Блок информации ( по указанию преподавателя)

Домашнее задание.

1. Приведите фрагменты полинуклеотидной цепи:

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru РНК ДНК

2. Приведите примеры:

       
    Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru
  Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru
 

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru Рибонуклеозида (назовите его) дезоксирибонуклеозида (назовите)

3. Напишите формулу аденозинтрифосфата, укажите сложноэфирные и гликозидные связи:

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru 4. Покажите схематично образование водородных связей в комплементарной паре: цитозин-гуанин

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru

Рекомендуется сделать домашнее задание на занятии.

Занятие № 7

Дата: _________

Вязкость растворов биополимеров.

Целевые задачи:

иметь представление :

- о типах вязкости;

- об основных причинах высокой вязкости биополимеров;

- о методах измерения вязкости растворов ВМС.

Надо знать:

1. Что такое аномальная вязкость, почему она возникает в растворах ВМС?

2. Факторы от которых зависит вязкость растворов биополимеров.

3. Понятия удельной , характеристической, приведенной вязкости полимеров.

4. Законы Ньютона, Пуазейля, уравнение Штаудингера.

Лабораторная работа.

«Определение молекулярной массы биополимера

вискозиметрическим методом».

Цель работы:освоить вискозиметрический метод для определения молекулярной массы ВМС.

Выполнение эксперимента:

Оборудование:вискозиметр ВПЖ-2м, секундомер, цилиндры вместимостью 25 мл, воронки, резиновые груши.

Реактивы:водные растворы крахмала четырех концентраций:0,5 г/л; 1г/л; 2 г/л; 4 г/л, дистиллированная вода.

Выполнение эксперимента:

1. В тщательно вымытый сухой вискозиметр c помощью воронки наливают строго определенный объем растворителя – дистиллированную воду (10мл), отмеренную цилиндром через колено 2. С помощью груши, надетой на патрубок 3, зажав указательным пальцем колено 2, нагнетают в прибор воздух так, чтобы уровень жидкости дошел приблизительно до середины резервуара 4, затем , открыв колено 2, определяют с помощью секундомера время опускания уровня жидкости между метками М 1 и М2 с точностью до десятой доли секунды.(t 0).

2. Затем повторить те же операции и в той же последовательности с растворами крахмала различной концентрации, начиная с минимальной концентрации ( по 10 мл каждого раствора ) и измеряя время истечения жидкости для каждой концентрации: (t 0,5, t 1.5, t 1,8, t 4.0).

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru

Рис. Вискозиметр ВПЖ-2м.

Результаты эксперимента заносят в таблицу:

Концентрация растворов крахмала (С, г/л) Время истечения Жидкости (t,сек) Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru удельная Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru приведенная
0 (вода дистил.)   - -
0,5      
1,5      
1,8      
4,0      

Расчеты :

Расчет удельной вязкости проводится по уравнению:

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( уд.) = t раствора - t 0 / t 0

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( уд.) 1 =

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( уд. )2 =

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( уд.) 3 =

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( уд.) 4 =

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru

Приведенную вязкость рассчитывают по уравнению:

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( привед.) = Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( уд.) / С ( конц.исслед.раствора);

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( привед.)1 =

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( привед.)2 =

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( привед.)3 =

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ( привед.)4 =

По рассчитанным значениям удельной вязкости для четырех различных концентраций (данные занести в таблицу), строим график зависимости приведенной вязкости от концентрации:

График: Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru

По графику определяем характеристическую вязкость (точка пересечения графика с осью ординат) [ Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru ] =

Молярную массу биополимера рассчитывают по уравнению Штаудингера:

Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru = K * Mα , отсюда M = Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru =

K – константа, характерная для полимеров одного гомологического ряда (для гомологического ряда полисахаридов К = 6,1х 10-6 )

α – константа, характеризующая гибкость макромолекул и их взаимодействие с молекулами растворителя (α= 0,63)

 
  Блок информации ( по указанию преподавателя) - student2.ru

Вывод:

_____________________________________________________________________________________

Домашнее задание.

1.Определите молярную массу рибонуклеазы, если результаты вискозиметрического метода для водных растворов рибонуклеазы следующие: характеристическая вязкость водного раствора полимера = 0,033 м3/кг ; К= 5,1х10-5;α = 0,68

2.Рассчитайте удельную и приваеденную (относительную) вязкость раствора белка, если время истечения этого раствора равно 600 сек., а время истечения воды – 240 сек. Плотность раствора белка равна 1,008 г/ см 3.

3. Молярная масса биополимера 230000 г/моль. Вычислить характеристическую вязкость раствора биополимера, используя следующие эмпирические константы: К=1.15 х 10-4 ; α = 0,72 .

4. Приведенные (относительные) вязкости ряда водных растворов биополимера определены вискозиметрическим методом при температуре 298К :

Результаты определения представлены в таблице:

Концентрация раствора в г/л 0,247 0,499 0,999 1,998
Относит. вязкость 1,355 1,782 2,879 6,090

Определите характеристическую вязкость раствора биополимера.

Занятие № 8 Тема: « Свойства растворов биополимеров».

Устойчивость растворов биополимеров.

Целевые задачи:

Иметь представление :

- об устойчивости растворов биополимеров;

- о факторах , влияющих на устойчивость растворов биополимеров;

-о коацервации и микрокапсулировании.

Знать:

1. Основные причины нарушения устойчивости растворов биополимеров.

2. Сущность высаливания, высаливающее действие ионов, способность ионов к гидратации ( лиотропные ряды).

Блок информации (по указанию преподавателя):

Лабораторная работа.

Наши рекомендации