Проектирование конструкции скважины
Проектирование конструкции скважины начинают с выбора диаметра эксплуатационной колонны d4 (см. рис. 21). После этого определяется диаметр долота D3 для бурения ствола скважины в интервале L3—L4.
. При турбинном бурении выбор диаметра долота зависит от диаметра выбранного турбобура dT;
где б — рекомендуемый зазор между турбобуром и стенкой скважины. При применении долот диаметром до 295 мм б принимают равным 15—30 мм, а при большем диаметре долота — 30—40 мм. После этого определяют внутренний диаметр промежуточной колонны dz
где 7 мм — зазор между долотом и стенкой промежуточной колонны.
По численному значению внутреннего диаметра подбирают обсадные трубы для промежуточной колонны, после чего определяют диаметр долота D2 для бурения в интервале L2—L3
где d3M — диаметр муфты, применяемой для свинчивания обсадных труб диаметром d$.
Затем по формуле (11) находят внутренний диаметр кондуктора и подбирают обсадные трубы для него.
Зная диаметр муфт, при помощи которых свинчиваются обсадные трубы кондуктора, по формуле (10) устанавливают диаметр долота D1 для бурения в интервале Lx—L2.
Заключительным этапом является выбор диаметра направления и диаметра долота для бурения скважины в интервале 0—U.
Если под направление шахта копается вручную, то ее размеры устанавливаются с учетом диаметра направления и удобств осуществления земляных работ (часто 1,5x2 м).
Методика проектирования конструкции скважины при роторном способе бурения аналогична. Разница заключается только в определении диаметра долота для бурения участка скважины под эксплуатационную колонну. В этом случае в формулу (10) вместо диаметра турбобура dr следует подставить диаметр муфты эксплуатационной колонны.
Как было отмечено, диаметр эксплуатационной колонны определяет конструкцию скважины.
Диаметр эксплуатационной колонны следует определять с учетом создания нормальных условий для эксплуатации продуктивного пласта, проведения подземных ремонтов и ловильных. работ в эксплуатационной колонне.