Тема № 3
Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие. Учение о растворах. Коллигативные свойства растворов.
Значение темы:
Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-27; ПК-31; ПК-32.
Цель занятия: после изучения темыстудент должен
Знать:
ü физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях;
ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно- восстановительные) в процессах жизнедеятельности;
ü электролитный баланс организма человека, коллигативные свойства растворов (диффузия, осмос, осмолярность, осмоляльность);
Уметь:
ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:
1. Виды катализа в биохимических реакциях.
2. Фотохимические реакции.
3. Гомеостаз и его характеристики.
4. Принцип Ле-Шателье, практическое применение.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Дополните фразы:
ü Кислотно-основный катализ объясняет ферментативную активность участием в химической реакции ……………групп (доноры протонов) и/или ……….. групп (акцепторы протонов). Аминокислотные остатки, входящие в состав активного центра, имеют функциональные группы, проявляющие свойства как …………, так и …………. К аминокислотам, участвующим в кислотно-основном катализе, в первую очередь относят Цис, Тир, Сер, Лиз, Глу, Асп и Гис. Радикалы этих аминокислот в протонированной форме -……………, в депротонированной - ……………...
ü Ковалентный катализ основан на атаке нуклеофильных (……………заряженных) или электрофильных (……………..заряженных) групп активного центра фермента молекулами субстрата с формированием ковалентной связи между субстратом и коферментом или функциональной группой аминокислотного остатка активного центра фермента. К аминокислотам, участвующим в ковалентном катализе, относят Сер, Тир.
ü Гомогенный катализ - …………………
ü Гетерогенный катализ - ………………..
ü Аутокатализ - …………………………..
ü Промоторы - это вещества……………..
2. Сделайте подпись к графику:
_________________
3. Подберите соответствие:
№ | Схема катализа | Механизм катализа | |
А - | Ковалентный | ||
Б - | Кислотно-основный |
4. Подберите соответствие
№ | Сущность фотохимического процесса | Название процесса | |
Приобретение или изменение окраски вещества | А - | Фотополимеризация | |
Возбужденные светом атомы или молекулы передают избыточную энергию другим молекулам | Б - | Фотоизомеризации. | |
Изменение конформации и структуры молекул | В - | Фотосенсибилизация | |
Разрыв химических связей с образованием атомов и свободных радикалов. | Г - | Фотохромизм | |
Образование химических связей | Д - | Фотодиссоциации |
5. Подберите соответствие
№ | Пример фотохимического процесса | Название процесса | |
Cl2 → 2Cl∙, CH3I → CH3 ∙+ I∙, CH3–N=N–CH3 → 2CH3 ∙+ N2. | А - | Фотополимеризация | |
Красителем из «обычного» кислорода получают возбужденный кислород, обладающий повышенной реакционной способностью | Б - | Фотоизомеризации. | |
Образование молекул кислорода из озона, идущие в верхних слоях атмосферы | В - | Фотосенсибилизация | |
Отвердевание современных пломбировочных материалов | Г - | Фотохромизм | |
Темнеющее на свету стекло солнечных очков, окон зданий и автомобилей регулирует пропускаемый световой поток, делая его оптимальным | Д - | Фотодиссоциации | |
Возникновение зрительного сигнала в сетчатке глаза | Е - | Фотосинтез | |
Фотохимические реакции в зеленых листьях растений и в водорослях |
6. В чем сущность генетического, физиологического, структурного гомеостаза?
7. Сформулируйте правило Ле-Шателье. Выполните тесты с выбором одного правильного ответа.
Химическое равновесие в системе I2(г) + Cl2(г) = 2ICl(г) + Q не смещается при | |||
1) | понижении температуры | 3) | повышении концентрации иода |
2) | увеличении давления | 4) | увеличении концентрации хлора |
Химическое равновесие в системе CO(г) + H2O(г) ↔ CO2(г) + H2(г) смещается в сторону образования продуктов реакции при | |||
1) | добавлении катализатора | 3) | понижении концентрации водорода |
2) | повышении давления | 4) | понижении давления |
Химическое равновесие в системе CO2(г) + С(тв) ↔ 2СО(г) – 173 кДж смещается в сторону исходных веществ при | |||
1) | повышении давления | 3) | понижении давления |
2) | использовании катализатора | 4) | повышении температуры |
Химическое равновесие в системе N2(г) + O2(г) ↔ 2NO(г) - Q не смещается при | |||
1) | повышении давления | 3) | уменьшении концентрации NO |
2) | добавлении азота | 4) | повышении температуры |
Химическое равновесие в системе 2СО(г) ↔ CO2(г) + С(тв) + 173 кДж смещается в сторону образования исходного вещества при | |||
1) | повышении температуры | 3) | использовании катализатора |
2) | повышении давления | 4) | понижении температуры |
Список рекомендуемой литературы:
1 Общая химия./Попков В.А., Пузаков С.А. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. –976 с.
2 Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. / Под ред. Ю.А. Ершова. - М.: Высшая школа, 2007. – 559 с.
3 Интернет-ресурсы (http://www.chemport.ru/)