – шкив; 10 – подшипник передний; 11 – стакан; 12 – разрезное кольцо; 13 – шпонка; 14 – гайка; 15 – втулка; 16 – крышка подшипника; 17 – винт; 18 – задняя крышка; 19 – положительный теплоотвод БПВ; 20 – отрицательный теплоотвод БПВ; 21 – отрицательный вентиль; 22 – изоляционные втулки; 23 – вывод переменного тока БПВ; 24 – винт; 25 – подшипник задний; 26 – крышка подшипника; 27 – гайка; 28 – контактные кольца; 29 и 30 – отрицательная и положительная щетки; 31 – щеткодержатель; 32 – вывод Ш; 33 – винт щеткодержателя; 34 – каркас; 35 – стяжной винт; 36 – клемма «+»; 37 – клемма «-»; 38 – положительный вентиль.
Якорь состоит из пакета 2 и обмотки 1. Пакет 2 набирается из пластин электротехнической стали толщиною 1,0 мм каждая. Две крайние пластины для увеличения жесткости изготовлены из стали 10 м имеют толщину 2±0,13 мм. Пластины по наружной поверхности пакета соединены в шести местах сваркой. Пакет является магнитопроводом якоря.
Внутренняя часть пакета имеет 18 равномерно расположенных по окружности пазов трапецеидального сечения, в которые помещена распределенная однослойная обмотка якоря 1. На каждом зубце расположена одна катушка (всего 18 катушек). Каждая катушка обмотки 1 состоит из 13 витков медного провода марки ПЭВ-2 диаметром 1,35/1,46 мм. Катушки соединены в фазы: 1, 4, 7, 10, 13, 16 - в фазу А; 2, 5, 8, 11, 14, 17 - в фазу В; 3, 6, 9, 12, 15, 18 - в фазу С. Число витков в фазе - 78. Фазные обмотки соединены по схеме "звезда". Выводы фазных обмоток для присоединения к выпрямителю снабжены наконечниками.
Индуктор состоит из вала 6, двух клювообразных наконечников (полюсных) 3, втулки 5, обмотки возбуждения 4 и контактных колец 28.
Втулка 5 и примыкающие к её торцам два клювообразных полюсных наконечника 3, имеющий каждый по шесть полюсов, образуют 12-полюсную магнитную систему.
Клювообразные полюсные наконечники 3 выполняются холодной штамповкой из полосовой стали толщиной 12 мм с последующей обработкой по наружному диаметру. Для снижения магнитного шума часть ротора наружной поверхности полюса имеет скосы (на сбегающем крае).
Обмотка возбуждения 4 наматывается на каркас 34 в несколько рядов и состоит из 490±10 витков медного провода марки ПЭВ-2 диаметром 0,74/0,83 мм. При намотке провод в рядах укладывают плотно виток к витку и между рядами прокладывают слои конденсаторной бумаги. Сверху обмотку обклеивают крепированной бумагой, которая образует слой наружной изоляции. Сопротивление обмотки в холодном состоянии 3,7±0,2 Ома. Выводы обмотки возбуждения проходят между полюсами, в проточке торца полюсного наконечника со стороны контактных колец, под изоляционными втулками контактных колец и припаиваются к двум изолированным друг от друга и от вала медным контактным кольцам 28.
Втулка 5 и полюсные наконечники 3 магнитопровода ротора, контактные кольца 28 закреплены на валу посредством прессовой посадки на накатку вала.
Ротор динамически балансирует в двух плоскостях, допустимая динамическая неуравновешенность в каждой плоскости 4 г∙см. На вал со стороны контактных колец установлен (по плотной посадке) шариковый подшипник 25.
Якорь и ротор для повышения электрической прочности, теплопроводности и цементирования витков катушек пропитывают компаундами или лаками.
Якорь генератора центрируется в расточках крышек 7 и 18. Крышки стягиваются четырьмя стяжными винтами 35.
Крышки 7, 18 выполняются из алюминиевого сплава методом литья под давлением. Посадочные места под подшипники и отверстия в лапах для крепления генератора к двигателю для предотвращения износов армированы стальными втулками. В крышках установлены закрытые шарикоподшипники 10, 25 с двухсторонним резиновым уплотнением и одноразовой кремнийорганической смазкой.
Крышки со стороны привода (передняя) в сборе состоит из собственно крышки 7 и узла подшипника.
Крышка со стороны привода 7 снабжена двумя лапами для установки генератора на двигателе и для осуществления натяжения приводного ремня и имеет вентиляционные отверстия и два резьбовых отверстия для снятия крышки с вала в процессе разборки генератора. В крышке установлен опорный подшипник 10, не допускающий осевого перемещения вала (наружная и внутренняя обоймы подшипника не имеют осевого перемещения).
Крышка со стороны контактных колец (задняя) в сборе, состоит из собственно крышки 18, выпрямительного блока (19¸23) и щеткодержателя 31 со щетками 29 и 30;
Крышка со стороны контактных колец 18 имеет вентиляционные отверстия и лапу для крепления генератора на двигателе. На крышке двумя винтами 33 крепится пластмассовый щеткодержатель 31, в направляющих отверстиях которого находятся две прямоугольные щетки 29 и 30 марки M1 размерами 6,0x6,5x15 мм. Одна щетка 29 соединена с массой генератора, другая 30 - медным канатиком с клеммой Ш-32 генератора. При сборке в гнездо крышки 18 входит наружная обойма подшипника 26, насаженного внутренней обоймой плотно на вал. Гнездо допускает осевое перемещение наружной обоймы подшипника, необходимое для выбора допусков при сборке генератора, а также для предотвращения заклинивания машины при температурных изменениях размеров вала. Следовательно, подшипник со стороны контактных колец является направляющим.
Внутри крышки монтируется трехфазный двухполупериодный выпрямительный блок ШВ-4-45; выполненный на автомобильных вентилях типа ВА 20 (рис. 3.4 и рис. 3.5).
Блок состоит из положительного теплоотвода 19 с тремя впрессованными положительными вентилями 37 типа ВА 20П и отрицательного теплоотвода 20 с тремя впрессованными отрицательными вентилями 21 типа ВА 200. Теплоотвода - это пластины из алюминиевого сплава, в которых предусмотрены гнезда для запрессовывания вентилей.
Рис. 3.5. Выпрямительный блок БПВ-4-45.
19 и 20 – положительный и отрицательный теплоотводы; 37 и 21 - положительный и отрицательный вентили; 23 – вывод переменного тока БПВ
Положительный вентиль - это вентиль, у которого катод соединен с корпусом вентиля. Отрицательный вентиль - это вентиль, у которого анод соединен с корпусом вентиля. Такое выполнение вентилей позволило существенно упростить выпрямительный блок.
Положительный теплоотвод 19 одновременно является положительным выводом, отрицательный теплоотвод 20 - отрицательным выводом выпрямителя. Теплоотводы соединены между собой тремя винтами 23, изолированными от пластин втулками 22, 38. Винты 23, на которых происходит соединение катода положительного вентиля с анодом отрицательного вентиля и вывода фазной обмотки, являются выводом переменного тока выпрямителя «~». С указанных трех выводов 23 можно снимать переменное линейное напряжение генератора.
Теплоотводы 19 и 20 имеют вентиляционные отверстия, причем отверстия в отрицательном теплоотводе находятся против положительных вентилей. Таким образом, вентили находятся в потоке охлаждающего воздуха, что и обеспечивает хорошее охлаждение выпрямительного блока.
Блок с помощью болта, который является плюсовой клеммой генератора 36 и винта 37, который является минусовой клеммой генератора, закрепляется в крышке генератора со стороны контактных колец (рис. 3.4 б). Кроме того, для повышения вибропрочности предусмотрено дополнительное крепление теплоотводов к крышке.
Выпрямительный блок БПВ-4-45 ремонтоспособен - можно проводить замену вышедшего из строя вентиля.
Для охлаждения катушек обмотки якоря, обмотки возбуждения, контактных колец, а также кремниевых диодов выпрямителя в генераторе применена протяжная вентиляция, осуществляемая с помощью вентилятора 8, связанного с приводным шкивом 9 генератора. Крыльчатка генератора штампования, изготовлена из тонколистовой стали и имеет десять лопастей. Шкив генератора литой из чугуна.
Разъемное соединение обмотки якоря с выпрямителем, осуществляемое на клеммах выпрямителя 23 (рис. 3.5), обеспечивает удобство сборки и возможность разборки и ремонта генератора. Выводные болты генератора - клемма «+», «-» и «Ш» - расположены на торце крышки со стороны щеточного узла, что обеспечивает удобный доступ к ним на автомобиле.
Генераторы переменного тока типа Г 250 устанавливаются как на легковых (ГАЗ-24, «Волга» - генератор Г 250 E1; «Москвич-408», - 412» - генератор Г 250 Ж1), так и на грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности с 12-вольтовой системой электрооборудования (ЗИЛ-130 - генератор Г 250 И1; ГАЗ 66 - генератор Г 250 B1; ГАЗ 53 - генератор Г 250 Г1; УАЗ-451 Д - генератор Г 250 A1). Все модификации генератора переменного тока типа Г 250 (Г 250 A1, -Б1, -B1, -Г1, -Д1, -E1, -И1, -Ж1) полностью унифицированы, а отличаются лишь размерами приводных шкивов.
Привод генератора на автомобиле осуществляется, в основном от двигателя внутреннего сгорания через ременную передачу. Ременная передача отличается эластичностью, бесшумностью в работе и простотой конструкции. Однако она имеет большие размеры (шкивы, ремень), значительный износ ремня и требует контроля и периодического натяжения ремня.
При ременной передаче обычно крепление генератора к двигателю производят на кронштейне. Применяют два варианта схем ременного привода:
- клиновидный ремень охватывает ведущий шкив, расположенный на коленчатом валу двигателя, шкив вентилятора и шкив генератора (привод на три шкива);
- генератор приводится во вращение индивидуальным приводом.
3. Учебные пособия, приспособления и инструменты
3.1. Генератор Г 250 в сборе, разрезные образцы, щиты с деталями и плакаты.
3.2. Приспособления и инструменты, необходимые для разборки и сборки генераторов.
4. Порядок проведения работы
4.1. Разобрать генератор.
4.2. Ознакомиться с устройством отдельных деталей и узлов генератора.
4.3. Вычертить электрическую схему соединения обмоток якоря, возбуждения и диодов выпрямителя и обозначить выводы генератора.
4.4. Вычертить эскиз магнитной системы генератора (продольный и поперечный разрезы) и разместить обмотки.
4.5. Определить количество пазов пакета, материал пазовой изоляции, количество катушек в якоре, число катушек в фазе, форму катушки, тип обмотки, дать эскиз паза.
4.6. Определить число полюсов, количество катушек, форму обмотки возбуждения, крепление выводов обмотки и проследить прокладку выводов до контактных колец.
4.7. Вычертить эскиз устройства выпрямителя.
4.8. Вычертить эскиз устройства щеточно-контактного узла.
4.9. Вычертить эскиз системы вентиляции.
4.10.Вычертить эскиз установки (крепление) генератора на двигателе.
4.11. Нарисовать схему обмотки якоря.
4.12. Ознакомиться с параметрами генератора (мощность, напряжение, начальная частота возбуждения генератора в режимах холостого хода, расчетной и полной нагрузки).
4.13. Собрать генератор. Сборка генератора производится в последовательности, обратной процессу разборки генератора.
5. Содержание отчета
5.1. Тип изучаемого генератора и его краткая техническая характеристика.
5.2. Последовательность осуществления сборки генератора.
5.3. Описание принципа работы вентильного генератора с приведением электрической схемы вентильного генератора (схема включения обмоток генератора и диодов выпрямителя).
5.4. Краткое описание устройства клювообразного вентильного генератора.
5.5. Эскизы магнитной цепи генератора (продольный и поперечный) с указанием пути основного магнитного потока.
5.6. Эскиз щеточно-контактного узла.
5.7. Эскиз выпрямительного блока.
5.8. Эскиз охлаждения генератора с указанием типа исполнения рассматриваемого генератора по способу охлаждения.
6. Контрольные вопросы
6.1. К какому типу генераторов относится автомобильный генератор Г 250?
6.2. Из каких узлов и деталей состоит генератор и в какой последовательности осуществляется сборка генератора?
6.3. Что такое вентильный генератор и как он работает?
6.4. В чем особенности устройства вентильных автомобильных генераторов по сравнению с генераторами общепромышленного назначения?
6.5. Как устроен индуктор генератора?
6.6. Как устроен якорь?
6.7. Из какого материала выполнены втулка ротора, клювы, пакет якоря, крышки?
6.8. Каково назначение и устройство щеточно-контактного узла?
6.9. Каково назначение и устройство выпрямителя?
6.10. Что достигается применением в выпрямительном блоке диодов разной полярности?
6.11 Как осуществляется охлаждение генератора?
6.12.Какие подшипники применены в генераторе?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4