Задание 5. Электрокинетические свойства коллоидных систем. Определение знака заряда и величины ζ-потенциала гидрофобных коллоидов электрофоретическим методом
1. приготовление золя хлорида серебра (метод реакции двойного обмена).
Вколбу емкостью 100 мл наливают определенный объем (полученный по заданию преподавателя) 0,02 н раствора азотнокислого серебра. К этому раствору небольшими порциями и при непрерывном и энергичном встряхивании приливают определенное преподавателем количество 0,02н хлорида калия. В приготовленном золе хлорида серебра методом электрофореза определяют величину и знак электрокинетического потенциала.
2. Определение катода и анода источника тока.
Определяют катод и анод источника тока. Для этого на стеклянную пластинку помещают фильтровальную бумажку и смачивают её небольшим количеством насыщенного раствора КСl и каплей фенолфталеина. Вилку шнура включают в сеть. Прикасаются двумя электродами к смоченной фильтровальной бумаге, обнаруживают и помечают катод по розовой окраске фенолфталеина вокруг него (не допускать соприкосновения электродов, так как это вызовет короткое замыкание).
3. Определение ζ-потенциала методом электрофореза.
Рис.18. Электрофоретическая трубка:
В - воронка; К - кран; а - надстилающая жидкость; б — гидрозоль.
Приготовленным гидрозолем хлорида серебра заполняют электрофоретическую трубку (рис.18): через воронку (В) наливают небольшую порцию гидрозоля. Осторожно открывают кран (К) так, чтобы гидрозоль заполнил отверстия крана, не выступая из него, следя за тем, чтобы в трубке не образовались пузырьки воздуха, после чего кран закрывают. Через одно из колен U-образной трубки наполняют её надстилающей жидкостью до половины. Затем заполняют воронку оставшимся гидрозолем, следя за тем, чтобы в трубке не образовались пузырьки воздуха. Вставляют электроды в отверстия колен U - образной трубки и измеряют расстояние между электродами вдоль трубки по пути прохождения электрического тока (величина написана на воронке).
Постепенно открывают кран. Вследствие разности уровней в трубке и воронке гидрозоль начнет медленно поступать в трубку. Чем медленнее поднимается гидрозоль, тем резче будет граница между ним и надстилающей жидкостью. При правильном заполнении электрофоретической трубки электроды должны быть погружены в надстилающую жидкость приблизительно на 0,5 см, а граница раздела - находиться в пределах градуированной части трубки.
После заполнения трубки кран закрывают и записывают положение границы золя и надстилающей жидкости в катодном и анодном коленах в таблицу 22. Включают электроды в розетку и пропускают через трубку постоянный ток в течении 5 мин. В процессе прохождения тока по вольтметру фиксируют электродвижущую силу.
Таблица 22
Результаты определения ζ- потенциала
положение границ раздела, см | смещение, S, см | время, t, сек | Е, В | l, см | ζ - потенциал | знак заряда | |||
до прохождения тока | после прохождения тока | ||||||||
катод | анод | катод | анод | ||||||
Через 300 секунд выключают ток и вновь записывают положение границ раздела в таблицу 22. Вычисляют величину ζ - потенциала по уравнению
ζ = × ×
где η - вязкость дисперсионной среды, ε - диэлектрическая проницаемость, - расстояние между электродами (см), Е - электродвижущая сила (В), S - расстояние (см), пройденное дисперсной фазой за время τ (с).
После подстановки постоянных величин уравнение принимает вид
ζ = 209× ×
Смещение золя S равно полусумме расстояний, пройденных дисперсной фазой в катодном и анодном коленах U - образной трубки.
Знак заряда коллоидных частиц противоположен знаку заряда того электрода, по направлению к которому смещался золь.
Вопросы для самоконтроля:
1. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию и степени дисперсности.
2.Классификация коллоидных систем по степени взаимодействия частиц дисперсной фазы с дисперсионной средой.
3. Методы получения и очистки коллоидных систем.
4. Что такое пептизация.
5. Почему гидрофобные коллоидные системы термодинамически неустойчивые?
6. Кинетическая и агрегативная устойчивость коллоидных систем.
7. Теория ДЭС по Штэрну.
8. Строение коллоидной мицеллы.