Химический состав (%) и твердость некоторых конструкционных легированных сталей в состоянии поставки
Марка стали | С | Si | Мn | Сr | Ni | Другие элементы | Число твердости НВ (не более) | ||||
Хромистые стали | |||||||||||
20Х | 0,17-0,23 | 0,17-0,37 | 0,50-0,80 | 0,70-1,00 | - | - | |||||
30Х | 0,24-0,32 | 0,17-0,37 | 0,50-0,80 | 0,80-1,10 | - | - | |||||
40Х | 0,36-0,44 | 0,17-0,37 | 0,50-0,80 | 0,80-1,10 | - | - | |||||
45Х | 0,41-0,49 | 0,17-0,37 | 0,50-0,80 | 0,80-1,10 | - | - | |||||
Марганцовистые стали | |||||||||||
20Г | 0,17-0,24 | 0,17-0,37 | 0,70-1,00 | - | - | - | |||||
30Г | 0,27-0,35 | 0,17-0,37 | 0,70-1,00 | - | - | - | |||||
40Г | 0,37-0,45 | 0,17-0,37 | 0,70-1,00 | - | - | - | |||||
50Г | 0,48-0,56 | 0,17-0,37 | 0,70-1,00 | - | - | - | |||||
Хромомарганцевые стали | |||||||||||
20ХГР | 0,18-0,24 | 0,17-0,37 | 0,70-1,00 | 0,75-1,05 | - | - | |||||
30ХГТ | 0,24-0,32 | 0,17-0,37 | 0,80-1,10 | 1,00-1,30 | - | Ti 0,03-0,09 | |||||
40ГТР | 0,38-0,45 | 0,17-0,37 | 0,70-1,00 | 0,80-1,10 | - | Ti 0,03-0,09 | |||||
Хромомолибденовые и хромомолибденованадиевые стали | |||||||||||
20ХМ | 0,15-0,25 | 0,17-0,37 | 0,40-0,70 | 0,80-1,10 | - | Мо 0,15-0,25 | |||||
30ХМА | 0,26-0,33 | 0,17-0,37 | 0,40-0,70 | 0,80-1,10 | - | Мо 0,15-0,25 | |||||
30Х3МФ | 0,27-0,34 | 0,17-0,37 | 0,30-0,60 | 2,30-2,70 | - | Мо 0,20-0,30 V 0,06-0,12 | |||||
40 ХМФА | 0,37-0,44 | 0,17-0,37 | 0,40-0,70 | 0,80-1,10 | - | Мо 0,20-0,30 V 0,10-0,18 | |||||
Хромованадиевые стали | |||||||||||
15 ХФ | 0,12-0,18 | 0,17-0,37 | 0,40-0,70 | 0,80-0,10 | - | V 0,06-0,12 | |||||
40ХФА | 0,37-0,44 | 0,17-0,37 | 0,50-0,80 | 0,80-1,10 | - | V 0,10-0,18 | |||||
Продолжение таблицы
Марка стали | С | Si | Мn | Сr | Ni | Другие элементы | Число твердости НВ (не более) | |||||
Никельмолибденовые стали | ||||||||||||
15Н2М | 0,10-0,18 | 0,17-0,37 | 0,40-0,70 | - | 1,50-1,90 | Мо 0,20-0,30 | ||||||
20Н2М | 0,17-0,25 | 0,17-0,37 | 0,40-0,70 | - | 1,50-1,90 | Мо 0,20-0,30 | ||||||
Хромоникелевые и хромоникелевые с бором стали | ||||||||||||
20 ХН | 0,17-0,23 | 0,17-0,37 | 0,40-0,70 | 0,45-0,75 | 1,00-1,40 | - | ||||||
45 ХН | 0,41-0,49 | 0,17-0,37 | 0,50-0,80 | 0,45-0,75 | 1,00-1,40 | - | ||||||
12ХН3А | 0,09-0,16 | 0,17-0,37 | 0,30-0,60 | 0,60-0,90 | 2,75-3,15 | - | ||||||
20Х2Н4А | 0,16-0,22 | 0,17-0,37 | 0,30-0,60 | 1,25-1,65 | 3,25-3,65 | - | ||||||
Хромокремнемарганцевые и хромокремнемарганцевоникелевые стали | ||||||||||||
30ХГС | 0,28-0,35 | 0,90-1,20 | 0,80-1,10 | 0,80-1,10 | - | - | ||||||
30ХГСА | 0,28-0,34 | 0,90-1,20 | 0,80-1,10 | 0,80-1,10 | - | - | ||||||
35 ХГСА | 0,32-0,39 | 1,10-1,40 | 0,80-1,10 | 0,80-1,40 | - | - | ||||||
30ХГСН2А | 0,27-0,34 | 0,90-1,20 | 1,00-1,30 | 0,90-1,20 | 1,40-1,80 | - | ||||||
Хромоникельмолибденовые стали | ||||||||||||
20ХН2М | 0,15-0,22 | 0,17-0,37 | 0,40-0,70 | 0,40-0,60 | 1,60-2,00 | Мо 0,20-0,30 | ||||||
38Х2Н2МА | 0,33-0,40 | 0,17-0,37 | 0,25-0,50 | 1,30-1,70 | 1,30-1,70 | Мо 0,20-0,30 | ||||||
40 ХН2МА | 0,37-0,44 | .0,17-0,37 | 0,50-0,80 | 0,60-0,90 | 1,25-1,65 | Мо 0,15-0,25 | ||||||
Хромоникельмолибденованадиевые и хромоникельванадиевые стали | ||||||||||||
30ХН2МФА | 0,27-0,34 | 0,17-0,37 | 0,30-0,60 | 0,60-0,90 | 2,00-2,40 | Мо 0,20-0,30 V 0,10-0,18 | ||||||
45ХН2МФА | 0,42-0,50 | 0,17-0,37 | 0,50-0,80 | 0,80-1,10 | 1,30-1,80 | Мо 0,20-0,30 V 0,10-0,18 | ||||||
20ХН4ФА | 0,17-0,24 | 0,17-0,37 | 0,25-0,55 | 0,70-1,10 | 3,75-4,15 | V 0,10-0,18 | ||||||
Примечание:характеристики твердости НВ приведены для отожженной или высоко-отпущенной стали диаметром или толщиной > 5 мм.
Для изготовления деталей планера в зависимости от условий работы и эксплуатации применяются стали различных классов: среднелегированные, высоколегированные мартенситно-стареющие, коррозионностойкие аустенитного, мартенситного и переходного аустенитно-мартенситного классов.
Среднелегированные конструкционные стали служат для изготовления деталей шасси, лонжеронов, крепежа, деталей центроплана и т.д. Прочность этих сталей составляет 900-1900 МПа, обеспечивается содержанием углерода в пределах 0,2—0,4% и термической обработкой, состоящей в закалке и отпуске при температурах 200-300°С (на прочность более 1400 МПа) или 500-620°С (на прочность 900-1200 МПа). Помимо углерода такие стали содержат 4-6% (в сумме) таких элементов, как хром, никель, марганец, кремний, молибден, позволяющих получить при закалке однородную высокопрочную мартенситную структуру по всему сечению детали.
Из мартенситно-стареющих высокопрочных сталей типа 03H18K9M5T изготовляют тяжелонагруженные детали шасси, болты и т.д. Эти стали легированы 18% никеля, 9% кобальта, 5% молибдена и 0,9% титана. Такое легирование при низком содержании углерода (<0,03%) позволяет получить после закалки мартенсит, отличающийся высокой пластичностью, но низкой прочностью. В закалённом состоянии стали хорошо обрабатываются резанием и легко подвергаются пластической деформации. Стали упрочняются до 1700-2100 МПа путём старения при температурах 480-550°С.
Слабостареющие стали мартенситного класса (08Х15Н5Д2Т, 06Х14Н6Д2МБТ) применяются для изготовления сложных сварных конструкций (лонжероны, рамы) и элементов обшивки, работающих во всех климатических условиях. Эти стали после закалки имеют мартенситную структуру с некоторым количеством остаточного аустенита. Стали подвергаются старению при температурах 410-525°С и имеют прочность примерно 1300 МПа, обеспечиваемую легированием углеродом (0,07%) и медью (2%), которая вызывает дисперсионное упрочнение. Низкоуглеродистые стали хорошо свариваются и не требуют после сварки термической обработки.
Стали для деталей двигателя работают при повышенных температурах, сохраняя в этих условиях высокую прочность и хорошее сопротивление окислению поверхности. Жаропрочные стали мартенситного класса (типа 1Х12Н2ВМФ) легированы такими элементами, как хром, никель, углерод, азот, вольфрам, молибден, ниобий, ванадий, обеспечивающими окалиностойкость, мартенситное состояние матрицы и её карбонитридное упрочнение. Эти стали после закалки подвергают отпуску при 350-720°С; работоспособны до температур 550-650°С. Для работы при 650-800°С применяют высоколегированные аустенитные стали типа Х12Н20Т3МР, упрочняющиеся при старении.
Все перечисленные стали используются в авиастроении в деформированном виде. Кроме того, для изготовления различных деталей планёра, двигателя и агрегатов разработаны специальные литейные стали - среднелегированные (типа 35ХГСЛ) и нержавеющие (типа 07Х14Н5Д2МБЛ); эти стали термообрабатываются на уровень прочности 1000-1200 МПа. Применение литейных сталей в авиастроении позволяет снизить трудоёмкость механической обработки и сократить расход металла.