Методы и аппаратура для исследования закономерностей солеобразования
В процессе эксплуатации нефтепромыслового оборудования возникают негативные процессы, существенно осложняющие нефтедобычу. Так, обводнение нефтяных скважин в условиях интенсивной разработки месторождений во многих случаях приводит к образованию неорганических солей (обычно карбоната кальция). Последующее их отложение в нефтепромысловом оборудовании (НПО) существенно усложняет эксплуатацию скважин, приводит к поломке погружных электроцентробежных насосов, значительно сокращает межремонтный период работы скважин.
Эффективность борьбы с отложением солей в НПО находится в прямой зависимости от времени обнаружения процесса солеобразования, непосредственное наблюдение которого практически недоступно в процессе эксплуатации скважин. Таким образом, внедрение эффективной методики диагностики состояния скважин в отношении солеобразования является необходимым условием успешной борьбы с солеотложением в НПО.
Традиционные методы диагностики основаны на экспертной оценке прироста давления на буфере скважины, расчете моделей карбонатного равновесия по данным химического анализа попутно добываемых вод или гидродинамических расчетах добываемой смеси нефть-вода в окрестности забоя скважины. Точность их не высока. Для решения данной задачи диагностики использовались модели распознавания, основанные на вычислении оценок.
Для описания явления солеобразования использовались системы признаков, связанных, по мнению экспертов, с данным явлением и которые могут быть измерены в промышленных условиях: давление, температура, химический состав попутно добываемых вод, условия эксплуатации. Объектами распознавания являлись описания скважин с помощью 15—20 признаков, замеренных в один и тот же момент времени для фиксированной скважины. Таблицы обучения формировались из выборок описаний скважин, на которых было зафиксировано отложение солей (и, следовательно, наличие солеобразования) и выборок описаний скважин, на которых солеотложений зафиксировано не было. Данные две группы описаний использовались для описания класса солеобразующих и класса соленеобразующих скважин.
Численные расчеты проводились по данным месторождений п/о Юганскнефтегаз и п/о Нижневартовскнефтегаз с использованием различных систем признаков. Точность распознавания находилась в пределах 85—95 % правильных ответов. Для решения задачи обычно было достаточно около половины исходных признаков. В состав информативных подмножеств признаков входили как признаки, связь которых с явлением солеобразования является хорошо известной (прирост давления, содержание ионов Са+2, HCO), так и признаки, целесообразность учета которых при диагностике состояний скважин в отношении солеобразования была ранее неизвестна.
Изменение очертаний диномограмм обусловлено в определенной мере таким явлениями, как неполное заполнение насоса жидкостью, срыв подачи насоса затрубным газом. Одновременно с аномальными очертаниями динамограмм появление гипса в скважинах сопровождается неуклонным снижением дебита жидкости и накопленного водонефтяного фактора, который представляет отношение нарастающей добычи воды к нарастающей добыче нефти.
При эксплуатации скважин электроцентробежными насосами появление твердых осадков солей в скважине и насосном оборудовании можно фиксировать по неуклонному снижению производительности скважины и резкому повышению динамического уровня, иногда до устья скважины.
Таким образом, контроль за появлением неорганических солей в действующих нефтяных скважинах и глубинно-насосном оборудовании можно оперативно осуществлять в комплексе по характеристикам работы глубинно-насосного оборудования, неуклонному падению производительности скважин, характеристикам вытеснения на стадии обводнения, изменению динамического уровня в скважине и другим показателям, не требующим специальных промысловых работ и остановок скважин.
Методы борьбы с солеотложениями преследуют обычно две цели: путем химического воздействия воспрепятствовать отложению солей, удалить выпавшие соли с поверхности оборудования в случае неэффективного действия ингибиторов.
Характер осадконакопления в рабочих органах насоса выявлялся при расследовании причин выхода из строя стандартных электроцентробежных насосов во время ее полной разборки при ремонте. Исследованиями при осмотре этих установок было выявлено следующее распределение отложений по длине насоса. Установлено, что в 45% случаев отложения наблюдаются в первых (от двух до восьми) направляющих аппаратах и рабочих колесах. В 21% случаев отложения наблюдаются, кроме первых направляющих аппаратов и рабочих колес, еще и в последних 3...5 направляющих аппаратах и колесах. Около 13% случаев отложения наблюдаются по всей длине установки, но с преобладанием их в первых и последних ступенях, при этом в средней части насоса отложения незначительны и носят прерывистый характер.