Основные аналитические методы технико-технологического исследования произведений станковой живописи 6 страница
Наиболее широкое применение получило стекло марки УФС-3 («стекло» или «фильтр» Вуда). Лучший фильтр для зоны 390 — 320 нм, оно пропускает до 90% излучения 366 нм и поглощает всю видимую область. В настоящее время отечественная промышленность вместо этого фильтра выпускает новый фильтр УФС-6. Имея максимум пропускания в области 360 нм и выделяя ту же область 390 — 320 нм, он имеет лучшие оптические характеристики и технологические свойства (см. рис. 8).
Стекло УФС-4 отличается от фильтров УФС-3 и УФС-6 несколько боль-
__________
* Полоса пропускания определяется теми длинами волн, при которых пропускание фильтра составляет половину максимального.
Рис. 8. Спектральные кривые коэффициента пропускания стекол типа УФС толщиной от 0,5 до 5 мм |
шим поглощением в указанной области (см. рис. 8), но является более термостойким.
Термостойкость фильтров — весьма существенный момент в их эксплуатации. Так как фильтры, кроме УФС-4, не обладают достаточной термостойкостью, будучи расположенными около ламп, они быстро лопаются. Чтобы избежать этого, рекомендуется делать специальные устройства, позволяющие отодвинуть стекло от источника света (см. илл. 29).
Для возбуждения люминесценции можно использовать и коротковолновый участок видимой области спектра. Лампы накаливания в сочетании со стеклом ФС дают существенный выигрыш в интенсивности возбуждающего излучения. Вместе с тем интенсивность люминесценции в этом случае бывает невелика. Чтобы сделать свечение более очевидным, нужно использовать еще один фильтр. Такие фильтры, один из которых ставится между источником света и объектом излучения и пропускает только возбуждающее излучение, а второй, установленный между объектом и приемником люминесценции, не пропускает свет, пропущенный первым фильтром, а лишь свет люминесценции, называются скрещенными. Например, если желтое свечение объекта вызывается светом, пропущенным через сине-фиолетовый фильтр, то между люминесцирующим предметом и глазом помещают желтый фильтр, поглощающий отраженные от объекта сине-фиолетовые лучи. При этом нужно выбрать такой фильтр, кривая пропускания которого имела бы максимальное значение в области люминесценции и возможно более резко спадала в нужном месте с коротковолновой стороны. Этим качествам удовлетво-
ряет большинство стекол марок БС, ЖС, ОС, КС (белых, желтых, оранжевых и красных), подбираемых по соответствующим таблицам каталогов цветного стекла. Для выделения сине-фиолетовой зоны могут использоваться стекла ФС-7 и СС-8 в комбинации с фильтром СЗС-7, поглощающим красные лучи, пропускаемые синим и фиолетовым фильтрами.
Так как в целом ряде случаев видимая люминесценция какой-либо наиболее интересной детали, например подписи, бывает очень слабой, даже незначительное количество пропускаемого стеклами УФС видимого фиолетового и красного света может оказать мешающее действие. Для улучшения условий наблюдения и в этих случаях используют дополнительные светофильтры, хорошо пропускающие лучи, соответствующие свечению интересующей детали и поглощающие фиолетовые и красные лучи, которые могут отражаться от объекта, «забивая» люминесценцию. Необходимо помнить, что такие фильтры сами не должны люминесцировать. Чтобы убедиться в этом, достаточно поместить выбранное стекло в зону действия источника ультрафиолетовых лучей.
Исследование живописи с помощью фильтрованных ультрафиолетовых лучей следует начинать через 5 — 10 минут после того, как в темном помещении включена лампа. Это время необходимо, чтобы лампа перешла в режим рабочего горения и чтобы глаза адаптировались в темноте. Если лампа сразу не включается, делают еще одно или несколько повторных включений. После того как лампу выключили, ни в коем случае нельзя ее включать вновь, если она не остыла, на что требуется 10 — 15 минут. Включение неостывшей лампы может привести к ее порче.
Из-за слабости свечения все работы по исследованию люминесценции живописи, как уже говорилось, приходится проводить в темном помещении. Иногда это создает известные трудности. Чтобы избежать их, можно пользоваться одним из приспособлений, делающих общее затемнение помещения необязательным. На илл. 31 изображена переносная камера с лампой типа ПРК и светофильтром УФС внутри, позволяющая наблюдать люминесценцию живописи независимо от окружающего освещения.
Нужно помнить, что ультрафиолетовые лучи вредны для глаз. Достаточно несколько секунд смотреть на открытую лампу (или закрытую светофильтром), чтобы получить сильное воспаление, наступающее через несколько часов. Слабее действуют, но также вредны для глаз ультрафиолетовые лучи, отраженные от исследуемого предмета. Поэтому при работе с ультрафиолетовыми лучами желательно надевать очки с простыми или оптическими стеклами, значительно снижающими количество ультрафиолетовых лучей, попадающих в глаза.
Ультрафиолетовые лучи значительно повышают ионизацию воздуха, усиливая при этом выделение озона и окислов азота. Поэтому в помещении, где проводится работа с ультрафиолетовыми лучами, должен быть обеспечен усиленный обмен воздуха приточно-вытяжной вентиляцией. После окончания работы желательно пребывание на свежем воздухе и активное проветривание рабочего помещения.
Облучение произведений искусства ультрафиолетовыми лучами в течение времени, необходимого для визуального изучения или фотографирования (даже неоднократного), практически безвредно. Как показали специальные исследования и более чем полувековая музейная практика работы с этим излучением, при этом не происходит ни ухудшения сохранности картин, ни изменений колорита.
Фотофиксация проводимых исследований.При анализе данных люминесцентного исследования поверхности картины, как и любого другого вида научного исследования произведений живописи, нельзя полагаться лишь на субъективные оценки. Всегда надо стремиться к тому, чтобы наблюдения были зафиксированы и выражены какими-либо объективными критериями. Только в этом случае можно сравнивать и сопоставлять между собой факты, отмеченные при исследовании разных произведений. Характерным признаком видимой люминесценции является ее цвет. Однако визуальное определение цвета, как уже говорилось, крайне субъективно. Поэтому было бы целесообразным проведение спектрофотометрирования отдельных участков живописи, что позволило бы однозначно и математически точно характеризовать окраску свечения. Из-за сложности снятия спектрофотометрических характеристик с большого количества разнородных участков, разбросанных на большой площади картины, в музейной практике получил распространение менее точный, но более доступный способ фиксации люминесценции — ее фотографирование.
Видимая люминесценция фиксируется фотографически с помощью тех же фотокамер и на тех же фотоматериалах, которые используются при обычной черно-белой репродукционной съемке. Это и понятно. Ведь люминесценция, вызванная действием ультрафиолетовых лучей, является видимым излучением. Однако при фотографировании необходимо соблюдать следующие основные условия. Из-за слабости свечения съемку нужно вести в темном помещении, а источник ультрафиолетового излучения должен быть экранирован одним из названных выше светофильтров, поглощающих всю видимую часть спектра. Так как не все попавшие на поверхность картины ультрафиолетовые лучи ею поглощаются, часть их может, отразившись, попасть в объектив фотоаппарата и в силу значительно большей активности, чем свет люминесценции, отрицательно повлиять на качество негатива. Чтобы этого не случилось, перед объективом помещают фильтр, задерживающий ультрафиолетовые лучи, но беспрепятственно пропускающий свет люминесценции.
Для обычной съемки, без специального выделения люминесценции определенного цвета, рекомендуется использовать фильтры ЖС-4 толщиной 1,5 — 2 мм в комбинации с фильтром ЖС-11 или ЖС-12 толщиной 2 — 3 мм. Так как стекло ЖС-11 люминесцирует, его надо помещать после стекла ЖС-4 (то есть ближе к объективу). Правильный подбор заграждающих светофильтров имеет очень большое значение для выявления слаборазличимых цветных отличий люминесценции. При этом следует руководствоваться теми же правилами, что и при обычной фотографии. Как и во всех прочих случаях, при работе со светофильтрами желательно пользоваться каталогом цветного стекла, подбирая светофильтры, руководствуясь графиками, характеризующими их свойства.
Наводка на резкость и кадрирование изображения при съемке люминесценции ведутся по матовому стеклу в условиях естественного или искусственного освещения. После того как все подготовлено к съемке, исключают весь видимый свет и, если источники ультрафиолетового света находятся в рабочем состоянии, производят съемку.
Проявление негатива ведется в стандартном проявителе. При изготовлении фотоотпечатков нужно следить за тем, чтобы они правильно передавали характер свечения (илл. 32).
Если картину даже небольшого формата фотографируют целиком, она должна освещаться двумя источника-
ми света, расположенными на небольшом расстоянии от нее (около 1 м) по обеим сторонам от фотоаппарата. При одностороннем освещении действие ультрафиолетовых лучей окажется слишком неравномерным и исказит характер свечения. Кроме того, осветители должны быть установлены таким образом, чтобы весь световой поток был направлен на фотографируемый объект и не попадал в объектив.
Экспозиция при съемке зависит от чувствительности пластинок, мощности источников ультрафиолетовых лучей, удаленности их от объекта съемки, фильтров на объективе. Обычно при фотографировании произведения среднего размера (1 м X 0,7 м) с двумя лампами ПРК-7 с фильтрами УФС-3, находящимися на расстоянии 1 — 1,2 м от ближнего края картины, на пленке ФТ-12 чувствительностью 65 ед. ГОСТа, светофильтре на объективе ЖС-4 и диафрагме 22 с последующей обработкой негатива в проявителе Чибисова, экспозиция составляет 20 — 25 мин.
Нужно, однако, заметить, что съемка общего вида произведения не всегда бывает целесообразна. Как и в обычных условиях освещения, при фотографировании люминесценции гораздо эффективнее и богаче по информации оказываются макрофотографии или фотографии отдельных деталей картины. При макрофотографировании можно ограничиться одним источником света; экспозиция в этом случае меняется в такой же зависимости, как и при обычном фотографировании.
Большую документальную ценность представляет цветное фотографирование люминесценции. Не говоря о том, что всю цветовую гамму свечения черно-белая фотография сводит к ахроматической шкале, некоторые участки, представляющие при визуальном наблюдении люминесценции достаточный контраст благодаря различию в цвете, на черно-белой фотографии могут оказаться практически трудно или вовсе неразличимыми. Поэтому с появлением цветных эмульсий возникло желание получить цветное изображение люминесценции. В настоящее время с этой целью используют цветную обращаемую фотопленку. Как показали эксперименты, лучше всего использовать пленку, предназначенную для съемки при дневном свете. Источники света для возбуждения видимой люминесценции, их расположение по отношению к картине и увеолевые фильтры остаются теми же, что и при обычной черно-белой съемке люминесценции. Перед объективом фотокамеры целесообразнее поместить, чтобы не нарушать цветопередачу люминесценции, бесцветное стекло БС-10 в комбинации со стеклом ЖС-3 или только стекло ЖС-3. Время экспозиции при съемке подбирается опытным путем.
Как и при других видах фотосъемки, большое значение имеет цветное макрофотографирование деталей. На таких фотографиях цветные нюансы люминесценции воспринимаются значительно полнее.
Исследование в отраженных ультрафиолетовых лучах.Не все испускаемое источником ультрафиолетовое излучение абсорбируется исследуемой поверхностью и преобразуется в видимое свечение. Часть его отражается от объекта и может быть зафиксирована фотографически. Фотографирование картин в отраженных ультрафиолетовых лучах является самостоятельным видом исследования живописи, во многом дополняющим исследование в свете видимой люминесценции.
Так как все фотографические эмульсии очень чувствительны к коротковолновой области спектра, для этой цели используют ту же пленку, что и для регистрации видимой люминесценции. Процесс фотографирования отличается
от съемки видимой люминесценции лишь тем, что перед объективом фотокамеры помещают светофильтр, поглощающий весь видимый свет и пропускающий только ультрафиолетовые лучи. Источник света лучше не экранировать светофильтром, так как при этом неизбежно происходит ослабление ультрафиолетового излучения.
Наводка на резкость проводится при обычном освещении. Если фотографирование в ультрафиолетовых лучах осуществляется после фотографирования видимой люминесценции, никаких дополнительных манипуляций кроме замены фильтра перед объективом и удаления фильтра с источника света не требуется. Так как ультрафиолетовые лучи являются очень актиничными, экспозиция, по сравнению с фотографированием в свете видимой люминесценции, намного короче и составляет при описанных выше условиях съемки от 15 сек до 1 мин.
Как показывает практика, разница в преломлении видимого света и ультрафиолетовых лучей не сказывается на резкости изображения даже при макросъемке. При достаточном диафрагмировании объектива (до 22) фотографии отличаются высокой степенью резкости изображаемых деталей.
Использование обычных фотообъективов позволяет проводить подобные исследования только в зоне ближних ультрафиолетовых лучей. Поэтому целесообразнее всего при съемке пользоваться теми источниками света и светофильтрами, максимум излучения и пропускания которых лежит в этой области спектра. Более коротковолновые ультрафиолетовые лучи, отраженные от картины, не могут быть зафиксированы фотографически, так как они полностью поглощаются стеклянными линзами фотообъектива. Для работы в коротковолновой зоне требуются специальные объективы, изготовленные из кварца, однако такие объективы довольно дороги и труднодоступны для рядовой лаборатории*.
Для того чтобы быть уверенным в «чистоте» исследования, осуществляемого с помощью ультрафиолетовых лучей, желательно все виды фотофиксации проводить с применением специальных индикаторов. Индикатор представляет собой небольшую алюминиевую пластинку, закрепляемую на поверхности фотографируемого объекта в неответственном месте. Алюминиевая пластинка травится щелочью для матирования поверхности, после чего часть ее покрывается тем или иным люминофором. В качестве люминофора может быть использован кристаллофосфор ZnS.Cd(Cu) в смеси с раствором нитроклетчатки, который наносится на бумагу, наклеиваемую затем на алюминиевую пластинку.
В отраженных ультрафиолетовых лучах алюминиевая пластинка на негативе фиксируется в виде максимальной плотности, а часть с люминофором — как прозрачный квадрат. Это объясняется тем, что алюминий прекрасно отражает ультрафиолетовые лучи, а люминофор их поглощает. Негатив, полученный при съемке видимой люминесценции, имеет обратную картину: нелюминесцирующая алюминиевая пластинка выглядит на негативе прозрачной (соответствующей плотности общей вуали), люминофор же из-за яркого свечения имеет на негативе высокую плотность. Если пластинка алюминия фиксируется с большей плотностью, это свидетельствует о том, что на негатив попали отраженные ультрафиолетовые лучи (рис. 9).
Приемником ультрафиолетовых лучей кроме светочувствительных эмульсий могут служить электронно-оптические преобразователи, имеющие сурьмяно- или кислородно-цезиевые като-
__________
* Предел прозрачности кварца лежит около 180 нм.
Рис.9. Индикатор для съемки с применением ультрафиолетовых лучей (по Д. П. Эрастову). Изображение индикатора на негативе при съемке в отраженных ультрафиолетовых лучах (б), при съемке видимой люминесценции (в), в случае, когда при съемке люминесценции на фотослой попадают отраженные ультрафиолетовые лучи (г) |
ды. Такие преобразователи обладают значительной чувствительностью в области 340 — 360 нм (рис. 10). При ра-
Рис. 10. Спектральная чувствительность фотокатода преобразователя (по А. Эйсману и В. Николайчику) |
боте с этими приборами перед объективом помещают один из фильтров серии УФС, а поскольку фотокатод преобразователя обладает высокой чувствительностью к инфракрасной области спектра, целесообразно дополнительно поместить перед объективом фильтр СС-8, поглощающий часть этого излучения, пропускаемого увиолевыми стеклами. Источник света используется тот же, что и при фотографировании в отраженных ультрафиолетовых лучах.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ В ИНФРАКРАСНОМ ИЗЛУЧЕНИИ
Инфракрасные лучи, расположенные за участком видимого красного света, в противоположность коротковолновым ультрафиолетовым лучам, обладают сильным тепловым действием, благодаря чему они и были впервые обнаружены. Их открытие относится к 1790 году, а в 1800 году физиком и астрономом В. Гершелем было положено начало изучению этого вида излучения. Столетие спустя, в 1891 году, Т. Эдиссон высказал предположение, что при помощи инфракрасных лучей можно делать фотографические снимки.
Однако это стало возможным лишь тогда, когда удалось получить фотографические пластинки, сенсибилизированные (очувствленные) к инфракрасной области спектра.
При аналитической работе в инфракрасной области в музейной практике используют зону ближних инфракрасных лучей, а исследование проводят путем фотографирования на специальных фотопластинках или пленках. В последнее время с этой же целью стали применять специальные приборы — электронно-оптические преобразователи, с помощью которых невидимые инфракрасные лучи дают на небольшом экране видимое изображение.
Исследование в инфракрасных лучах основано на свойстве материалов пропускать, поглощать или отражать их иначе, чем видимый свет. Именно поэтому близкие по цвету материалы, обладающие одинаковой для видимого света способностью его поглощения и отражения, по-разному реагируют на действие инфракрасных лучей: одноцветные, но не сходные по составу краски, сфотографированные на инфракрасных пластинках, обнаруживают различную тональность и четкие границы их нанесения, что позволяет выявлять тонировки и реставрационные записи на произведениях старой живописи, неразличимые под слоем старого лака и недоступные поэтому для исследования с помощью ультрафиолетовых лучей.
Способность инфракрасных лучей проникать сквозь отдельные слои живописи позволяет фиксировать на фотографии не суммарное изображение красочных слоев (как на рентгенограмме), а лишь некоторые из них. Особенно эффективно использование инфракрасных лучей при исследовании старой живописи. Проникая сквозь слой загрязнений и старого лака, они позволяют увидеть изображение, скрытое этой пеленой (илл. 33). В тех случаях, когда нижележащие слои обладают достаточно высоким коэффициентом отражения для этого вида излучения, а верхние слои живописи оказываются для него достаточно прозрачными, можно обнаружить переделки и авторские изменения композиции. Этим же объясняется способность инфракрасных лучей выявлять авторский рисунок на произведениях старых мастеров (илл. 34), выявлять скрытые под записями надписи и подписи на картинах (илл. 35).
Когда были получены фотографические эмульсии, позволяющие фиксировать инфракрасное изображение, они сразу же нашли применение во многих областях. Одними из первых их использовали криминалисты и тут же попытались применить к исследованию художественных произведений. Однако непосредственно в музейной работе инфракрасные лучи долгое время не находили применения. Еще в 1930 году на Международной римской конференции говорилось, что, несмотря на ряд опытов по их применению, «пока еще не ясно, каким образом они могут быть использованы для исследования живописи».
В 1932 году Л. Бендиксон опубликовал инфракрасные фотографии отдельных страниц сочинения Теодора де Бри, которые были вымараны в 1632 году цензором испанской инквизиции. Инфракрасные лучи, свободно пройдя сквозь цензорские чернила, выявили весь первоначальный текст. Публикация Бенднксона сразу же обратила на себя внимание многих специалистов, в том числе и музейных работников. Одним из первых попытался использовать инфракрасную фотографию для исследования произведений живописи Р. А. Лион, задавшийся целью определить с помощью различных физико-оптических методов исследования границы записей на одной из картин. Положительный результат удалось получить лишь тогда, когда были использованы инфракрасные пластинки в комбинации со светофильтром, пропускающим только инфракрасные лучи. Лион провел также исследование прозрачности некоторых красок в инфракрасных лучах и констатировал различие в тоне для одинаковых по цвету пигментов. Им же было установлено, что инфракрасные лучи не причиняют живописи никакого вреда. Позже аналогичное исследование было проведено в Фогг Арт Музеуме М. Фарнсворт. Имея в своем распоряжении серию фотографических пластинок разной спектральной чувствительности, Фарнсворт сфотографировала на них образцы сухих пигментов, чистых связующих и красочных пленок разного возраста. Оказалось, что не существует большой разницы между поглощающей способностью красочных пленок и сухих пигментов. В 1939 году Ф. Мюллер-Скёльдом и его коллегами были описаны результаты экспериментальных инфракрасных съемок, позволивших полнее выявить возможности нового аналитического метода. Авторы пришли к выводу, что эффективность инфракрасной фотографии значительно расширяется, если использовать пластинки, максимум спектральной чувствительности которых лежит в разных зонах.
Таким образом, к концу 30-х годов была не только освоена техника инфракрасной фотографии живописи, но разработана методика ее исследования в этой области спектра. Вряд ли можно сказать что-либо новое о возможностях инфракрасной фотографии сегодня. Техника фотографии и используемые при этом
материалы практически не изменились. Не изменился и круг вопросов, которые можно разрешить с помощью инфракрасной фотографии. Прогресс в этой области исследования заключался в ином — в расширении самих исследований, в планомерном и систематическом изучении произведений и накоплении данных, обобщение которых позволяет делать качественно новые выводы.
Особенности инфракрасного излучения и его источники.Инфракрасное излучение — явление, широко распространенное в природе. Во всех случаях, когда мы ощущаем тепловой эффект, почти всегда можно быть уверенным в присутствии инфракрасных лучей. При нагревании частицы тела приобретают большую тепловую энергию, которая передается от одной частицы к другой, а также излучается в виде электромагнитных волн. Если тело нагрето достаточно сильно, часть его излучения относится к видимой области спектра и воспринимается глазом. По мере повышения температуры тела доля видимого излучения возрастает. Однако подавляющая часть электромагнитного излучения нагретого тела всегда приходится на невидимую инфракрасную часть спектра.
Инфракрасные лучи подчиняются тем же законам, что и видимый свет. Они распространяются прямолинейно, преломляются, отражаются и поглощаются веществами. Различают следующие области инфракрасного излучения: ближнюю — от границы видимого красного излучения до 2000 нм, или 2 мк, среднюю — от 2 до 3 мк и дальнюю — свыше 3 мк, причем в практике исследования музейных объектов оперируют с ближней областью и при этом, как правило, с участком, непосредственно примыкающим к видимой зоне.
Источниками инфракрасного излучения являются нагретые тела или электрические разряды в газах. Как уже говорилось, излучение, даваемое нагретым телом, имеет вид сплошного спектра. Естественным источником такого рода является солнце, а искусственными — любые раскаленные (или нагретые) тела, электронагревательные элементы и лампы накаливания.
Наиболее распространенными источниками инфракрасного излучения, используемыми в музейной работе, являются лампы накаливания. Конструкции таких ламп, выпускаемых для освещения, преследуют цель максимального уменьшения энергии, излучаемой в невидимых областях спектра. Лампы, предназначенные служить источником инфракрасных лучей, должны обладать как раз противоположным качеством. В обычных 500-ватных лампах накаливания мощность светового излучения составляет 12% всей излучаемой энергии, а для «инфракрасной» лампы она уменьшена до 2,2% (при температуре нити 2500°К). Максимум излучения такой лампы лежит около 1,3 мк, то есть в более длинноволновой области, чем у ламп, используемых для освещения.
Эффективность «инфракрасных» ламп может быть повышена с помощью металлического рефлектора, расположенного вне лампы или образованного слоем металла, покрывающим часть внутренней поверхности стеклянной колбы. Отечественной промышленностью выпускаются зеркальные лампы марки ЗС, часть внутренней поверхности которых покрыта слоем серебра или алюминия. Работая при несколько пониженной температуре накаливания нити, эти лампы имеют максимум излучения в ближней инфракрасной области. Лампы изготовляются на напряжение 127 и 220 В, мощностью 250 и 500 Вт; срок их службы — больше 2000 часов.
С повышением температуры тела максимум его излучения смещается в сторону более коротких волн (закон Вина). Практически максимум излучения для ламп накаливания мощно-
стью 1000 Вт (температура накала нити около 2900°К) лежит около 0,9 мк, для 500-ватных ламп (температура нити около 2710°К) — около 1 мк, у ламп типа «фотовспышка» — около 0,8 мк
Рис. 11. Распределение энергии в спектре излучения некоторых ламп накаливания: 1 — вольфрам при 3500°К; 2 — при 3220°К; 3 — при 2920оК; 4 — уголь при 2025°К; 5 — при 1725°К |
(температура превышает 3000°К). На рис. 11, показывающем кривые распределения энергии по спектру излучения накаленных тел, хорошо видно, как по мере увеличения температуры происходит перемещение максимумов в сторону малых длин волн. Это станет особенно наглядным, если мы вспомним, что по мере нагревания металлического предмета он из черного превращается в темно-красный, затем всветло-красный, а потом почти в белый.
С повышением температуры нити лампы увеличивается и ее суммарная испускательная способность, то есть возрастает интенсивность не только видимой, но и инфракрасной части спектра (см. рис. 11). Кривые (рис. 12) показывают, что, несмотря на смещение максимума излучения в сторону коротких длин волн, испускательная способность для данной длины инфракрасной волны также возрастает с повышением температуры нити.
Из сказанного ясно, что при аналитической работе все лампы накаливания представляют собой превосходные источники излучения в ближней инфракрасной области спектра, к которой максимально чувствительны все используемые сегодня в музейной работе приемники этого вида излучения. Так, лампы, работающие с «перекалом» (или фотолампы), дают наиболее интенсивное излучение в пределах 750 — 950 нм. Причем в интервале 700 — 1400 нм излучается около половины, а в области свыше 1400 нм — около трети суммарной излучаемой мощности.
На использовании импульсного разряда основаны так называемые импульсные лампы (или лампы-вспышки), являющиеся источниками видимого и ближнего инфракрасного излучения. Излучение в этих лампах возникает при разряде конденсаторов большой емкости с высоким рабочим напряжением. Импульсные лампы характеризуются малой продолжительнос-
Рис. 12. Излучение вольфрама при различных температурах |
тью вспышки (около 10-6 сек) и очень большой яркостью — до 60.106 стильбов. Мощное излучение импульсных ламп в инфракрасной области спектра приходится на диапазон 0,7 — 1,2 мк
и превосходит любой другой газоразрядный источник (рис. 13).
Источники инфракрасного излучения, дающие сплошной спектр в широком диапазоне длин волн, являются
Рис. 13. Спектр излучения импульсной лампы |
наиболее распространенными при исследовании музейных объектов. Однако в целом ряде случаев бывает целесообразным использовать не всю область излучения ближней инфракрасной области, а отдельные его участки, то есть использовать монохроматическое излучение.
Типичными источниками дискретного (линейчатого) спектра являются газосветные, в частности ртутные, лампы. Несмотря на то, что эти лампы употребляются главным образом для получения ультрафиолетовых лучей, большая часть потребляемой ими энергии преобразуется в инфракрасные лучи. Несколько интенсивных линий инфракрасного излучения этих ламп лежит в ближней инфракрасной области спектра вплоть до 2,3 мк. Как уже говорилось, по мере увеличения давления в ртутно-кварцевых лампах, отдельные спектральные линии расширяются, превращаясь в сплошной спектр, на который накладываются основные линии относительно «размытых» максимумов. Это остается справедливым и для излучения в инфракрасной области. Кроме того, с увеличением давления возрастает мощность излучения инфракрасной части спектра. Поэтому ртутно-кварцевые лампы сверхвысокого давления являются хорошими излучателями ближних инфракрасных лучей.