Основные аналитические методы технико-технологического исследования произведений станковой живописи 7 страница

Эффективным источником инфракрасного излучения с линейчатым спектром являются газоразрядные цезиевые лампы, 25% энергии которых лежит в излучении резонансных линий 852 и 894 нм (рис. 14).

Очень хорошие результаты дает использование натриевых ламп. Помимо рассмотренного выше дублета желтых линий эти лампы обладают значительной энергией в ближней инфракрасной области, излучая дублет 818,3 и 819,4 нм. Этот дублет не используется при фотографировании в желтом свете натриевой лампы, так как панхроматическая эмульсия, применяемая в этом случае, не чувствительна к инфракрасному излучению.

Замечено, что фотографии, сделанные в инфракрасных лучах натриевой

основные аналитические методы технико-технологического исследования произведений станковой живописи 7 страница - student2.ru
Рис. 14. Спектр излучения цезиевой лампы

лампы, отличаются большей четкостью, чем полученные при использовании ламп накаливания. Очевидно, узкая спектральная полоса монохрома-

тического инфракрасного излучения, испускаемая натриевой лампой, фактически устраняет явление хроматической аберрации, позволяя проектировать преломляемые объективом лучи в одной фокальной плоскости, чего практически нельзя добиться при фотографировании с лампами накаливания, испускающими инфракрасные лучи в широком диапазоне длин волн. Несомненно играет роль и выбор пластинок, максимум спектральной чувствительности которых лежит в районе 800 — 850 нм, то есть совпадает с уровнем отражаемых от объекта инфракрасных лучей (818 — 819 нм).

Приемники инфракрасного излучения. Фотографирование и визуальное наблюдение инфракрасного изображения.Исследование произведений живописи в инфракрасной области спектра основано на регистрации инфракрасных лучей, отражаемых исследуемой поверхностью в процессе ее облучения или испускаемых ею в результате возбуждения инфракрасной люминесценции. Приборы, используемые для этого, относятся к категории селективных, основанных на использовании квантовых фотоэлектрических эффектов. Благодаря большой чувствительности и легкости использования селективные приемники играют ведущую роль в обнаружении инфракрасного излучения. Именно поэтому они, и прежде всего фотопластинки, получили наиболее широкое применение в музейной практике.

Фотографирование в отраженных инфракрасных лучах основано на использовании специальных фотографических слоев, сенсибилизированных к инфракрасной области спектра. В зависимости от типа сенсибилизирующего вещества фотографический слой становится чувствительным к определенному участку инфракрасного спектра и характеризуется максимумом чувствительности в данном участке. Так, фотопластинки, сенсибилизированные к инфракрасным лучам от 700 до 900 нм, могут иметь максимум чувствительности, например, в зоне 760, 840 или 880 нм. Величина максимума является основным показателем чувствительности пластинок, обозначаемая на их упаковке.

Теоретически считается, что фотографическим путем можно зафиксировать инфракрасное излучение в границах от видимого красного до 1,35 мк. Однако практически предел чувствительности современных пластинок, сенсибилизированных к инфракрасным лучам, не превышает 1,1 мк, а максимум спектральной чувствительности — 1050 — 1070 нм. Чем дальше простирается область сенсибилизации фотопластинок, тем больше трудностей вызывает их хранение. При температуре 0°С пластинки с максимумом чувствительности 950 нм полностью сохраняют свои свойства в течение нескольких месяцев, а с максимумом 1050 ммк — всего несколько недель. Длительное хранение инфракрасных пластинок даже в холодильнике связано с заметным уменьшением их чувствительности.

Советская промышленность выпускает инфракрасные пластинки и пленки нескольких марок. Характеристики некоторых из них приведены в таблице 5.

Таблица 5

Фотографическая характеристика инфрахроматических фотоматериалов
Тип Светочувствительность в ед. ГОСТа при выдержке не менее 300 сек Границы зоны сенсибилизации в нм
И-740 660 – 780
И-780 670 – 820
И-840 730 – 880
И-880 790 – 920
И-920 790 – 880

Чувствительность пластинок (особенно И-840, И-880, И-920) может быть значительно повышена путем гиперсенсибилизации — промывкой в воде при 5 — 10°С. При температуре 2 — 5°С гарантийный срок хранения этих фотоматериалов — 6 месяцев.

Для целей аэрофотосъемки выпускается специальная инфрахроматическая рулонная пленка И-1070. Зона ее сенсибилизации 900 — 1150, а максимум 1060 — 1080 нм. Светочувствительность пленки очень невелика, но ее можно повысить в 10 — 15 раз гиперсенсибилизацией в слабом аммиачном растворе. Несмотря на то, что пленка полностью сохраняет свои качества только в течение трех месяцев (при условии хранения при температуре не выше 5°С), — это наиболее предпочтительный материал для исследования произведений живописи.

Фотография, сделанная на инфракрасных пластинках обычным способом, мало чем отличается от изображения, полученного с помощью панхроматического фотоматериала. Это объясняется тем, что рассмотренные выше источники света излучают достаточное количество энергии в области видимого света, к которому инфракрасные пластинки обладают высокой чувствительностью. Чтобы исключить влияние постороннего (видимого и ультрафиолетового) излучения, объектив фотоаппарата необходимо экранировать светофильтром, пропускающим не весь свет, отраженный от картины, а только инфракрасные лучи. Такими светофильтрами служат стекла типа КС и ИКС. Характеристики различных типов стекол этой группы приведены на рис. 15 и 16.

При подборе светофильтров надо следить за тем, чтобы они не поглощали излучения, активного для зоны инфракрасной чувствительности. Например, при работе с инфракрасными пластинками, сенсибилизированными к

основные аналитические методы технико-технологического исследования произведений станковой живописи 7 страница - student2.ru
Рис. 15. Спектральные кривые коэффициентов пропускания стекол типа КС толщиной от I до 10 мм

ближним инфракрасным лучам, надо пользоваться стеклами КС-17 или КС-18. Тогда как стекло ИКС-1, примененное к эмульсионному слою, сенсибилизированному к более далекому инфракрасному (например, И-1070), отсечет все видимое излучение, не уменьшив при этом эффективной зоны чувствительности. Поэтому при подборе светофильтров надо сопоставлять кривые пропускания светофильтров с кривыми спектральной чувствительности фотопластинок. Нужно, од-

основные аналитические методы технико-технологического исследования произведений станковой живописи 7 страница - student2.ru
Рис. 16. Спектральные кривые коэффициентов пропускания стекол типа ИКС толщиной от 0,5 до 5 мм

нако, помнить, что даже при работе с наиболее спектрально чувствительными инфракрасными эмульсиями наилучшим является применение светофильтров средних по плотности КС-18 или КС-19; использование более темных светофильтров не дает обычно никакого преимущества, а лишь приводит к удлинению экспозиции.

Техника фотографирования на инфракрасных эмульсиях мало чем отличается от съемки на обычных фотоматериалах. При работе в инфракрасной области спектра можно пользоваться обычными фотокамерами, применяемыми при репродукционной съемке. Однако поскольку материал, из которого изготовлены эти аппараты — дерево, фибра, эбонит, кожа, — в той или иной мере пропускает инфракрасные лучи, нужно следить за тем, чтобы прямой свет не попадал на заряженные кассеты и на камеру в момент съемки. Нужно также следить за тем, чтобы в помещении, где ведется съемка, не работали посторонние источники инфракрасного излучения — нагревательные приборы, электрические излучатели и т. п.

Имеет свою специфику наводка на резкость при фотографировании. Обычные объективы (апохроматы) скорректированы в отношении хроматической аберрации только в пределах видимой зоны спектра. Поэтому при наводке на резкость по матовому стеклу в видимом свете инфракрасное изображение окажется не в фокусе. Опытным путем установлено, что у большинства современных объективов фокусное смещение составляет около 0,35% фокусного расстояния. Практически это очень незначительная величина, которая может быть компенсирована диафрагмированием. Поэтому объективы стандартных репродукционных камер вполне пригодны для инфракрасных съемок. Для увеличения точности фокусирования наводка на резкость по матовому стеклу ведется с полностью открытой диафрагмой и установленным перед объективом светло-красным фильтром. После того как достигнута максимальная резкость, ставят необходимый для съемки светофильтр и сильно диафрагмируют объектив. При этом получаются вполне удовлетворительные результаты даже при съемке на инфракрасных эмульсиях с максимумом чувствительности 1070 нм.

Некоторые современные профессиональные фотокамеры имеют на шкале объектива специальную отметку — поправку на смещение фокуса при съемке в инфракрасных лучах. Использование таких объективов позволяет проводить съемку при большем отверстии диафрагмы, что значительно экономит время на операторскую работу.

Экспозиция при съемке зависит от очень многих факторов, которые практически трудно учесть заранее. Поэтому, как правило, она устанавливается опытным путем. Обычно принято считать, что экспозиция при съемке на стандартных инфракрасных эмульсиях в 15 — 20 раз больше, чем при обычных эмульсиях. С увеличением сенсибилизации к дальней инфракрасной области экспозиция еще более возрастает. Например, при съемке картины средней величины, когда источниками инфракрасных лучей служат установленные по обеим сторонам от фотокамеры на расстоянии около 1,5 м от картины четыре лампы накаливания мощностью по 300 Вт, на свежей пленке И-1070 со светофильтром ИКС-2 и диафрагме 22 экспозиция составляет 45 — 60 мин.

Лабораторная обработка негативов (проявление и фиксирование) проводится в тех же условиях и с применением той же рецептуры, что и для панхроматических эмульсий. Для достижения большего контраста и меньшей вуали к стандартному метол-гидрохиноновому проявителю добавляют немного бромистого калия. В качестве такого проявителя может быть рекомендован следующий:

Метол 2 г

Гидрохинон 10 г

Сульфит натрия безводный 52 г

Сода безводная 40 г

Калий бромистый 4 г

Вода до 1 л

Для получения еще большего контраста в готовый раствор добавляют 5 г едкого натрия или едкого калия.

Проявитель Чибисова также может быть использован для проявления инфракрасных негативов, но он дает менее контрастное изображение. Время проявления во всех случаях определяется опытным путем.

Для контроля за правильностью режима фотографирования, как и при работе в ультрафиолетовой зоне спектра, целесообразно использовать индикаторы, фотографируемые одновременно со снимаемым объектом. Конструктивно они аналогичны описанным выше, но отличаются составом реактивного слоя* (рис. 17).

основные аналитические методы технико-технологического исследования произведений станковой живописи 7 страница - student2.ru
Рис. 17. Индикатор для съемки в инфракрасных лучах (по Д. П. Эрастову). Изображение на негативе индикатора при съемке в отраженных инфракрасных лучах (б), инфракрасной люминесценции в области 700 —800 нм (в), в области 800 — 850 нм (г) и при попадании на фотослой отраженных инфракрасных лучей (д) в случае (г)

__________

* См.: Д. П. Эрастов, Основные методы фотографического выявления угасших текстов, М. — Л., АН СССР, 1958.

Как любой фотографический процесс, фотографирование в инфракрасных лучах сводится в конечном итоге к фиксации контрастов яркостей отдельных участков фотографируемого объекта. Разница заключается лишь в том, что эти «яркости» невидимы глазом и могут быть зафиксированы лишь в специальных условиях «освещения» объекта невидимыми инфракрасными лучами. Благодаря неодинаковой степени отражения и поглощения материалами этих лучей, они вызывают на чувствительном к этому виду излучения эмульсионном слое почернение различной интенсивности. Участки поверхности, сильно поглощающие инфракрасное излучение, оказываются на негативе светлыми (черными на фотографии), а сильно отражающие их — темными на негативе и белыми на фотографии. Участки, обладающие средними значениями отражения и поглощения, дают гамму серых тонов.

Отражательная способность является функцией не только химического состава вещества, но и состояния поверхности, кристаллического строения, плотности и ряда других факторов. Поэтому определение коэффициента отражения может иметь лишь некоторое среднее значение. В табл. 6 для общей ориентации приводятся коэффициенты отражения порошками некоторых пигментов инфракрасных лучей, выделенных с помощью фильтра, пропускающего излучение с длиной волны выше 800 нм.

Фотографическое исследование пигментов показало, что пигменты на основе свинца и ртути в сильной степени отражают инфракрасные лучи; пигменты, в состав которых входит железо, по-разному их поглощают, а содержащие медь поглощают инфракрасные лучи в сильной степени, как и все черные, содержащие углерод.

Не зная, какие краски обладают той или иной степенью отражения, можно только констатировать факт различия их химического состава на двух участках, казавшихся при видимом свете одинаковыми. В случае, когда реакция красок на инфракрасные лучи известна, по характеру фотографии можно высказать предположение и о природе (химическом составе) той или иной

Таблица 6

Коэффициенты отражения некоторых пигментов (по М. Дерибере)
Название вещества Коэффициент отражения, %
Двуокись титана
Окись цинка 77 — 85
Ультрамарин (синий) 55 – 60
Зеленая окись хрома 40 — 48
Синий кобальт 20 – 26
Прусская синяя
Кадмий желтый 74 — 80
Ламповая сажа 3 – 13
Графит 2 – 13
Порошок древесного угля
Гипс (в твердом состоянии) 40 – 65
Гипс, мелко раздробленный

краски. В последнем случае информация становится значительно более полной и может привести к определенным выводам о времени создания произведения, его подлинности, фальсификации и т. д.

При исследовании произведений живописи в инфракрасной области спектра имеет большое значение но только иное, по сравнению с видимой областью, отражение и поглощение этого вида излучения, но и различная степень прозрачности для них разных материалов картины. Большая проникающая способность инфракрасных лучей объясняется прежде всего их меньшей рассеиваемостью, чем видимых. Красочный слой можно рассматривать как мутную среду с высоким показателем

преломления. Как уже отмечалось, на начальной стадии показатель преломления связующего вещества красок гораздо ниже показателя преломления пигмента. Это ведет к рассеиванию света на поверхности раздела между пигментом и связующим, благодаря чему достигается непрозрачность и яркость краски. Со временем, по мере увеличения показателя преломления связующего, рассеивание света уменьшается, а прозрачность красочного слоя возрастает. Поскольку инфракрасные лучи вообще обладают меньшей способностью к рассеиванию, благодаря чему они и проникают через многие вещества, непрозрачные для видимого света, их проникающая способность по мере старения красочного слоя еще больше возрастает. Именно поэтому инфракрасные лучи позволяют рассмотреть многочисленные детали, скрытые слоем помутневшего и потрескавшегося, непрозрачного для видимого света слоя лака, а пройдя сквозь некоторые краски, увидеть скрытые под ними изображения или авторский рисунок на грунте.

Важным фактором, влияющим на коэффициент прозрачности красочного слоя, является длина световой волны: наименьшим рассеиванием, а следовательно, наибольшей проникающей способностью обладают длинноволновые инфракрасные лучи.

Это особенно хорошо видно при сравнении фотографий одной и той же картины, снятой на инфракрасных эмульсиях, максимум сенсибилизации которых лежит в области 840 и 1070 нм (илл. 36).

Как показали специальные исследования, наибольший эффект прозрачности красочных слоев может быть достигнут при использовании инфракрасного излучения с длиной волны порядка 2 мк. Однако, как уже отмечалось, предел спектральной чувствительности современных инфракрасных фотослоев практически редко превосходит 1,1 мк.

Несколько дальше граница чувствительности лежит у других приемников инфракрасного излучения — фотоэлементов с внешним эффектом*. Эти приборы, получившие широкое распространение в годы второй мировой войны для нужд армии, в последующие годы стали применяться и в других областях. Трудности, сопутствовавшие фотографическому исследованию живописи в инфракрасных лучах — слабая светочувствительность инфракрасных пластинок, а следовательно, длительная экспозиция при съемках, очень быстрая потеря чувствительности пластинок, особенно сенсибилизированных к более дальним зонам инфракрасных лучей, а главное — фотографирование картин «вслепую», наудачу, — способствовали тому, что простые в обращении электронно-оптические преобразователи, как стали называть эти приборы, быстро завоевали популярность и в музейной работе.

Преимущество электронно-оптических преобразователей инфракрасных лучей заключается в том, что они позволяют без помощи фотографии превращать невидимое инфракрасное изображение в видимое, непосредственно наблюдаемое на экране в момент исследования объекта. Как показывает практика, преобразователи целесообразно использовать в качестве приборов рекогносцировочного назначения: после проведенной «разведки» целесообразно фиксировать сделанные наблюдения на инфракрасных пластинках, так как, кроме того, что длительная работа с преобразователем утоми-

* Действие этих приемников основано на явлении фотоэлектронной эмиссии, то есть вырывания электронов с поверхности металлов под действием падающего излучения. Эффект называется внешним, потому что электроны под воздействием лучистой энергии вылетают во внешнюю среду.

тельна для глаз, изображение на экране труднее анализировать, чем на фотографии.

Вместе с тем ЭОП имеет одно преимущество перед инфракрасной фотографией, которое делает его незаменимым. Речь идет о большей спектральной чувствительности современных преобразователей, простирающейся приблизительно до 1,3 мк. Поэтому то, что удается увидеть на экране преобразователя, не всегда можно в том же качестве воспроизвести на инфракрасной фотографии. До некоторой степени этот недостаток устраняется тем, что преобразователь может быть смонтирован с фотокамерой. Фотографирование в этом случае ведется на обычную высокочувствительную пленку непосредственно с экрана. Однако из-за того, что изображение получается очень маленьким и несколько искаженным, а также из-за зернистого экрана преобразователя и невысокой разрешающей способности электронной оптики получить достаточно резкое увеличенное изображение практически невозможно.

Основной деталью электронно-оптических преобразователей является электронная трубка — полый стеклянный цилиндр, откаченный до глубокого вакуума.

Инфракрасные лучи, источником которых служат лампы накаливания или любой другой прибор, способный их генерировать, отражаются от поверхности картины и, пройдя сквозь инфракрасный светофильтр и обычный фотообъектив, проектируются на кислородно-цезиевый фотокатод — переднюю плоскость электронной колбы, покрытую с внутренней стороны полупрозрачным слоем сложного строения, чувствительным к инфракрасному излучению. Под действием инфракрасных лучей на внешнюю сторону фотокатода с его внутренней поверхности испускаются электроны — элементарные частицы, имеющие отрицательный заряд. Электроны устремляются к аноду — противоположному дну колбы, покрытому с внутренней стороны тонким слоем флуоресцирующего вещества. Чем сильнее действие инфракрасных лучей па фотокатод, тем сильнее поток эмиттированных катодом электронов, а следовательно, и ярче свечение экрана: места картины, не отразившие инфракрасные лучи, не вызывают электронной эмиссии и оказываются на экране темными. Чтобы электроны фокусировались на пути от фотокатода к аноду, между ними приложено высокое напряжение (порядка 15 — 20 тыс. В). Чем выше напряжение, тем быстрее движутся электроны и тем ярче видимое изображение на люминесцирующем экране. С внешней стороны преобразователя помещают окуляр, сквозь который и рассматривают видимое, прямое и несколько увеличенное по сравнению с экраном изображение*.

Меняя фокусное расстояние объектива, можно рассматривать исследуемую картину целиком или ее отдельные детали. Последнее особенно существенно, так как на небольшом экране, диаметр которого измеряется двумя-тремя сантиметрами, трудно различить мелкие подробности. При исследовании картин ЭОП держат в руках или устанавливают на штативе (илл. 37).

Однако электронно-оптические преобразователи сегодня уже не являются пределом чувствительности в инфракрасной области спектра. Сравнительно недавно был предложен, хотя

__________

* Рассмотренная схема представляет собой простейший тип электронно-оптического преобразователя с фокусировкой электронов при помощи равномерного электрического поля. Вместе с тем существуют преобразователи, где для фокусировки электронных пучков применяют сложные электронно-оптические фокусирующие системы — магнитные линзы ит. п.

пока и не получил широкого распространения из-за сложности аппаратуры, новый метод регистрации инфракрасного излучения, получивший название инфракрасной рефлектографии. Метод основан на использовании одного из устройств, применяемых для проведения бесконтактного температурного анализа испускаемой радиации. Пик чувствительности прибора лежит около 2 мк, то есть максимально удовлетворяет условиям обнаружения нижележащих изображений, скрытых красочными слоями.

Более оперативным является метод получения рефлектограммы с помощью инфракрасной телевизионной системы, имеющей максимум чувствительности до 1,9 мк. Электронная трубка прибора смонтирована в портативной телевизионной камере, передающей изображение на экран, где оно не только непосредственно видно, но может быть сфотографировано с помощью смонтированной перед экраном фотокамеры.

Время экспонирования для получения фотографического изображения, демонстрируемого на экране, измеряется секундами.

Инфракрасная люминесценция.Выше шла речь об исследовании произведений живописи только в отраженных инфракрасных лучах, генерируемых тем или иным источником инфракрасного излучения. Однако в последние годы получает распространение метод исследования произведений живописи в «свете» инфракрасной люминесценции, возбуждаемой сине-зелеными лучами видимого участка спектра. Согласно правилу Стокса, «свечение» в данном случае проявляется в более длинноволновой, в частности невидимой, инфракрасной зоне и может быть обнаружено с помощью одного из рассмотренных выше приемников этого вида излучения.

Явление инфракрасной люминесценции, которое стали изучать сравнительно недавно, а применительно к живописи лишь в последнее десятилетие, проявляется у многих веществ, обладающих максимальным поглощением в видимой области спектра, в том числе у минералов и пигментов, используемых в живописи. Проведенные исследования продемонстрировали прежде всего возможности инфракрасной люминесценции для выявления реставрационных записей. Сравнение фотографий видимой люминесценции, возбужденной ультрафиолетовыми лучами, и инфракрасной люминесценции показывает, что та и другая, выявляя реставрационные участки, имеют явное различие в деталях. Часть дефектов яснее выявляется на фотографии видимой, а часть — на фотографии инфракрасной люминесценции. Разница в выявлении реставрационных записей объясняется присутствием лака на картине: для ультрафиолетовых лучей сильная люминесценция старого лака оказывается препятствием, скрывающим расположенные под ним записи, тогда как для возбуждения инфракрасной люминесценции красочного слоя лаковая пленка не является помехой. Возбужденный в красочном слое этот вид излучения так же свободно проходит сквозь слой лака, как и возбуждающий люминесценцию видимый сине-зеленый свет.

Установлено также, что некоторые краски обладают ярко выраженной инфракрасной люминесценцией, благодаря чему их можно отличать на картинах. Например, красный кадмий сильной люминесценцией отличается от других красок, близких по цвету в видимом свете, так же как желтый кадмий отличается от других желтых.

Для возбуждения инфракрасной люминесценции, из-за слабой интенсивности последней, целесообразно создавать высокую освещенность иссле-

дуемой поверхности. С этой целью рекомендуется использовать концентрированный световой поток, полученный с помощью собирательной линзы (тип проекционного фонаря). Источником света могут служить кинопроекционные лампы накаливания, позволяющие получить равномерное освещение. Чтобы исключить из светового потока инфракрасное излучение, источник света экранируется соответствующим светофильтром. Обычно используется комбинация стекол СЗС-16 (толщиной 1,5 — 2 мм) — первое от источника света и СЗС-10 (толщиной 5 мм). Во избежание перегрева стекол желательно их воздушное охлаждение.

Фотографирование инфракрасной люминесценции ведется на пластинках, чувствительных к этой области спектра, в темном помещении, свободном от постороннего инфракрасного излучения. Для поглощения отраженного от исследуемого произведения видимого света перед объективом фотокамеры устанавливается светофильтр, пропускающий только инфракрасные лучи. Обычно с этой целью используется стекло КС-19 толщиной 5 мм. В остальном техника съемки не отличается от фотографирования в отраженных инфракрасных лучах. Контроль чистоты съемки ведется по индикатору (см. рис. 17).

Визуальное наблюдение инфракрасной люминесценции проводится с помощью инфракрасного преобразователя, также в темном помещении.

5. РЕНТГЕНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Рентгеновское излучение, открытое в конце 1895 года немецким физиком В. К. Рентгеном, нашло широкое применение в различных областях науки и техники. Первые попытки применить его для изучения произведений живописи имели место уже в конце XIX века. Наиболее детально исследованиями в этой области занимался перед первой мировой войной в Веймаре (Германия) врач-рентгенолог А. Фабер. Тогда же во Франции Леду-Лебар провел первые опыты по рентгенографии живописи, а несколько позже А. Шерон начал аналогичное исследование картин из собрания Лувра. В конце 20-х годов рентгенологический метод исследования картин нашел применение в других странах Европы и в Америке.

Первыми специалистами, которые стали использовать рентгеновское излучение для исследования музейных экспонатов в нашей стране, были С. А. Торопов в Ленинграде, Н. П. Тихонов в Москве, а позже Т. Н. Сильченко в Государственном Эрмитаже.

В 30-е годы, когда рентгеновский анализ прочно утвердился как метод исследования картин, встал вопрос о влиянии рентгеновских лучей на живопись. Разрешением этого вопроса занимались ученые разных стран. В результате тщательно проведенных многочисленных опытов было доказано, что доза рентгеновского излучения, необходимая при рентгенографировании произведений искусства, не оказывает на них вредного действия.

Генерирование рентгеновского излучения и его свойства. Рентгеновские лучи образуются в специальных приборах—рентгеновских трубках. Под влиянием высокого напряжения, приложенного к аноду и катоду трубки, эмиттируемые с поверхности нагретого катода электроны с большой скоростью устремляются к аноду. Будучи заторможенными на поверхности анода, электроны отдают свою энергию, выделяя тепло и возбуждая рентгеновское излучение. Благодаря центрирующему устройству электроны попадают на небольшой участок вольфрамовой поверхности анода — фокус, от которого и исходят рентгеновские лучи, распространяющиеся прямолинейно во всех направлениях.

Рентгеновское излучение характеризуется показателями интенсивности и жесткости. Под интенсивностью понимают количество (дозу) энергии излучения, падающей на единицу поверхности исследуемого предмета в единицу времени. Жесткость рентгеновского излучения, связанная с его качеством — длиной волны, — определяет проникающую способность излучения

через тела. Излучение, образующееся при напряжении выше 60 кВ, имеет малую длину волны, обладает большой проникающей способностью и условно называется «жестким». Такое излучение в музейной рентгенологии применяется только при исследовании предметов из металла, мрамора и близких по плотности материалов. При напряжении до 60 кВ генерируется рентгеновское излучение, имеющее большую длину волны. Проникающая способность такого излучения, называемого «мягким», значительно меньше, чем жесткого. Мягкое рентгеновское излучение применяется при исследовании произведений живописи*.

Наши рекомендации