Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

6.1.1.Вопросы и задания для контроля текущей успеваемости

Таблица 3 - Вопросы и задания для контроля текущей успеваемости

Название раздела Контрольные вопросы и задания
Состав живой материи: биомолекулы. Вода Раскройте роль воды при формировании пищевых дисперсных систем. Абсорбция и адсорбция воды в пищевых дисперсных системах (ПДС). Охарактеризуйте причины связывания влаги в сложных системах. Влагосвязывающая (ВСС) и влагоудерживающая способность сырья и пищевых продуктов. Раскройте связь активности воды со стабильностью пищевых продуктов. Активность воды и микробиологическая стабильность пищевых продуктов. Как влияет активность воды на скорость реакций в пищевых продуктах. Роль льда в обеспечении стабильности пищевых продуктов.
Аминокислоты и пептиды Перечислите основные группы аминокислот? Приведите примеры непротеиногенных аминокислот? Дайте классификацию протеиногенных аминокислот? Охарактеризуйте распространение отдельных аминокислот в разных белках?  
Белки: ковалентная структура и биологические функции. Дайте характеристику процесса денатурации и ренатурации белков, его сущность. Факторы, влияющие на денатурацию белка.  
Фибриллярные белки. Глобулярные белки. Охарактеризуйте особенности структурной организации фибриллярных и глобулярных белков мышечной ткани
Ферменты. Витамины и микроэлементы: их роль в функционировании ферментов Особенности влияния физико-химических факторов на активность ферментов. Активаторы и ингибиторы Какие ферменты участвуют в биосинтезе жирных кислот? Назовите основные особенности ферментативного состава сырья растительного и животного происхождения? Что представляет собой аллостерическая регуляция активности фермента?
Углеводы: строение и биологические функции Дайте общую характеристику важнейших представителей группы моносахаридов. Дайте общую характеристику важнейших представителей группы олигосахаридов. Дайте характеристику физико - химических свойств углеводов, сладость различных групп сахаров
Липиды и мембраны Дайте характеристику эссенциальных жирных кислот, их химическая природа и биохимические функции Перечислите основные группы фосфолипидов? Перечислите функции липидов в растениях? Назовите основые гликолипиды растений?

Вопросы к экзамену

1. Раскройте роль воды при формировании пищевых дисперсных систем. Абсорбция и адсорбция воды в пищевых дисперсных системах (ПДС).

2. Охарактеризуйте причины связывания влаги в сложных системах. Влагосвязывающая (ВСС) и влагоудерживающая способность сырья и пищевых продуктов.

3. Раскройте связь активности воды со стабильностью пищевых продуктов. Активность воды и микробиологическая стабильность пищевых продуктов.

4. Как влияет активность воды на скорость реакций в пищевых продуктах. Роль льда в обеспечении стабильности пищевых продуктов.

5. Охарактеризуйте питание как составную часть процесса формирования здорового образа жизни.

6. Дайте характеристику процесса денатурации и ренатурации белков, его сущность. Факторы, влияющие на денатурацию белка.

7. Охарактеризуйте белки злаков и распределение белков злаков между морфологическими частями зерна.

8. Какую роль играют белки злаков в образовании клейковины пшеничного теста.

9. Охарактеризуйте белки бобовых культур. Роль антиалиментарных соединений в формировании питательной ценности белковых продуктов

10. Охарактеризовать гликопротеины растительного и животного происхождения и влияние физико-химических факторов на их свойства.

11. Охарактеризуйте белки масличных белков. Изменения белковых веществ масличных культур при осуществлении различных технологических процессов

12. Охарактеризуйте белки картофеля, плодов и овощей. Роль ферментов сырья растительного происхождения при формировании потребительских свойств пищевых продуктов и полуфабрикатов.

13. Охарактеризуйте роль белков соединительной ткани при получении пищевых продуктов.

14. Назовите главные мышечные белки сырья животного происхождения. Роль белков мышечной ткани в получении пищевых продуктов и их стабильности.

15. Дайте характеристику молока как сложной полидисперсной системы. Состав и свойства химических веществ молока и их роль в формировании качества молочных продуктов.

16. Охарактеризуйте изменения структуры и функциональных свойств белков молока.

17. Охарактеризуйте мясные продукты как пищевые дисперсные системы. Степень стабильности получаемых мясных систем

18. В чем заключается биологическая ценность куриного яйца?

19. Охарактеризуйте белок яйца как коллоидную систему, желтка – как эмульсию обратного типа.

20. Особенности влияния физико-химических факторов на активность ферментов. Активаторы и ингибиторы.

21. Дайте общую характеристику важнейших представителей группы моносахаридов.

22. Дайте общую характеристику важнейших представителей группы олигосахаридов.

23. Дайте характеристику физико - химических свойств углеводов, сладость различных групп сахаров

24. В чем значение минеральных веществ при оценке биологической безопасности пищевых продуктов

25. Дайте характеристику биологически активных микро – макроэлементов, их роль в метаболических процессах.

26. Охарактеризуйте водорастворимые витамины (группа В), их химическую природу и биохимические функции.

27. Охарактеризуйте жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К), их химическую природу и биохимические функции

28. Охарактеризуйте жироэмульгирующую и пенообразующую способность белков. Способы их направленного регулирования.

29. Охарактеризуйте специфичность действия ферментов. Способы регуляции многих ферментативных процессов у животных и растений.

30. Охарактеризуйте превращения углеводов в технологическом потоке и их влияние на качество пищевых продуктов

31. Охарактеризуйте особенности структурной организации фибриллярных и глобулярных белков мышечной ткани.

32. Охарактеризуйте особенности превращения жиров в технологическом процессе и его влияние на качество пищевых продуктов.

33. Дайте характеристику эссенциальных жирных кислот (витамин F), их химическая природа и биохимические функции.

6.1.4 Критерии оценки выполнения лабораторно-практических работ и самостоятельной работы

Проверка выполнения заданий осуществляется преподавателем в установленные графиком сроки на лабораторных занятиях и консультациях. Преподавателем проверяется правильность ответов на контрольные вопросы в форме индивидуального собеседования, обсуждения (дискуссии) в учебной группе (подгруппе), а также в форме проверки письменных работ (в том числе контрольных).

Качество выполненных работ оценивается по 5 бальной системе (или 100 бальной рейтинговой) в соответствии со следующими критериями:

· оценка 5 баллов (или от 90 до 100) выставляется если:

- все задания выполнены в полном объеме, качественно;

- выполненные задания представлены на проверку строго по установленному графику;

- при устном собеседовании даны полные исчерпывающие ответы на вопросы преподавателя

· оценка 4 балла (или от 75 до 89) выставляется если:

- все задания выполнены в полном объеме, но допущены несущественные недостатки;

- выполнено не менее 75% заданий в полном объеме, качественно;

- выполненные задания представлены на проверку строго по установленному графику;

- ответы на вопросы преподавателя при устном собеседовании содержат некоторые недостатки;

· оценка 3 балла (или от 60 до 74) выставляется если:

- все задания выполнены в полном объеме, но содержат ошибочные сведения;

- выполнено менее 75% заданий;

- выполненные задания представлены на проверку с нарушением установленного графика;

- ответы на вопросы преподавателя при устном собеседовании содержат существенные недостатки;

· оценка 2 балла (или менее 60) выставляется если:

- выполнено менее 50% заданий, которые содержат большой объем ошибочных сведений;

- выполненные задания представлены на проверку с нарушением установленного графика;

- ответы на вопросы преподавателя при устном собеседовании неудовлетворительные.

Результаты оценки выполнения студентом лабораторных работ и самостоятельной работы учитываются преподавателем при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В случае несвоевременного выполнения студентом заданий самостоятельной работы по уважительной причине, преподаватель устанавливает индивидуальные сроки отчетности.

6.2 Учебно-методическое обеспечение лабораторно-практических работ и самостоятельной работы студентов

По разделам 1, 2,3–

1.А.П. Нечаев, С.Е. Траубенберг, А.А. Кочеткова и др.; под ред. А.П.Нечаева. Пищевая химия: учебник для студентов вузов [электронный ресурс]//URL: htpp:www.twirps.ru (дата обращения:18.11.11)

2.Гамаюрова В.С., Ржечицкая Л.Э. Пищевая химия. Лабораторный практикум [электронный ресурс]//URL: htpp:www.twirps.ru (дата обращения:09.07.11)

6.3. Вопросы для самостоятельной работы

1.Вода в пищевых системах (1ч)

2.Механизм действия ферментов (4ч)

3.Специфичность действия ферментов (2ч)

4.Кинетика ферментативных реакций (4ч)

5.Влияние активаторов и ингибиторов (1ч)

6.Классификация и номенклатура ферментов (5ч)

7.Роль микро и макроэлементов в организме. (2ч)

8.Безопасность пищевых продуктов. Основные понятия. Нормативно – правовая база(2).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная

  1. Рогов И.А. Пищевая биотехнология: учебник : [В 4-х кн.]. Кн.1: Основы пищевой биотехнологии/ И.А. Рогов, Л.В. Антипова, Г.П. Шуваева. ─ М.:КолосС,2004. ─ 440с. ─ (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). ─ ISBN 5-9532-0104-4. 5 экз.

2. Биологическая химия: Филиппович Ю.Б., Ковалевская Н.И., Севастьянова и др.; Под ред. Н.И.Ковалевской, - М.: Издательский центр»Академия, 2005. - 256 с.» (10 экз.)

Дополнительная

  1. Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии. Учебное пособие для вузов. – М.:Высш. шк., 2001. – 468 с.

2. Добровольская М.В. Человек и его пища / М. В. Добровольская. - М.: Научный мир, 2005. - 367с. - ISBN 5-89176-324-9.

3. Донченко Л.В. . Надыкта В.Д. Безопасность пищевой продукции. – М.: Пищепромиздат, 2001. -525 с.

4. Биохимия человека: В 2-х т./ Р. Марри [и др.] ; пер. с англ. В.В. Борисова, Е.В. Дайниченко ; под ред. Л.М. Гинодмана. Т.1 / Р. Марри [и др.] ; пер. с англ. В.В. Борисова, Е.В. Дайниченко ; под ред. Л.М. Гинодмана — М.: Мир : Бином. Лаборатория знаний, 2009. — 381с.

5. Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия:Учебник для вузов/ Н.А.Тюкавкина, Ю.И.Бауков. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Дрофа, 2004. -544

программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.chemport.ru/?cid=42

http://www.xumuk.ru/biochem/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:

1) библиотечный фонд ФГБОУ ВПО «АГТУ»

2) компьютерный класс с выходом в Интернет;

3) мультимедийное оборудование для чтения лекций-презентаций;

4) образцы товаров;

5) приборы: прибор для измерения воздухопроницаемости материалов, фотометры, аналитические весы и другие приборы;

6) средства измерения: гибкие металлические линейки с ценой деления 1 мм и др.;

7) библиотека нормативных документов;

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 260800.62 «Технология продукции и организация общественного питания»

Наши рекомендации