Тема 3 Нуклеиновые кислоты
Задание 1. Зарисуйте обобщенную структуру нуклеотидов (рибо- и дезоксирибонуклеотидов). Укажите основное различие между ними.
Задание 2. Изобразите структурные формулы пурина и пиримидина, а также главные пиримидиновые и пуриновые основания нуклеиновых кислот.
Задание 3. Зарисуйте дезоксирибонуклеотидные компоненты ДНК в свободной форме при pH 7,0 - дезоксиаденилат (дезоксиаденозин-5, –монофосфат), дезоксигуанилат (дезоксигуанозин-5, – монофосфат, дезокситимидилат (дезокситимидин -5, - монофосфат), дезоксицитидилат (дезоксицитидин – 5,- монофосфат).
Задание 4. Нарисуйте структуру ковалентного остова ДНК и РНК, в которой следующие друг за другом нуклеотидные единицы соединены фосфодиэфирными мостиками.
Задание 5. Дать понятие о принципе комплементарности азотистых оснований, входящих в состав нуклеиновых кислот.Напишите нуклеотидную последовательность одной цепи двухцепочечной ДНК, другая цепь которой имеет последовательность (5,) ATGCCGTATCATTC (3,).
Задание 6. Какова длина гена рибонуклеазы? Какое минимальное число нуклеотидных пар содержится в гене, кодирующем панкреатическую рибонуклеазу (124 аминокислоты)? Почему число нуклеотидных пар может оказаться гораздо большим, чем в Вашем ответе? С чем связана такая неопределенность?
Задание 7. К раствору нуклеиновых кислот была прилита смесь белков: альбуминов, глобулинов, протаминов, глиадинов, гистонов, протеиноидов. При связи с какими белками нуклеиновые кислоты образуют нуклеопротеины? Ответ обоснуйте.
Заполните пропуски, обозначающие биохимические термины и определения, в приведенных ниже заданиях.
Задание 8. Две антипараллельные полинуклеотидные цепочки, соединенные между собой по принципу комплементарности азотистых оснований называют .
Задание 9. Биологические полимеры нуклеотидов (полинуклеотиды) с молекулярной массой от 106 до 1012 носят название _______________.
Задание 10. Универсальный аккумулятор энергии в клетке, содержащий две высокоэнергетические связи, называется ____________________.
Задание 11. Количество пуриновых оснований в молекуле ДНК равно количеству пиридиновых оснований - это правило ________________ .
Задание 12. Нарушение природной (нативной) структуры ДНК, связанной с разрывом водородных связей между парами азотистых оснований под воздействием определенных факторов, называется ______________ .
Задание 13. Процесс обратный денатурации, при котором происходит восстановление двухцепочной спирали ДНК, называется _________________.
Задание 14. Структурное соответствие (дополнение), принцип комплементарности, лежащий в основе многих биологических соединений, в том числе и в основе структуры ДНК, называется _______________.
Тема 4 Ферменты
Задание 1. Решите задачу. Сохранение сладкого вкуса кукурузы.
Сладкий вкус зерна в свежесобранных початках кукурузы обусловлен высоким содержанием в них сахара. Кукуруза, которую продают через несколько дней после сбора, имеет более низкую сахаристость, так как около 50% свободного сахара в зернах превращается в крахмал в течение одного дня хранения. Чтобы сохранить сладкий вкус свежесобранной кукурузы, очищенные початки помещают на несколько минут в кипящую воду («бланшируют»), а затем охлаждают в холодной воде. Кукуруза, обработанная таким образом и хранящаяся в замороженном виде, сохраняет свой сладкий вкус. В чем биологическая основа этой обработки?
Задание 2. Изобразите структурные формулы никотинадениндинуклеотида (НАД) и никотинадениндинклеотидфосфата (НАДФ) в окисленной и восстановленной формах. Объясните, куда попадает второй водород при окислении субстрата.
Задание 3. Изобразите прямую и обратную реакции переноса водорода в флавинадениндинуклеотиде (ФАД).
Задание 5. Дать характеристику химической природы ферментов. Какова роль апофермента в функционировании двухкомпонентных ферментов?
Задание 5. Опишите строение ферментов. Дать понятие о природе и роли активного центра фермента.
Задание 6. Представьте графики и объясните зависимость скорости ферментативной реакции от температуры и pH среды.
Задание 7. Типы активаторов и ингибиторов ферментов. Регуляция активности ферментов.
Задание 8. Понятие об абсолютной и относительной специфичности ферментов.
Задание 9. Какова современная классификация и номенклатура ферментов? Приведите примеры реакций, катализируемых представителями каждого класса ферментов.
Заполните пропуски, обозначающие биохимические термины и определения, в приведенных ниже заданиях.
Задание 10. Биологические катализаторы белковой природы, синтезируемые любой живой клеткой, называют _____________.
Задание 11. Вещество, на которое направлено действие фермента, называется _______________.
Задание 12. Совокупность функциональных групп белка, строго определенным образом расположенных в пространстве относительно друг друга и обеспечивающих взаимодействие с субстратом носит название ________.
Задание 13. Небелковая часть двухкомпонентных ферментов – это __________.
Задание 14. Вещества, повышающие активность ферментов, называются ________________
Задание 15. Вещества, которые снижают или полностью подавляют активность ферментов, называются ______________.