II. Работа с психрометром.
Цивильск 2016
МНОЖИТЕЛИ И ПРИСТАВКИ СИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕСЯТИЧНЫХ КРАТНЫХ И ДОЛЬНЫХ ЕДИНИЦ
Наименование приставки | Обозначение | Множитель | Наименование множителя |
Экса | Э | 1000000000000000000=1018 | квинтиллион |
Пета | П | 1000000000000000=1015 | квадриллион |
Тера | Т | 1000000000000=1012 | триллион |
Гига | Г | 1000000000=109 | миллиард |
Мега | М | 1000000=106 | миллион |
Кило | к | 1000=103 | тысяча |
Гекто | г | 100=102 | сто |
Дека | да | 10=101 | десять |
Деци | д | 0,1=10-1 | одна десятая |
Санти | с | 0,01=10-2 | одна сотая |
Милли | м | 0,001=10-3 | одна тысячная |
Микро | мк | 0,000001=10-6 | одна миллионная |
Нано | н | 0,000000001=10-9 | Одна миллиардная |
Пико | п | 0,000000000001=10-12 | Одна триллионная |
Фемто | ф | 0,000000000000001=10-15 | одна квадриллионная |
атто | а | 0,000000000000000001=10-18 | одна квинтиллионная |
ПРИ ПЕРЕВОДЕ КРАТНЫХ ЕДЕНИЦ:
1 мм=10-3м=0,001м 1см=10-2м 1мг=10-3г=10-6кг
1мм2=10-6м2=0,000001м2 1см2=10-4м2 1г=10-3кг
1мм3=10-9м3=0,000000001м3 1см3=10-6м3 1т=103кг
1мм.рт.ст.=133,3Па
Лабораторная работа № 1
Тема: Сила сухого трения
Цель работы: Изучить природу силы сухого трения от площади соприкосновения и от веса тела.
Оборудование: 1. Деревянный брусок.
2. Набор грузов по 100г. (1Н)
3. Динамометр.
4. Линейка Ход работы
1. Выясним зависимость силы сухого трения скольжения от нагрузки, если брусок лежит на поверхности стола, на грани с большей площадью поверхности:
№ опыта | Число грузов, шт. | Вес тела. Р, Н | Сила трения. Fтр, Н | Коэффициент трения. μ |
Р0 = : Р1=Р0+1=
Р2=Р1+1= : Р3=Р2+1=
Вывод (зависимость силы трения от веса тела): ______________________________________
________________________________________________
2. Выясним зависимость силы сухого трения скольжения от нагрузки, если брусок лежит на поверхности стола на грани с меньшей площадью поверхности:
№ опыта | Число грузов, шт. | Вес тела. Р, Н | Сила трения. Fтр, Н | Коэфициэнт трения. μ |
Р0 = : Р1=Р0+1=
Р2=Р1+1= : Р3=Р2+1=
Вывод: (зависимость силы трения от площади соприкасающихся тел): ___________________
________________________________
Контрольные вопросы:
1. Какие бывают виды трения?
2. Определить силу трения, если автомобиль, массой 2т, при движении со скоростью 54 км/ч остановился за 5с, пройдя 80м. Каков коэффициент трения?
3. От каких параметров зависит сила трения?
4. Полезные и вредные действия силы трения.
Лабораторная работа № 2
Тема: Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
Цель работы: научиться измерять ускорение свободного падения, используя формулу периода колебаний математического маятника.
Оборудование: 1. штатив,
2. шарик с прикрепленной к нему нитью,
3. измерительная лента,
4. секундомер (или часы с секундной стрелкой).
Ход работы
№ опыта. | Длина нити. l, м | Число колебаний. N | Время. t,с | Период. Т, с | Частота. ν, Гц | Ускорение свободного падения. g, м/с2 | Среднее значение ускорения свободного падения. gср, м/с2 | Погрешность измерения. δ, % |
Т1= Т2=
Т3=
Контрольные вопросы
1.Что называют периодом колебаний маятника?
2.Что называют частотой колебаний маятника? Какова единица частоты колебаний?
3.От каких величин и как зависит период колебаний математического маятника?
4.Какие колебания называют собственными?
5.Какой должна быть длина маятника в маятниковых часах, чтобы период его колебаний был равен 1 с? Считать g = 10 м/с2;.
6.Чему равен период колебаний маятника, длина нити которого равна 28 см, на Луне? Ускорение свободного падения на Луне 1,75 м/с2.
7. Как будет меняться период колебаний ведерка с водой, подвешенного на очень длинном шнуре: А) если из отверстия в его дне постепенно будет вытекать вода?; Б) если увеличить длину шнура? Какой математический закон или формулу вы использовали при ответе на данные вопросы?
Лабораторная работа № 3
Тема: Проверка уравнения состояния газа.
Цель работы: Изучить экспериментальную связь между объемом, давлением и температурой воздуха.
Оборудование: 1. Стеклянная трубка, закрытая с одного конца
2. Два стеклянных цилиндрических сосуда
3. Барометр
4. Линейка
5. Термометр
6. Горячая и холодная вода.
Ход работы.
№ опыта | T1 ,К | l , м | T2 , К | Dl, м | h, м | P1, Па | P2,Па | ||
P2=P1+rgh=
= =
V1=
V2=
С1= С2=
=
=
DС1= DС2=
ïС1 + DС1ï= ïС1 - DС1ï=
ïС2 + DС2ï= ïС2 - DС2ï=
Контрольные вопросы.
1. Почему в опыте трубку погружали сначала в сосуд с горячей водой, а затем в сосуд с холодной водой?
2. Почему в расчетах не учитывали давление насыщенного водяного пара во втором опыте?
3. Зачем в опыте закрывали пальцем трубку?
4. Почему в таблице вместо V используют l?
Лабораторная работа № 4
Тема: Определение относительной влажности воздуха при помощи гигрометра и психрометра.
Цель работы: Изучить способы измерения влажности воздуха посредством измерений и вычислений по данным приборам.
Оборудование: 1. Гигрометр (рис.1)
2. Термометр
3. Диэтиловый эфир
4. Психрометр (рис. 2)
5. Баротермогигрометр.
Ход работы.
I. Работа с гигрометром.
№ опыта | Температура окружающего воздуха t, °С | Температура появления росы tП, °С | Температура исчезновения росы tи, °С | Температура точки росы °С | Абсолютная влажность воздуха rА, кг/м3 | Плотность насыщенного пара при комнатной температуре. rн, кг/м 3 | Относительная влажность воздуха φ, % | Среднее значение относительной влажности φср, % | Относительная погрешность |
tР1= φ1=
tР2= φ2=
tР3= φ3=
tР4= φ4=
tР5= φ5=
φср=
δ=
II. Работа с психрометром.
Показание термометров | Разность показаний термометров Dt, °С | Относительная влажность воздуха φ, % | |
Сухого tС,°С | смоченного tВ.°С | ||
Dt= tС- tВ=