Основные принципы построения архитектурных
ФАНТАЗИЙ
Все подразделения построений и отображений архитектурных фанта зий распределяются по тем призна кам, которые им присущи как в части их конструктивного, так и в части композиционного комплектования. Характерная особенность каждого такого признака позволяет выявить специфические свойства архитектур ной композиции и отнести ее к соот ветствующему разряду. Рассмотрим основные принципы композиционно го построения архитектурных фанта зий с некоторой их расшифровкой.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
„А". КОМПАКТНАЯ ГРУППИ РОВНА ЗДАНИЙ В ОДНОМ ЦЕЛОСТНОМ ЗАВЕРШЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ СООРУЖЕНИЙ ВПЕРСПЕК ТИВНОМ ИЛИ АКСОНОМЕ ТРИЧЕСКОМ ИЗОБРАЖЕНИИ
Этот вид композиций заключает в себе абсолютное воплощение цело стного объединения сооружения в некоторую общую массу (компози ции 4,33), характерную тем, что в спаянном сочленении составляю щие элементы дают законченную, замкнутую, связную конструкцию. Особенностью таких сооружений яв ляется их убедительная статичность и некоторая монолитность. При со зерцании таких строений, зритель воспринимает массу как в ее про странстве, так и в ее весе (тяже сти). Обработка больших плоскостей может ограничиться самыми необ ходимыми частями. Конструктивные признаки ритмического сочетания „составляющих" элементов приобре тают свое явное выражение. Кроме указанного типа,- к разряду рассмотренных произведений еле дует отнести также сооружения, в которых отдельные массивы выде ляются в стороны, или вверх (компози ции 1,32), или же отдельными груп пировками масс (композиции 30,42). Здания подобного характера под черкивают статичность одних частей и динамичность других.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
Особо следует выделить из второй группы те сооружения (композиции 24,25), в которых явно-подчеркнуто выделены сильно возвышающиеся части и большие массивы горизон тально-распласчатого состояния. В тех случаях, когда только массы строений объединены пространствен ными переходами, появляется потреб ность или в фермовых стойках (ком позиция 70) или же в железобетон ных устоях (композиция 3).
„Б". ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ КОН ЦЕНТРАЦИЯ „СОСТАВЛЯЮ ЩИХ" АРХИТЕКТУРНОЕ СО ОРУЖЕНИЕ С ПОКАЗАТЕЛЬ НОЙ ДЕМОНСТРАЦИЕЙ СВОЕОБРАЗНЫХ СЛОЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ МАСС ЗДАНИЙ
Требования производства или специ альные условия работы здания дик туют необходимость постройки тако вых в особом типе. Своеобразие со четаний „составляющих" элементов получается вследствие появления криволинейных объемов в конструк тивной спаянности с прямолинейными и криволинейными конструкциями. Будучи иногда исполнены на стой ках-фермах (композиции 5,28), здания подобного вида наиболее сильно выражают пространственность и даже решают ее. Но кроме этого, мы наблюдаем наличие максимальной динамичной экспрессии. Сложные,
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
по своей форме здания изгибаю щихся тел вращения (композиция 76), с дополнительными конструкциями других частей, также дают особый тип сооружений, резко отличный от обычных прямолинейных масс зда ний. Появление сооружений рассма триваемого характера в натуре вы зовет специальные „разрешения" как в части чисто-строительных эта пов, так и в архитектурно-композици онных моментах работы зодчего.
„В". ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫЯВ ЛЕНИЕ ПЛАНА В КОНСТРУК ТИВНО-СВЯЗНЫХ ОБЪЕМАХ СООРУЖЕНИЙ С ЯВНЫ МИ ПРИЗНАКАМИ ФУНК ЦИОНАЛЬНОЙ СПАЯННОСТИ
Архитектурные фантазии в подобном разрешении представляют один из совершеннейших современных при емов архитектурного графирования путем аксонометрического изобра жения тех комплексных сооружений, которые решаются зодчим. Если, в одном случае, мы имеем объединение только одних прямолинейных форм (композиции 47, 48), то в другом (композиции 26, 43, 49)—сочетаются изогнутые объемы, тела вращения с прямолинейными массами. Выбрать зрительную точку в построениях та кого порядка так же важно, как и при перспективной панораме. Надо, с од ной стороны, показать в выгодном
-Л-