Для проверки знаний студентов
Тест
Задание 1. (Выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователей на изучаемый объект
3) чувственное отражение предметов и явлений мира.
Варианты ответов:
А) эксперимент б) измерение в) наблюдение
Задание 2.(Выберите один вариант ответа)
Для естественных наук характерно…..
1) раскрытие целей, намерений человека
2) строго объективное объяснение действительности
3) индивидуальное понимание мира.
Задание 3. (Выберите один вариант ответа)
Выберите верный принцип этики научных исследований
Варианты ответов
1) на научные исследования не существует права собственности, они являются достоянием всего человечества
2) на научное открытие существует право собственности, ученый вправе монопольно распоряжаться им
3) уже принятые научным сообществом идеи не критикуют
4) прошлые заслуги всегда принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.
Задание 4. (Выберите несколько вариантов ответов)
Атомизм Левкиппа-Демокрита был основан на идее:
Варианты ответов:
1) все состоит из делимых и деформируемых корпускул, которые плотно прилегают друг к другу, не оставляя места для пустоты
2) все состоит из мельчайших неделимых и неизменных частиц- атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте
3) при соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы
4) в движении атомов присутствует принципиально неустранимый элемент случайности.
Задание 5. (Выберите один вариант ответа)
Справедливо и в электромагнитной картине мира и в механической:
Варианты ответов:
1) любое движение сводится к перемещению тел и частиц
2) движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет
3) зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия
4) перемещение со сверхсветовыми скоростями невозможно.
Задание 6. (Выберите варианты согласно указанной последовательности)
Расположите представления о материи в порядке их возникновения:
Варианты ответов:
1) каждое вещество состоит из четырех стихий, смешанных в определенной пропорции
2) существуют две формы материи, обладающие противоположными свойствами, - вещество и поле
3) между материей в форме гравитационного поля и геометрическими свойствами пространства-времени невозможно провести четкую грань
Задание 7. (Выберите варианты согласно указанной последовательности)
Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
Варианты ответов:
1) существует множество форм движения материи
2) существует два вида движения: «естественное» и «насильственное»
3) существует один вид движения – механическое передвижение тел в пространстве и времени
Задание 8. (Выберите несколько вариантов ответа)
Гравитационное взаимодействие…..
1) свойственно всем материальным объектам
2) переносится фотонами
3) в мегамире является определяющим
4) не действует в макромире.
Задание 9. (Выберите несколько вариантов ответа)
Инвариантность свойств объекта по отношению к каким –либо преобразованиям с ним – это…
Варианты ответов:
1) нейтрализм
2) симметрия
3) эквивалентность
4) асимметрия
Задание 10. (Выберите несколько вариантов ответа)
Выражение Аристотеля «Природа не терпит пустоты» исходно означает, что…
Варианты ответов:
1) пустого пространства не существует
2) материя стремится равномерно распределиться в пространстве
3) познание природы требует вдумчивого отношения
4) человек призван познать Природу, заполняя «пустоты» незнания
Задание 11. (Выберите несколько вариантов ответа)
Скорость света …..
Варианты ответов:
1) не зависит от направления движения системы отсчета
2) зависит от направления, но не зависит от скорости движения системы отсчета
3) не зависит от скорости движения системы
4) зависит от абсолютного значения скорости движения системы отсчета
Задание 12. (Выберите несколько вариантов ответа)
Основу общей теории относительности составляют следующие положения:
Варианты ответов:
1) скорость света есть величина постоянная в любых системах отсчета
2) все физические процессы при одних и тех же условиях протекают одинаково в любых системах отсчета
3) скорость света постоянна в областях, где можно пренебречь гравитационными силами
4) масса не эквивалентна энергии в неинерциальных системах отсчета
Задание 13. (Выберите варианты согласно указанной последовательности)
Укажите правильную последовательность (от меньшего к большему) в структуре иерархии микромира:
Варианты ответов:
1) ядро атома
2) элементарные частицы
3) молекулы
4) атомы
Задание 14. (Выберите варианты согласно тексту задания)
Соотнесите свойство системы с проявлением этого свойства в природном объекте:
1) интегративность
2) целостность
3) иерархичность.
Варианты ответов:
1) свойства молекулы воды – это не сумма свойств атомов кислорода и водорода, их которых она состоит
2) в живом организме согласованно функционируют системы всех уровней организации
3) вода состоит из молекул, молекулы из атомов, а атомы из элементарных частиц.
Задание 15. (Выберите один вариант ответа)
Укажите основные характеристики элементарных частиц:
Варианты ответов:
1) масса, заряд, спин, время жизни, внутренние квантовые числа
2) масса, заря, квантовое число, валентность аромат
3) масса покоя, спин, странность, энтальпия, цвет
4) время жизни, энтропия, заряд, цвет, момент импульса.
Задание 16. (Выберите несколько вариантов ответа)
Явление естественной радиоактивности состоит в способности ядер некоторых атомов самопроизвольно:
Варианты ответов:
1) превращаться в ядра других элементов с испусканием определенных частиц
2) превращаться в ядра других химических элементов без обмена энергией и частицами с окружающей средой
3) делиться на ядра более легких химических элементов, испуская при этом ядра атомов гелия, электроны и электромагнитное излучение
4) испускать постоянное рентгеновское излучение независимо от температуры и давления.
Задание 17. (Выберите один вариант ответа)
В химических превращениях молекулы….
Варианты ответов:
1) не сохраняются
2) сохраняют свою индивидуальность
3) не изменяют свою электронную структуру
4) не изменяют свой состав.
Задание 18. (Выберите один вариант ответа)
Увеличение концентрации реагирующих веществ приводит к увеличению скорости химической реакции, поскольку….
Варианты ответов:
1) выше вероятность столкновения частиц реагентов
2) понижается энергетический барьер реакции
3) растет скорость движения молекул
4) увеличивается число активных молекул.
Задание 19. (Выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между уровнем организации живой материи и характеристикой, присущей ему:
4) популяция
5) вид
6) клетка.
Варианты ответов:
1) единица систематики живых существ
2) элементарная единица эволюции
3) элементарная структурная единица жизни.
Задание 20. (Выберите один вариант ответа)
Молекула ДНК содержит информативный участок из 90 нуклеотидов, который кодирует первичную структуру белка. Число аминокислот, входящих в состав белка, который шифруется этим участком ДНК, равно….
Варианты ответов:
1) 45
2) 90
3) 30
4) 270
Задание 21. (Выберите один вариант ответа)
«Британская энциклопедия» поясняет понятие «детерминизм» строками Омара Хайяма:
Варианты ответов:
1) В этом мире не вырастет правды побег,
Справедливость не правила миром вовек
2) Сущим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен
3) Яд, мудрецом тебе предложенный, прими
Из рук же дурака не принимай бальзама
4) Уж первая заря Творенья записала
То, что прочтет последний, Судный день.
Задание 22. (Выберите несколько вариантов ответа)
Молекулярно-кинетическая теория газов позволяет точно рассчитывать:
Варианты ответов:
1) отклонение скоростей данной молекулы в данный момент времени от среднего значения
2) средние значения величин, характеризующих коллектив молекул газа
3) скорость любой заданной молекулы газа
4) лишь вероятность того, что данная молекула имеет заданную скорость
Задание 23. (Выберите один вариант ответа)
Концепция корпускулярно-волнового дуализма состоит в том, что:
Варианты ответов:
1) все материальные объекты делятся на те, которые ведут себя как частицы, и те, которые ведут себя как волны
2) каждый материальный объект может вести себя и как частица и как волна, в зависимости от ситуации
3) свет (электромагнитное излучение) может вести себя и как поток частиц-фотонов, и как волна, в зависимости от ситуации
4) свет с малыми длинами волн представляет собой поток частиц-фотонов, а с большими длинами волн – электромагнитную волну.
Задание 24. (Выберите несколько вариантов ответа)
Верно что:
Варианты ответов:
1) наблюдение волновых свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его корпускулярных свойств
2) исследование волновых свойств материального объекта делает ненужным исследование его корпускулярных свойств
3) наблюдение корпускулярных свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его волновых свойств
4) исследование корпускулярных свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его волновых свойств.
Задание 25. (Выберите один вариант ответа)
Смысл первого закона термодинамики:
Варианты ответов:
1) энергия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникнуть или исчезать
2) энтропия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникнуть или исчезнуть
3) все формы энергии равноценны как количественно, так и качественно
4) энергия незамкнутой системы может только убывать.
Задание 26. (Выберите несколько вариантов ответа)
Синергетика:
Варианты ответов:
1) сформировалась во второй половине XX века
2) рассматривает общие закономерности самоорганизации живой и неживой природе
3) рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса
4) является современной формой биологического эволюционизма.
Задание 27. (Выберите один вариант ответа)
Космология изучает:
Варианты ответов:
1) строение и эволюцию звезд и звездных систем
2) строение и эволюцию тел Солнечной системы
3) строение и эволюцию Вселенной как единого целого, наиболее общие законы ее развития
4) строение и эволюцию Земли.
Задание 28. (Выберите один вариант ответа)
Первые организмы, возникшие на Земле, были:
Варианты ответов:
1) прокариоты, анаэробы, долгое время существовавшие в водах первичного океана
2) прокариоты, аэробы, существовавшие только на суше
3) эукариоты, анаэробы, существовавшие только в водах первичного океана
4) эукариоты, аэробы, существовавшие и в воде, и на суше.
Задание 29. (Выберите несколько вариантов ответа)
Атрибутами понятия «эволюция» служат:
Варианты ответов:
1) направленность
2) необратимость
3) обратимость
4) самопроизвольность.
Задание 30. (Выберите один вариант ответа)
Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название ….
Варианты ответов:
1) генофонд
2) геном
3) ген
4) генотип
Задание 31. (Выберите один вариант ответа)
Экосистема – это…..
Варианты ответов:
1) совокупность факторов среды, в пределах которой возможно существование вида
2) комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в тесной взаимосвязи
3) совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которой может осуществляться круговорот веществ
4) организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих в одних и тех же условиях среды.
Задание 32. (Выберите несколько вариантов ответа)
Биогенная миграция атомов характеризуется следующими особенностями:
Варианты ответов:
1) в ходе миграции атомы одних элементов превращаются в атомы других
2) осуществляется быстрее, чем в неживой природе
3) в ходе миграции элементы взаимодействуют друг с другом, образуя сложные химические соединения
4) в ходе миграции меняется атомная масса элементов.
Задание 33. (Выберите несколько вариантов ответа)
Доказательствами того, что представители разных человеческих рас относятся к одному и тому же биологическому виду Человек разумный (Homo sapiens):
Варианты ответов:
1) организованность в высокоразвитую социальную структуру – человеческое общество
2) приспособительный характер отличительных признаков каждой из рас
3) единство фенотипа представителей всех рас
4) один и тот же хромосомный набор.
Задание 34. (Выберите один вариант ответа)
Основная причина парникового эффекта – это…..
Варианты ответов:
1) вырубка лесов
2) изменение направления движения интенсивности океанических течений
3) увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих инфракрасное излучение
4) тепловыделение промышленных предприятий.