Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний

Задание 1. Из мозга экспериментального животного экстрагировали органическими растворителями составной компонент и провели его гидролиз. В результате качественных реакций в гидролизате обнаружили фосфорную кислоту, глицерин, жирные кислоты, холин. Какое вещество было выделено и подверглось гидролизу?

А. Холестерин

В. Триглицерид

С. Фосфатидилсерин

D. Лецитин

Е. Фосфатидная кислота

Задание 2.Из печени крысы органическими растворителями экстрагировали вещество клеточных мембран и гидролизовали его. В гидролизате обнаружили сфингозин, фосфорную кислоту, холин, пальмитиновую кислоту. Какое вещество экстрагировали из мембран клеток печени?

А. Холестерид

В. Тристеарат

С. Сфингомиелин

D. Фосфaтидилхолин

Е. Кефалин

Задание 3. В эксперименте из селезенки крыс выделили белок, гидролизовали его на аминокислоты и исследовали аминокислотный состав гидролизата методом хроматографии на бумаге. Какая из аминокислот гидролизата мигрирует дальше от линии старта на хроматограмме?

А. Глицин

В. Глутамин

С. Аспарагин

D. Валин

Е. Аргинин

Задание 4. В эксперименте подвергли кислотному гидролизу липиды, выделенные из печени крысы:

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru

СН2 – СН2 - NН+3

Какие компоненты были обнаружены в гидролизате?

А. Глицерин

В. Холестерин

С. Этанол

D. Холин

Е. Бутанол

Задание 5. В эксперименте подвергли кислотному гидролизу липиды жировой ткани крысы, имеющие следующую структуру:

СН2 – О – СО – С17 Н35

I

CН – О – СО – С 15Н29

I

СН2 – О – СО – С17 Н29

Какие компоненты были обнаружены в гидролизате?

А. Пальмитоолеиновая кислота

В. Сфингозин

С. Линолевая кислота

D. Масляная кислота

Е. Арахидоновая кислота

Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:

1 – D, 2 – С.

Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:

1.Тюкавкина Н.А.,Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. М.: Медицина, 1991. – С. 314-321, 462 – 466.

2.Лекции по биоорганической химии.

Содержание обучения

Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

1. Биологические мембраны: строение, биологическая роль.

2. Структура и свойства липидов клеточных мембран:

а) глицерофосфолипиды;

б) сфинголипиды;

в) гликолипиды;

г) холестерин.

3. Мембранные белки. Вклад мембран в регуляцию рецепторного ответа.

4. Перекисное окисление липидов (ПОЛ). Поддержание структурно-функциональной целостности мембран.

5. Механизмы трансмембранного транспорта веществ.

6. Методика выделение лецитинов и изучение их состава.

Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:

Обязательная литература

1.Губський Ю.Г. Біологічна хімія.- Київ-Тернопіль.:Укрмедкнига, 2000.-С. 78-85.

2.Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко.-Донецк,2000.-С.273-275.

3.Лекции по биохимии.

4.Граф логической структуры (Приложение 1).

5.Инструкция к практическому занятию.

Дополнительная литература

1.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: Медицина,1998.-С. 194-203, 298-312.

2.Николаев А.Я. Биологическая химия. -М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998. - С. 178-199.

После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается решить следующие целевые обучающие задачи.

Целевые обучающие задачи

Задача 1. В эксперименте на крысах изучали механизм всасывания глюкозы в кишечнике. Обнаружили замедление всасывания под действием ингибиторов синтеза АТФ. Какова особенность активного транспорта веществ через биологические мембраны?

А. Перенос веществ по градиенту концентрации

В. Перенос веществ против градиента концентрации

С. Перенос веществ осуществляется без помощи белков-переносчиков

D. Скорость переноса зависит от концентрации переносимых веществ

Е. Зависимость скорости переноса от концентрации переносимых веществ имеет

линейный характер

Задача 2. В процессе эксперимента студенты выделили клеточные мембраны эритроцитов и исследовали их составные компоненты. Какие соединения были выделены из мембран?

А. Хромопротеиды

В. Нуклеопротеиды

С. Фосфолипиды

D. Триацилглицериды

Е. Ураты

Задача 3. Из мембран гепатоцитов печени крыс экспериментально выделили гормональные рецепторы глюкогона и адреналина и идентифицировали их структуру. Какова химическая природа гормональных рецепторов?

А. Нуклеопротеиды

В. Гликопротеиды

С. Фосфолипиды

D. Сфингомиелины

Е. Липопротеиды

Задача 4. Избирательная проницаемость клеточных мембран обусловлена амфифильностью их структурных компонентов. Укажите структурные компоненты, мембранних фосфолипидов, обладающие гидрофобными свойствами.

А.Этаноламин

В. Сфингозин

С. Холин

D. Олеиновая кислота

Е.Фосфорная кислота

Задача 5. Избирательная проницаемость мембраны не позволяет ряду соединений проникать внутрь клетки и выходить из неё. Выберите эти соединения из нижеперечисленных.

А.Гормоны белковой природы

В. Стероидные гормоны

С.Глюкозо-6-фосфат

D. Глюкоза

Е. Пальмитиновая кислота

Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач:

1 – В, 2 – С.

Краткие методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия проводятся тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.

После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Проводится анализ самостоятельной работы студентов и коррекция.

В конце занятия проходит итоговый контроль, подводятся итоги занятия.

Инструкция к лабораторной работе “Структура и функции клеточных мембран ”

Принцип метода: Желток куриного яйца очень богат фосфолипидами, и частности, лецитинами, поэтому является удобным объектом для выделения лецитинов и изучения их химических свойств. Извлечение лецитинов из желтка осуществляют из спиртового раствора, насыщенного хлористым кадмием. При этом выпадает белый осадок кадмиевого лецитина.

Материальное обеспечение::куриный желток, этиловый спирт, 10% раствор NAOH, 10% раствор НСI, K2SO4 кристал., пробирки, стекляная палочка, фильтровальная бумага, воронки, водяная баня.

Ход работы. Извлечение лецитинов из желтка. 0,5-1 г желтка помещают в пробирку, добавляют 3-5 мл горячего спирта, нагревают на водяной бане при 50-60 С в течение 10-15 минут и тщательно перемешивают содержимое стеклянной палочкой. По окончании экстракции жидкость фильтруют в сухую пробирку и с фильтратом проделывают реакции на лецитин.

1. Гидролиз лецитинов и определение продуктов гидролиза.

Большую часть фильтрата лецитинов упаривают в пробирке, добавляют 2-3 мл 10% раствора едкого натра и кипятят в течение 5-10 мин. Происходит гидролитический распад лецитина с отщеплением холина, жирных кислот, глицерина и фосфорной кислоты. В гидролизате устанавливают наличие жирных кислот, глицерина и фосфорной кислоты.

2. Гидролизат разбавляют небольшим количеством воды и подкисляют 10% раствором НСI: выпадает осадок свободных жирных кислот. Осадок отфильтровывают ; фильтрат нейтрализуют 10% раствором щелочи и упаривают на водяной бане досуха.

3. Часть сухого остатка смешивают с несколькими кристаллами сульфата калия и нагревают. При этом ощущается резкий запах акролеина, образовавшегося из глицерина и фосфорной кислоты.

ВЫВОДЫ:

Подпись преподавателя:

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru

 
  Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru

Приложение 2

Мембраны – главный структурный элемент клетки

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru

                               
    Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
    Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
     
Мицелла
         
Липосома
 
 
 
 
 
Способность к диффузии
   
Жидкостно-кристаллические свойства
 
 
    Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
      Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
 

           
   
Транспорт
 
  Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
 
   
Пассивный транспорт (облегч. дифф.)

           
  Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru   Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru   Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru

Антипорт симпорт унипорт

                 
    Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
 
  Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
    Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
 
 
    Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
    Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru
 
 
    Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня знаний - student2.ru

Приложение 3

Наши рекомендации