Природного и техногенного характера
Утверждено постановлением Правительства РФ №1094 от 13.09.96 г.
1. Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются чрезвычайные ситуации), определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.
2. Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях; людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Клокальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тысячи, но не более 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек:
- либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300,но не более 500 человек;
- либо материальный ущерб составляет свыше 5тысяч, но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зоначрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
Крегиональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек,либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но неболее 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
К федеральнойотносится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и ее зона выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.
К трансграничнойотносится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
3. Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовой формы (далее именуются- организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации.
Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ликвидация региональной и федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международным договорами Российской Федерации.
К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ликвидация чрезвычайной ситуаций считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Под физической устойчивостью предприятия к поражающим факторам чрезвычайных ситуаций понимается его способность в определенной степени противостоять этим факторам и выполнять свою функцию.
ЧС - это явление, событие, процесс, у которого могут быть предвестники, несколько стадий развития и последствия. Защита от ЧС предусматривает систему мер, которая включает:
- прогноз ЧС (средства, затраченные на прогноз и проведение подготовительных работ на 2-3 порядка меньше, чем на ликвидацию аварий);
- анализ ЧС;
- проведение подготовительных работ;
- подготовка к действиям в период ЧС;
- ликвидация последствий и др.
Проблема ЧС включает в себя множество аспектов.