Клинико-биохимические методы
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
(очная форма обучения)
Учебный год
Теоретические вопросы: первые и вторые
- Биохимические особенности живых организмов.
- Природа ферментов, ферменты как катализаторы, отличия ферментов. Основные свойства ферментов как белков. Классификация.
- Строение ферментов, структура активного центра. Кофакторы, коферменты и простетические группы. Механизмы действия ферментов.
- Изоферменты и их медицинское значение. Активаторы и ингибиторы ферментов. Необратимые и обратимые (конкурентные и неконкурентные) ингибиторы.
- Механизмы регуляции активности отдельных ферментов.
- Регуляция ферментативных цепей. Ключевые ферменты. Внутриклеточная ауторегуляция, ее виды и значение.
- Ферменты в медицине: первичные и вторичные энзимопатии, энзимодиагностика, энзимотерапия, ингибиторы ферментов как лекарства.
- Незаменимые пищевые вещества. Витамины. Значение для организма. Классификация, отличия жиро- и водорастворимых витаминов. Суточная потребность. Общие причины и признаки авитаминозов и гиповитаминозов. Гипервитаминозы.
- Витамины Е и К: биологические функции, признаки авитаминозов, медицинское значение.
- Функциональная классификация водорастворимых витаминов. Пути их превращения в коферменты. Тиамин: пищевые источники, коферментная форма, участие в обмене веществ. Бери-бери.
- Аскорбиновая кислота: структура, свойства, пищевые источники, биохимические функции, использование в медицине. Цинга.
- Рибофлавин: пищевые источники, флавиновые коферменты и ферменты, их основные функции в обмене веществ, признаки авитаминоза. Ниацин: структура, пищевые источники, никотинамидные коферменты и их основные функции в обмене веществ. Признаки авитаминоза.
- Витамин В6 и пантотеновая кислота: пищевые источники, коферментные формы, участие в обмене веществ.
- Фолиевая кислота: коферментная форма, биологические функции и медицинское значение. Антагонисты фолиевой кислоты.
- Биотин и витамин В12: биологическое и медицинское значение, проявления В12-авитаминоза.
- Каротин и витамин А: пищевые источники, активные формы витамина А, биологические функции. Проявления авитаминоза.
- Витамин D: формы, источники, активация в организме, основные эффекты. Рахит, его формы и проявления. Другие проявления D-гиповитаминоза.
- Биоокисление и его медицинское значение. Особенности биоокисления. Виды оксидоредуктаз. Три этапа превращения органических веществ и освобождения энергии.
- Цикл трикарбоновых кислот: реакции, ферменты и их коферменты, витамины, необходимые для их работы. Регуляция и биологические функции цикла Кребса.
- Дыхательная цепь, ее структура, транспорт водорода и электронов. Регуляция. Ингибиторы.
- Субстратное и окислительное фосфорилирование, их механизмы и различия. Сопряжение окисления и фосфорилирования в дыхательной цепи. Разобщение окисления и фосфорилирования, его последствия и значение.
- Пути использования и значение АТФ в организме. Регуляторная роль АТФ и АДФ. Аэробные и анаэробные ткани. Роль кровотока для аэробиоза. Три формы конвертируемой энергии. Биологическое значение электрохимических потенциалов ионов водорода (теория Митчелла) и натрия.
- Свободное окисление, его ферменты и значение. Метаболизм этанола. Активные формы О2 и оксидативная модификация молекул в норме и при патологии. Антиоксидативная система и ее биологическая роль.
- Оптимальное соотношение пищевых веществ. Энергетические ресурсы организма. Углеводы: структура, свойства, классификация. Биологические функции углеводов. Углеводы в питании: потребность, оценка значения крахмала, сахарозы, пищевых волокон. Последствия избыточного употребления в пищу углеводов.
- Переваривание и всасывание углеводов. Дисахаридозы. Унификация моносахаридов.
- Роль печени в обмене углеводов. Обмен гликогена: реакции, ферменты, регуляция. Понятие о гликогенозах и агликогенозах.
- Гликолиз: реакции, ферменты, конечные метаболиты. Регуляция гликолиза, его преимущества и недостатки, тканевые особенности.
- Глюконеогенез: ключевые реакции и ферменты, регуляция, тканевая локализация, биологическая роль. Межорганный обмен углеводов. Обмен и значение лактата. Глюкозо-лактатный и глюкозо-аланиновый циклы.
- Аэробный обмен углеводов. Окисление пирувата и лактата. Тканевые особенности и значение.
- Пентозофосфатный путь: реакции, ферменты и метаболиты окислительного варианта, общая характеристика неокислительного варианта. Тканевая локализация. Биологическое значение.
- Пути образования и метаболизма глюкозо-6-фосфата. Их зависимость от физиологического состояния организма. Глюкоза крови: пути поступления и расхода, регуляция. Эффекты и механизмы действия гипо- и гипергликемических гормонов. Гипо- и гипергликемия в клинике.
- Гетерополисахариды кислые (гликозаминогликаны) и нейтральные, их различия. Биологическая роль гликозаминогликанов. Гликопротеиды: структура, синтез, свойства и биологические функции. Гликопротеиды плазмы крови: функции, диагностическое значение, гипергликопротеидемии.
- Липиды: химическая классификация, структура, свойства. Биологическая классификация липидов и их функции.
- Жиры в питании: потребность, значение растительных и животных жиров, жиров морепродуктов; функции полиненасыщенных жирных кислот. Переваривание и всасывание жиров. Роль желчных кислот. Значение кишечной стенки в обмене липидов. Хиломикроны, их строение и значение.
- Обмен жира: реакции, ферменты, регуляция. Виды жировой ткани и их значение. Ожирение: причины, биохимические механизмы, последствия, профилактика.
- Окисление жирных кислот: транспорт в митохондрии, реакции, ферменты, регуляция, тканевая специфика, биологическая роль. Окисление глицерина и его значение.
- Синтез жирных кислот: регуляция, реакции, значение.
- Основные пути образования и использования ацетил-КоА при разных физиологических состояниях. Образование и роль кетоновых тел в норме и при патологии ( кетозы ).
- Поступление, синтез, метаболизм и биологическая роль холестерина. Межорганный обмен липопротеинов и холестерина. Роль рецепторов.
- Значение холестерина в патогенезе атеросклероза и желчнокаменной болезни. Биохимические основы терапии.
- Липиды крови: формы и их значение. Классы липопротеидов, их обмен и роль в норме и при патологии.
- Фосфо- и гликолипиды, их обмен и значение, патология. Взаимосвязь обмена липидов с обменом аминокислот. Взаимосвязь обмена углеводов с обменом жиров и нуклеотидов. Взаимосвязь обмена аминокислот с обменом углеводов, липидов и нуклеотидов.
- Аминокислоты: структура, классификация и свойства; радикалы, функциональные группы и их значение. Роль белковых и небелковых аминокислот.
- Пептиды: структура и биологическая роль. Значение глутатиона.
- Белки: первичная структура, видовая специфичность. Биологические функции. Первичные (наследственные) протеинопатии.
- Конформация белковых молекул (вторичная и третичная структуры). Типы внутримолекулярных связей. Образование активных центров. Конформационные изменения при функционировании белков. Денатурация.
- Четвертичная структура белков. Положительная и отрицательная кооперативность. Олигомерные белки и полибелковые (полиферментные).комплексы.
- Белки в питании: потребность, полноценные и неполноценные белки. Последствия белкового голодания и избытка белков.
- Переваривание белков: классификация пептидаз, их активация, значение, регуляция. Пептидазы желудочного сока, панкреатического и кишечного соков.
- Патология переваривания и всасывания белков. Патогенез и основы лечения панкреатита. Кининовая система. Синдром нарушенного переваривания и всасывания.
- Источники свободных аминокислот. Виды внутриклеточного протеолиза. Декарбоксилирование и его биологические функции. Значение биогенных аминов.
- Переаминирование аминокислот и его значение. Аминотрансферазы в клинике.
- Прямое и непрямое дезаминирование. Регуляция. Биологическое значение. Восстановительное аминирование.
- Источники и обезвреживание аммиака, гипераммониемия. Амиды. Синтез мочевины: реакции и значение.
- Глико- и кетогенные аминокислоты. Обмен аминокислот по радикалу. Общая характеристика синтеза заменимых аминокислот. Незаменимые амино-кислоты.
- Обмен и значение фенилаланина и тирозина. Патология их обмена. Обмен (С-1)-групп. Значение метионина.
- Значение цистеина, глицина, глутамата, аспартата, триптофана, аргинина. Обмен и роль креатина. Медицинское значение креатинкиназы и креатинина.
- Пурины и пиримидины. Нуклеозиды (аденозин), моно- и динуклеотиды, их функции. Нуклеозиды, азотистые основания и нуклеотиды как лекарства.
- Распад нуклеиновых кислот и нуклеотидов. Продукты катаболизма пиримидинов. Катаболизм пуринов. Причины и последствия гиперуратемии.
- Общая характеристика синтеза азотистых оснований и нуклеотидов. Регенерация пуриновых нуклеотидов. Синтез дезоксирибонуклеотидов.
- Нуклеиновые кислоты: структуры, связи. Нуклеопротеиды, хроматин. Отличия ДНК от РНК. Виды РНК. Рибосомы (строение, функции). Биологическая роль разных нуклеиновых кислот.
- Наследование интеллекта и эмоциональных особенностей. Необходимость генетического разнообразия человечества. Роль наследственности и среды в патологии. Митохондриальный и ядерный геномы, их значение. Свойства генома эукариот. Характеристика генома человека.
- Принцип комплементарного биосинтеза по матрице. Виды и характеристики матричных биосинтезов. Репликация ДНК, её особенности и связь с клеточным циклом; регуляция репликации. Значение теломеров и теломеразы.
- Повреждения ДНК, мутации. Мутагены и канцерогены. Стабилизация наследственности. Репарация ДНК.
- Транскрипция, её отличие от репликации. Сплайсинг РНК. Рибозимы. Обратная транскрипция.
- Регуляция транскрипции. Регуляторные участки ДНК. Ранние и поздние гены. Прионы.
- Генетический код и его свойства. Активация аминокислот и трансляция, основные этапы и фазы.
- Посттрансляционная модификация белков: сущность и основные виды, шапероны, патология. Болезни неправильного фолдинга.
- Тканевые и возрастные особенности синтеза полимеров. Экспрессия генов как основа онтогенеза и дифференциации клеток. Клонирование млекопитающих. Апоптоз.
- Регуляция биосинтеза белка у эукариот. Основные формы индукции и репрессии. Ингибиторы матричных биосинтезов. Антибиотики.
- Вирусы: виды (ДНК-овые и РНК-овые, инфекционные и ретровирусы), молекулярные механизмы их действия. Онкогенные вирусы. ВИЧ.
- Генетические механизмы рака: хромосомные аномалии, протоонкогены, онкогены, онкобелки. Гены метастазирования и защиты.
- Генетическая инженерия и генотерапия: идеи, задачи, основные методы, перспективы. Полимеразная цепная реакция. Молекулярная медицина. Клонирование млекопитающих.
- Белки плазмы крови, синтезирующие их клетки; функции основных фракций. Изменения в патологии. Индивидуальные белки плазмы крови и их значение. Пептиды и их значение.
- Остаточный азот плазмы крови. Гиперазотемия, ее причины и клиническое значение. Уремия. Диагностика почечной недостаточности. Азотистые вещества мочи. Протеинурия. Аминоацидопатии.
- Регулируемость – обязательное свойство жизни. Координация, интеграция. Виды и значение обратных связей. Гормоны как межклеточные регуляторы, их роль. Анатомо-физиологическая классификация гормонов и различия по широте действия. Химическая классификация.
- Рецепторы и их биологическая роль. Агонисты и антагонисты. Сенситизация и десенситизация. Понятие о сигнал-трансдукторных системах. Классификация рецепторов.
- Два вида действия гормонов в зависимости от локализации рецепторов в клетке. Отличия двух групп гормонов. Механизм действия стероидных гормонов, йодтиронинов, активных форм витаминов А и D.
- Действие гормонов через рецепторы плазматической мембраны. Быстрые системы действия медиаторов через ионные каналы. Возбуждающие и тормозные медиаторы, их медицинское значение. Ингибиторные нейротрансмиттеры.
- Системы вторых посредников и протеинкиназ: общая характеристика и биологическая роль. Регуляторная роль фосфорилирования белков. Принцип каскадного усиления. Система цАМФ и протеинкиназы А. Двойная регуляция аденилилциклазы. Значение в норме и при патологии. Ингибиторные нейротрансмиттеры.
- Система цГМФ. Мембранная и растворимая гуанилилциклазы, их активация и значение. Монооксиды, NO; его роль в норме и патологии. Протеинкиназа G. Роль цГМФ в восприятии света.
- Системы: инозитолфосфаты – Са2+ – кальмодулин; диацилглицерид – протеинкиназа С. Фосфоинозитидкиназы (липидкиназы). Значение этих систем в норме и при патологии. Общая характеристика G–белков.
- Виды и значение тирозинкиназ и белка Ras в норме и при патологии. Передача сигналов в ядро. Основные онкобелки. Основы биологической терапии.
- Общая характеристика и классификация белково-пептидных гормонов. Органы, клетки и биологические жидкости, в которых они образуются. Нейропептиды и их значение. Лептин. Факторы роста клеток и цитокины. Виды и механизмы действия, биологическое и медицинское значение.
- Либерины, статины, тропины, их роль в работе гипоталамо-гипофизарных систем. Соматотропин: регуляция синтеза, основные эффекты, патология. Соматостатин и его применение в медицине. Значение ИФР-1.
- Инсулин: метаболизм, регуляция секреции. Механизмы действия и влияние на все виды обмена.
- Сахарный диабет: патогенез и различия типов, нарушение всех видов обмена веществ. Виды ком, отдаленные последствия. Биохимическая диагностика. Биохимические основы терапии.
- Гормоны класса аминокислот. Йодтиронины: синтез и его регуляция. Механизм действия, основные эффекты. Гипер- и гипотиреоз.
- Катехоламины: синтез, метаболизм, депонирование и освобождение. Роль дофамина головного мозга и на периферии в норме и при патологии. Отделы и функции симпатико-адреналовой системы и ее роль. Защитное и патогенное действие катехоламинов.
- Виды адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Механизм действия катехоламинов. Основные биохимические и физиологические эффекты и их значение.
- Липидные гормоны. Классификация, синтезирующие органы, основные процессы синтеза стероидных гормонов. Регуляция пучковой и сетчатой зон коры надпочечников. Андрогены сетчатой зоны. Метаболиты стероидных гормонов. Анаболические стероиды в медицине.
- Глюкокортикостероиды: основные метаболические и функциональные эффекты, использование в медицине.
- Эйкозаноиды: синтез. Две циклооксигеназы. Виды простаноидов и лейкотриенов, их биологические эффекты, значение в норме и при патологии. Использование в медицине эйкозаноидов и ингибиторов их синтеза.
- Биологические функции воды и минеральных веществ. Макро- и микроэлементы. Функции Na+, K+ , Cl.
- Ионные каналы и транспортные АТФазы, агонисты и антагонисты быстрых ионных каналов. Ингибиторы Na+ ,K+ -АТФазы. Восполнение потерь Na+,воды (регидратационная терапия) и К+. Регуляция транспорта Cl- и её патология.
- Ренин-ангиотензин-альдостероновая система и ее значение в норме и при патологии. Механизм действия лекарств, влияющих на эту систему.
- Антидиуретический гормон в норме и при патологии. Натрийуретические факторы и их значение. Влияние дофамина и адреномедуллина на водно-солевой обмен и сердечно-сосудистую систему.
- Биологическая роль и обмен кальция и фосфата. Внутриклеточный обмен кальция: медленные кальциевые каналы и их ингибиторы. Регуляция Ca2+ и фосфата в плазме крови и костях.
- Роль печени в различных видах обмена веществ.
- Обмен и виды билирубина. Желтухи: виды, механизмы развития, биохимическая дифференциация.
- Метаболическая инактивация и активация, детоксикация и токсификация. Метаболизм и инактивация ксенобиотиков: три фазы, основные ферменты, тканевая специфика. Система цитохрома Р-450, системы конъюгации.
- Связывание, транспорт, выведение органических ксенобиотиков и тяжёлых металлов. Р-гликопротеин. Металлотионеины. Индукция защитных систем и её медицинское значение.
- Биохимия эритроцитов. Классификация гемпротеидов. Гемоглобин и миоглобин, роль глобина. Гемоглобинопатии. Понятие о синтезе гемоглобина. Роль витаминов и железа. Обмен железа. Транспорт эритроцитами О2 и СО2. Значение антиоксидантной системы для эритроцита. Биохимические свойства нейтрофилов.
- Межклеточный матрикс. Протеогликаны и их функции. Коллаген, эластин, фибронектин, ламинин, их функции. Взаимодействие клетки с белками матрикса. Патология. Металлопротеиназы.
КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
третьи вопросы
1. Виды гипо- и гипергликемий. Диагностическое значение определения глюкозы в крови. Сахарные кривые.
2. Диагностическое значение определения амилазы в крови и моче.
3. Диагностическое значение определения холестерина в крови.
4. Диагностическое значение определения разных липопротеидов плазмы крови.
5. Диагностическое значение определения кетоновых тел в крови и моче.
6. Диагностическое значение определения кислотности желудочного сока.
7. Значение определения общего белка в сыворотке крови.
8. Диагностическое значение определения мочевины в сыворотке крови.
9. Остаточный азот и его диагностическое значение.
10. Диагностическое значение определения креатинина и клиренса по креатинину.
11. Диагностическое значение определения билирубина.
12. Биохимическая дифференциальная диагностика желтух.
13. Диагностическое значение определения аскорбиновой кислоты в моче.
14. Диагностическое значение определения активности ферментов в сыворотке крови.
15. Глюкозурия, ее причины и диагностическое значение.
16. Значение определения Са2+ и фосфата в сыворотке крови.
17. Биохимическая диагностика панкреатита.
18. Биохимическая диагностика инфаркта миокарда.
19. Биохимическая диагностика гепатита.
20. Биохимическая диагностика подагры.
21. Биохимическая диагностика сахарного диабета.
22. Биохимическая диагностика атеросклероза.
23. Биохимическая диагностика пептической язвы.
24. Биохимическая диагностика цинги.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ И РЕАКЦИИ:
1. Биологическое окисление: а) цикл Кребса; б) дыхательная цепь.
2. Углеводный обмен. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза. Синтез и распад гликогена. Анаэробный гликолиз. ГНГ (ключевые реакции). Окисление лактата. Пентозный путь (до рибозо-5-фосфата).
3. Липидный обмен. Триглицериды, жирные кислоты: пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, арахидоновая. Фосфатидилхолин, фосфатидилэтаноламин. Холестерин. Липолиз и липогенез. Синтез и распад жирных кислот, образование кетоновых тел, синтез холестерина до мевалоновой кислоты. Блок-схемы сфингомиелина и цереброзида.
4. Азотистый обмен: а) белковые аминокислоты, структура пептидов, дезаминирование, переаминирование, декарбоксилирование, обмен креатина, обмен пуринов, продукты распада пиримидинов, схема синтеза нуклеотидов. б) нуклеиновые кислоты, пуриновые и пиримидиновые основания, нуклеозиды, нуклеотиды, нуклеозидтрифосфаты, соединения мононуклеотидов в нуклеиновых кислотах. НАД. Блок-схемы ФМН, ФАД.
5. Витамины: С, РР, В6.
6. Гормоны и медиаторы: иодтиронины, синтез катехоламинов, синтез ацетилхолина.
НАДО ЗНАТЬ:Нормы глюкозы, холестерина, остаточного азота (ммоль/л), билирубина (мкмоль/л), белка (г/л.)
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
четвертые вопросы
1. В каких условиях лучше хранить орган, приготовленный для пересадки: в термостате, при комнатной температуре, в холодильнике? Почему?
2. ЛДГ – тетрамер из двух типов субъединиц: М и Н. Сколько существует изоферментов ЛДГ? Почему определение изоферментов надежнее в диагностике, чем определение суммарной активности ЛДГ?
3. По контракту Вы работаете в Африке. Можно ли до отвала накормить изголодавшегося ребенка?
4. Ферменты, переваривающие белки и метаболизирующие ксенобиотики, отличаются широкой субстратной специфичностью; можно ли на этом основании считать, что они – недостаточно совершенные ферменты?
5. Какие биохимические механизмы обеспечивают поддержание постоянной температуры тела зимой? Зачем мы дрожим на морозе
6. Один из ингибиторов ферментов назначают 3 раза в сутки, другой - 1 раз в неделю. Почему?
7. Как работает цикл Кребса во время марафона?
8. В последнее время в клинике применяют гипербарическую оксигенацию (лечение кислородом при очень высоком давлении). Каковы нежелательные побочные эффекты? Что защищает организм в этих условиях?
9. Почему недостаток фолиевой кислоты и витамина В12 приводит к развитию анемии? Когда эти витамины применяются как лекарства?
10. Почему введение в организм антагонистов витамина К приводит к снижению свёртывания крови?
11. У больного сердечно-сосудистой недостаточностью наблюдается ацидоз, увеличение пирувата, молочной кислоты в крови. Возможные причины? Что Вы порекомендуете для нормализации показателей?
12. Объясните, почему сульфаниламидные препараты подавляют рост бактерий, но не клеток человека?
13. В больницу поступил ребенок, у которого после сладкого прикорма начинается понос. Возможные причины? Ваши рекомендации?
14. У кого выше лактатемия: у спринтера на 100-метровке или стайера на 10-м километре?
15. Два студента вернулись домой. Один поужинал и лежит на диване с книжкой, другой отложил ужин и совершает 20-тиминутную пробежку. Опишите различия обмена у этих студентов.
16. Студент, который по вечерам предпочитает лежать, 3-й день ничего не ест, чтобы похудеть и с завистью смотрит на брата, который после 20-ти минут пробежки поужинал и теперь сидит у телевизора. Укажите различия в обмене у этих студентов.
17. Оцените состояние двух больных ревматизмом, у которых при поступлении в клинику концентрация сиаловых кислот была 3,8 ммоль/л. Через три недели у одного больного – 2,7 ммоль/л, а у другого – 4,6 ммоль/л. Можно ли поставить диагноз ревматизма на основании гиперсиалатемии?
18. Какие процессы углеводного обмена изменяются в молочной железе при начале лактации?
19. Какие виды углеводного обмена стимулируются при заживлении раны, язвы, инфаркта миокарда?
20. 7-летнему ребенку необходимо определить сахар крови для выявления сахарного диабета. Ребенок перед взятием крови в лаборатории волновался, плакал. Концентрация сахара оказалась повышенной. Можно ли утверждать в данном случае, что у ребенка сахарный диабет?
21. Как изменится концентрация глюкозы у студентов на экзамене? У кого сдвиги будут резче: у девушек или юношей? У отличников или у двоечников? У сдержанных людей или невротиков? Мотивируйте ответ.
22. У больного резко ухудшилось самочувствие, появилась слабость, вялость, затем судороги. Концентрация глюкозы в крови 1,4 ммоль/л. Каковы могут быть причины?
23. Что опаснее: острое повышение или снижение глюкозы в крови? Почему?
24. Анализ кала больного показал повышенное количество нерасщеплённых жиров. Каковы возможные причины этого явления? Возможные нарушения в других видах обменных процессов.
25. Попробуйте описать людей, имеющих: а) наибольшие, б) наименьшие шансы заболеть атеросклерозом. Начните в такой последовательности: это мужчина (или женщина), какой возраст и т. д.
26. При обследовании ребенка (жителя центральной Африки) отмечено замедление роста, малокровие, сильное истощение, гипопротеинемия. Ваши предположения?
27. При обследовании работников объединения «Химчистка» у одной из работниц обнаружено увеличение активности АлАТ в крови в 5,2 раза, а АсАТ – в 1,3 раза. Возможные причины? Как поступить?
28. Правильно ли поступают родители, строгие вегетарианцы, давая сыну такую же пищу? При составлении рациона рыбу решили заменить кукурузой с равным количеством белка. Физиологична ли замена?
29. При ожирении рекомендуют белковую пищу. Не повредит ли это, не приведет ли к гипогликемии?
30. Может ли мать повредить ребенку своим молоком?
31. Не зря ли мучают диабетиков, вводя им инсулин инъекцией, не проще ли вводить его перорально?
32. К чему приводит резкая отмена ГКС после длительного лечения ими? Какие бы Вы дали рекомендации по правильной терапии ГКС?
33. У Вас есть набор антагонистов и агонистов адренорецепторов. Обоснуйте выбор лекарств для: а) лечения бронхиальной астмы; б) предупреждения преждевременных родов; в) снятия сердечных жалоб при гипертиреозе; г) лечения гипертонии.
34. Врач обнаружил у больного резкое снижение веса тела, повышение основного обмена, увеличенную раздражительность, тахикардию, больному всегда жарко. Ваше мнение? Обоснуйте.
35. У больного ревматоидный артрит. Какие гормональные и негормональные препараты Вы назначите? Обоснуйте.
36. У больного диабетом нарастает тяжёлое состояние. Каковы могут быть причины? Как разобраться и как лечить больного?
37. Почему у некоторых больных бронхиальной астмой НПВС вызывают приступ?
38. Почему мужчины в целом мускулистее женщин? Какие лекарственные препараты разработаны на этой основе для заживления ран, язв, инфаркта?
39. В клинику поступил ребёнок с гипертонией. Содержание Na+ в плазме увеличено, в моче снижено, К+ – наоборот. Возможная причина этих нарушений? Рекомендуемое лечение?
40. У больного суточный диурез 3 литра. С помощью каких биохимических анализов можно дифференцировать диагноз?
41. У ребёнка, оперированного по поводу зоба, Са2+ в крови снижен, судороги. Какова причина?
42. У больного с почечной недостаточностью развивается остеопороз. Объясните патогенез и назначьте лечение.
43. У больного ребёнка плохое самочувствие и острое падение АД. Ваши предположения? Рекомендуемые дополнительные анализы для дифференциального диагноза и возможные методы лечения?
44. Какие можно привести соображения в пользу необходимости двухцепочечной структуры ДНК, в то время как в РНК двухцепочечные структуры занимают лишь часть молекул?
45. В клетке имеется несколько разных типов тРНК и несколько десятков тысяч разных мРНК. Чем объясняется такое различие в количестве этих РНК?
46. В суспензию митохондрий добавили малат и АДФ. Как при этом изменятся концентрации этих веществ при инкубации? Какие ферменты катализируют эти реакции? Какой может быть максимальная величина коэффициента Р/О? Что изменит добавление динитрофенола?
47. Назовите причины развития ацидоза и обезвоживания при сахарном диабете.
48. У двух больных концентрация билирубина 100 мкмоль/л, но у первого преобладает свободный, а у второго - связанный. Состояние какого тяжелее и почему? Предполагаемый диагноз? Дополнительные исследования?
49. При химиотерапии рака нередко развивается устойчивость не только к используемому лекарству, но и к ряду других (мультилекарственная устойчивость). С чем это связано?
50. Пациент жалуется на понос в командировках и после вечеринок. Возможная причина? Ваши рекомендации.
51. В детском саду эпидемия, у заболевших детей желтуха и моча цвета пива. Можно ли считать здоровыми всех детей без желтухи? Как проверить?
52. У больного установлено отсутствие соляной кислоты в желудочном соке, реакция на гистамин отсутствует, предполагаемый диагноз?