Определение массы гидроксида натрия в растворе.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М. СЕЧЕНОВА
ОБУЧАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ХИМИИ
СТУДЕНТА_____________________ ГРУППЫ
__________________________ФАКУЛЬТЕТА
__________________________ОТДЕЛЕНИЯ
ФАМИЛИЯ _____________________________
ИМЯ ___________________________________
ОТЧЕСТВО _____________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________________
Учебный год
Москва
Занятие 1. Дата ____.____. 20___
Тема : Способы выражения состава растворов. Приготовление растворов.
Теоретический материал к занятию:
Эквивалент – это реальная или условная частица вещества Х, которая в данной кислотно-основной реакции эквивалентна одному иону водорода или в данной окислительно-восстановительной реакции одному электрону.
Массовая доля растворенного вещества
Х – растворенное вещество
Молярная концентрация,
Молярная концентрация эквивалента
Фактор эквивалентности,
Молярная масса эквивалента,
Плотность раствор,
Моляльная концентрация,
Задача.
Какой объем соляной кислоты (ρ=1,070 г/мл) и воды необходим для приготовления раствора HCl объемом 200 мл и молярной концентрацией 0,1 моль/л для кислотно-основного титрования натрия тетрабората.
Дано | Решение |
V (р-р) =200 мл = 0,2 л С (HCl) = 0,1 моль/л ρ (р-р) = 1,07 г/мл М (HCl) = 36,5 г/моль _____________________ m ( р-р HCl) и V (H2O) = ? | 1. Объем исходного раствора соляной кислоты можно рассчитать по формуле (m (р-р HCl) – неизвестна) |
2. Массу исходного раствора HCl можно рассчитать по формуле :
m (p-p HCl) = m (HCl) / V (HCl) (m (HCl) и V (HCl) – неизвестны)
3. Массовую долю ω можно найти в справочнике, зная плотность ρ исходного раствора HCl. Массу HCl можно рассчитать зная молярную массу вещества и количество вещества
m (HCl) = M (HCl) · n (HCl) (n (HCl) – неизвестно)
4. Количество вещества HCl можно рассчитать зная объем раствора и его концентрацию
n (HCl) = V (p-p) · C(HCl) (обе величины даны в условии задачи)
4.1 n (HCl) = 0,2 л · 0,1 моль/л = 0,02 моль
4.2 m (HCl) = 36,5 г/моль · 0,02 моль = 0,73 г
4.3 ω (%) = 14% или ω (в долях) = 0,14 (по таблице №14)
4.4 m (p-p HCl) = 0,73 г / 0,14 = 5,2 г
4.5 V (р-р HCl) = 5,2 г / 1,07 г/мл = 5мл
4.6 V(H2О) = 200 мл - 5 мл = 195 мл
Тема: Способы выражения состава растворов. Приготовление растворов
Решение задач
1. Можно ли использовать для инъекций раствор хлорида натрия, с концентрацией 0,154 моль/л (плотность раствора 1,001 г/л.)?
_____________________________________________________________________________________________________
2. Рассчитайте молярную концентрацию раствора пероксида водорода с массовой долей вещества равной 3% (плотность раствора пероксида водорода с массовой долей вещества 2% равна 1,0058 г/л, а с массовой долей вещества 4% равна 1,013 г/л.).
_____________________________________________________________________________________________________
3. Вычислите, какую массу раствора соли с массовой долей 10% следует взять для приготовления 100 г раствора той же соли с массовой долей, равной 6%.
_____________________________________________________________________________________________________
4. Смешали по 100 мл растворов KI и КВr с концентрациями 0,1 моль/л. Какова стала концентрация ионов калия и йодид-ионов?
_____________________________________________________________________________________________________
ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА | ||
Мерная колба | Коническая колба | Пробирки |
Бюретка | Химический стакан | Пипетка Мора |
Мерные цилиндры | Воронка | Капельница |
Чашка Петри | Предметные стекла | Стеклянные палочки |
Штатив | Горелка | Штатив Бунзена |
Занятие 2. Дата ____.____. 20___
Тема: Количественный анализ.
Теоретический материал к занятию:
Титриметрический анализ – измерение объёма титранта, затраченного на реакцию с анализируемым веществом.
Титрант – раствор с точно известной концентрацией.
Титрование – постепенное добавление титранта к анализируемому веществу до достижения точки эквивалентности.
Точка эквивалентности (т.э.) – момент завершения реакции между титрантом и анализируемым веществом.
Аликвотная проба – точно измеренный объём анализируемого вещества.
Ацидиметрия – титрантом является кислота.
Алкалиметрия – титрантом является основание.
Первичный стандарт – раствор вещества, который готовят по точной массе.
Стандартизация титранта – установление точной концентрации титранта.
Закон эквивалентов: с(1/z X) ∙ V (X) = с(1/z T) ∙ V (T)
Задача 1
Рассчитайте объём 20%-ого раствора KOH (ρ = 1,3 г/мл), необходимый для приготовления 1,5 л раствора с концентрацией С (KOH) = 0,1 моль/л.
Дано: ω(KOH) = 20% C(KOH) = 0,1 моль/л V(KOH) = 1,5 л ρ = 1,3 г/мл | Эталон решения: 1. Для нахождения объёма раствора KOH с ω = 20% необходимо знать массу раствора и его плотность V(р-р) = |
V(KOH, 20% р-р) = ? | ρ дано в условии задачи, массу раствора следует определить. |
2. Массу раствора щёлочи с ω = 20% можно рассчитать зная массу KOH, содержащуюся в этом растворе:
ω =
m (р-р) = ω % дано в условии задачи, массу KOH следует определить.
3. Массу KOH можно определить, зная молярную массу KOH и количество вещества KOH.
m(KOH) = M(KOH) ∙ υ(KOH) M(KOH) = 56г/моль.
4. Количество вещества KOH можно определить, зная объём раствора и молярную концентрацию KOH в нём.
υ(KOH) = V(р-р) ∙ C(KOH)
Объём раствора и C(KOH) даны в условии задачи.
1. Находим количество вещества KOH:
n(KOH) = 1,5 л ∙ 0,1 моль/л = 0,15 моль
2. Находим массу щёлочи:
m(KOH) = 0,15 моль ∙ 40 г/моль = 6 г
3. Находим массу исходного раствора, содержащего 6 г KOH:
m(р-р) = = 30 г
4. Находим объём исходного раствора
V(р-р) = = 23 мл
Ответ: Для приготовления требуемого раствора необходимо взять 23 мл исходного раствора. Остальное – вода до объёма 1,5 л.
Задача 2
Раствор гидроксида натрия неизвестной концентрации разбавлен в мерной колбе на 250 мл водой. На титрование 20 мл полученного раствора по реакции:
2NaOH + 2H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
расходуется 24 мл рабочего раствора серной кислоты с C(1/2H2SO4) = 0,08 моль/л.
Определить массу NaOH, содержащуюся в испытуемом растворе.
Дано: V1(NaOH) = 200 мл = 0,20 л. V2(NaOH) = 20 мл V(H2SO4) = 22 мл С(1/2H2SO4) = 0,055 моль/л | Эталон решения: 1. По закону эквивалентов находим молярную концентрацию эквивалента NaOH. С(NaOH) ∙V(NaOH) = C(1/2H2SO4) ∙V(H2SO4) C(NaOH)= = 0,605 моль/л. |
m (NaOH) = ? |
2. Находим массу NaOH во всём объёме:
m(NaOH) = C(NaOH) ∙V1(NaOH) ∙M(NaOH)
m(NaOH) = 0,605 моль/л∙0,20 л∙40 г/моль = 4,84 г
Ответ: В растворе содержится 4,84 г NaOH.
Домашнее задание:
1. Приведите пример вещества (X), количественное содержание которого в водном растворе можно определить прямым алкалиметрическим титрованием. Напишите уравнение реакции и выражение закона эквивалентов. Вычислите массу вещества (X), если на титрование затрачено 20,0 мл раствора титранта (какого?), с(Т) = 0,1 моль/л.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
2. Приведите пример вещества (X), количественное содержание которого в растворе можно определить прямым ацидиметрическим титрованием. Напишите уравнение реакции и выражение закона эквивалентов для этой реакции. Вычислите молярную концентрацию вещества (X), если на титрование раствора вещества (X) объемом 15,0 мл было затрачено 12,0 мл титранта (какого?), с (Т) = 0,07 моль/л.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
3. Приведите пример вещества (X), количественное содержание которого в растворе можно определить прямым перманганатометрическим титрованием. Напишите уравнение реакции и выражение закона эквивалентов для этой реакции. Вычислите молярную концентрацию вещества (X) если на титрование 5,00мл исследуемого раствора затрачено 12,00 мл раствора титранта (какого?), с(1/z T) = 0,01 моль/л.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
4. Приведите пример вещества (X), количественное содержание которого можно определить обратным перманганатометрическим титрованием. Напишите уравнение реакции и выражение закона эквивалентов. Вычислите молярную концентрацию вещества (X), если к аликвотной доле вещества (X) объемом 10,00 мл добавили раствор сульфата железа (II) объемом 20,00 мл с молярной концентрацией 0,05 моль/л, а на титрование было затрачено 10,00 мл титранта (какого?), с (1/z T) = 0,05 моль/л.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа.
Определение массы гидроксида натрия в растворе.
Цель:освоить навыки выполнения титриметрического анализа.
Задание: определить массу гидроксида натрия в контрольном растворе.
Оборудование:бюретка вместимостью 25 мл, мерная пипетка вместимостью 5 мл, мерная колба вместимостью 100 мл, конические колбы вместимостью 50 мл и 250 мл, воронка.
Реактивы:рабочий раствор азотной кислоты, контрольный раствор гидроксида натрия, раствор индикаторов метилового оранжевого (фенолфталеина), дистиллированная вода.
Сущность метода:
В основе определения лежит закон эквивалентов:
с(1/z HNO3) ∙ V (HNO3) = с(1/z NaOH) ∙ V (NaOH)
Ацидиметрическое определение концентрации гидроксида натрия по реакции:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
Масса вещества в растворе рассчитывается по формуле:
M(NaOH) = c(HNO3) ∙ V(HNO3) ∙ M(NaOH) ∙
Выполнение эксперимента:
Титрование проводится с целью определения содержания щелочи в растворе с помощью предварительно стандартизированного раствора кислоты.
Получают у преподавателя пробирку с контрольным раствором щелочи, записывают номер задачи, №_____ .
В лабораторный журнал вносят исходные данные и подготавливают страницу для записи результатов титрования:
· Концентрация титранта с(HNO3) = ______ моль/л.
· Объем анализируемого раствора после разбавления, V(NaOH ) = _____мл.
· Аликвотная доля анализируемого раствора NaOH, V(аликвотной доли) = _____ мл.
Ход работы:
1. Бюретку заполняют стандартизированным раствором HNO3.
2. Контрольный раствор количественно переносят из пробирки в мерную колбу;
3. Пробирку (в которой был контрольный раствор) дважды ополаскивают дистиллированной водой, которую также переливают в эту колбу.
4. Объем раствора в мерной колбе (с помощью воронки) доводят до метки дистиллированной водой.
5. Последнюю порцию воды добавляют покаплям из глазной пипетки, чтобы не допустить превышения объема.
6. Раствор в мерной колбе перемешивают и переливают в сухую коническую колбу вместимостью 250 мл.
7. Из конической колбы берут аликвотные доли по ____ мл в 3 колбы для титрования с помощью пипетки Мора.
8. В каждую колбу добавляют ____ капли индикатора.
9. Титруют растворы в колбах по очереди до перехода желтой окраски в оранжевую (в присутствии метилового оранжевого), до появления малиновой окраски (в присутствии фенолфталеина).
Перед каждым следующим титрованием доливают титрант в бюретку до нулевой отметки.
Если сходимость результатов не находится в пределах 0,2 мл, то проводят дополнительные титрования.
Экспериментальные данные:
№ п/п | Объем аликвотной доли анализируемого раствора, Vмл | Индикатор | Объём титранта, мл | Средний объём титранта, мл |
После получения сходящихся результатов титрования, кислоту из бюретки сливают и заполняют бюретку дистиллированной водой.
Расчёты:
_____________________________________________________________________________________________________
Выводы:
_____________________________________________________________________________________________________
Дата: _________ Занятие № ______
Тема: Принципы качественного анализа.
Теоретический материал к занятию:
Основной задачей качественного анализа является обнаружение отдельных элементов или ионов, входящих в состав веществ. Реакции в качественном анализе называют аналитическими. Вещества, реагирующие с определяемыми ионами, называются аналитическим эффектом: появлением окраски; выделением газа; образованием осадка.
По технике проведения реакции разделяют на:
- осадочные реакции;
- микрокристаллоскопические реакции;
- цветные реакции в пробирках;
- реакции, проводимые на бумаге;
- реакции окрашивания пламени;
- реакции с выделением газообразных веществ.
Групповыми реакцияминазывают реакции на определенные группы катионов и анионов.
Специфической реакцией на ионявляется такая реакция, которая позволяет обнаруживать его в условиях опыта с другими ионами.
Лабораторная работа.