Скомплектованные массивы сооружений
ЯКОВ ЧЕРНИХОВ
АРХИТЕКТУРНЫЕ
ФАНТАЗИИ
1 0 1
КОМПОЗИЦИЯ В КРАСКАХ
О 1
АРХИТЕКТУРНАЯ МИНИАТЮРА
ИСПОЛНЕНЫ ПРИ УЧАСТИИ
Д. КОПАНИЦЫНА
ИЕ. ПАВЛОВОЙ
ЛЕНИНГРАД
1 9 3 3
ИЗДАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТ ДЕ Л Е Н И Я
ВСЕСОЮЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ „МЕЖДУНАРОДНАЯ К Н И ГА"
АРХИТЕКТУРНЫЕ
ФАНТАЗИИ
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ | |
II. | ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.......................... | |
III. | МЕТОДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ............................. | |
IV. | ||
V. | ПРИЕМЫ И ВИДЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ..... | |
VI. | СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ | |
VII. | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФАНТАЗИЙ...................... |
АРХИТЕКТУРНЫЕ
ФАНТАЗИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
КОМПОЗИЦИИ
Дворец-лаборатория легкой индустрии
Фермовое фабрично-заводское здание
Конструктивное заводское здание с контрфорсами
4. Из цикла „Сказки индустрии" — »А"
Фантастическое здание специального назначения
Связно-скомплектованное сооружение
Химический завод башенной системы
8. Из цикла „С казни индустрии " — „В"
Мощная открытая механическая установка
10. Город гигантов-небоскребов— „М"
Скомплектованные массивы сооружений
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ |
12. | Сооружения сгруппированного типа |
13. | Небоскребы в едином завершении |
14. | Архитектурная композиционная надуманность |
15. | Город гигантов-небоскребов „II" |
16. | Линеарная театральная композиция „1" |
17. | Архитектурная выдумка - и л л ю з и я „X" |
18. | Архитектурная выдумка-иллюзия „У" |
19. | Линеарная театральная композиция „II" |
20. | Архитектурное композиционное измышление |
21. | Линеарная театральная композиция "III" |
22. | Явно-конструктивное сооружение—установка |
23. | Здание стержневой и монолитной конструкции |
24. | Завод-втуз с опытными мастерскими |
25. | Завод электролитической обработки предметов |
26. | Комбинат летучих газов и масел |
27. | Завод с фертов ы ми кранами и эстакадами |
28. | Фантастическая композиция организации пространства |
29. | Монолитное здание общественного порядка |
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ |
30. | Строгое обычное заводское здание „А" |
31. | Строгое обычное заводское здание „В" |
32. | Целостное монолитное здание гражданского типа |
33. | Центральный Областной дом физкультуры |
34. | Компактно-конструктивное заводское сооружение |
35. | Здание специального назначения „М" |
36. | Выраженная демонстрация стержневых конструкций |
37. | Здание специального назначения „N" |
38. | Здание специального назначения „Р" |
39. | Сооружение на мощных фетровых стойках |
40. | Строгая ритмическая организация пространства |
41. | Коксо-бензольный комбинат |
42. | Выраженная тяжеловесность и монолитность |
43. | Аксонометрия механического городка |
44. | Аксонометрия функционального сооружения |
45. | Четкая объемно-плановая архитектурная композиция |
46. | Показательная объемно-плановая композиция |
47. | Укомплектованная объемно-плановая композиция |
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ |
48. | Гармоничное объемно-плановое сочетание сооружений |
49. | Архитектурное измышление усложненного типа |
50. | Комбинат специального назначения |
51. | Архитектурное измышление при спиральной магистрали |
52. | Механизированный химический комбинат |
53. | Аксонометрическое изображение соцгорода |
54. | Показательное выявление планировки участка |
55. | Аксонометрия функционального завода-города |
56. | Фантастический надуманный архитектурный набросок |
57. | Группировка сооружений в ритмическом построении |
58. | Аксонометрия нового индустриального города |
59. | Пространственная театральная композиция |
60. | Жесткие фермовые установки смешанной конструкции |
61. | Жесткие фермовые деревянные установки |
62. | Металлические фермовые устои-упоры |
63. | Жел. -бетонные металлические фермовые конструкции |
64. | Показательная линеарная композиция |
65. | Показательная линеарная аксонометрия „А" |
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ |
66. | Показательная линеарная аксонометрия „В" |
67. | Своеобразное линеарное изображение сооружений |
68. | Архитектурная выдумка-иллюзия „S" |
69. | Сложное здание специального назначения „S" |
70. | Фабрика функционально-поточной системы |
71. | Сложная комбинация скомплектованных зданий |
72. | Фермовая величественная конструкция |
73. | Воплощение строго-скомплектованных массивов |
74. | Своеобразно-конструкт. комбинация составляющих |
75. | Ритмично-спаянное сооружение заводского типа |
76. | Сгруппированные сложно-изгибающиеся сооружения |
77. | Показательный архитектурный экстерьер |
78. | Явно-надуманная пространственная композиция |
79. | Открытые заводские установки сложного объединения |
80. | Из цикла „С казки индустри и"—„С" |
81. | Из цикла „Сказки индустри и" — „D" |
82. | Своеобразная композиционная архитектурная выдумка |
83. | Индустриально-архитектурная выдумка |
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ |
84Р | Сложнейшее композиционное объединение сооружений |
85. | Панорамное изображение с особой точки зрения |
86. | Объемно-плановая аксонометрия |
87. | Архитектурная выдумка иллюзорного порядка |
88. | Архитектурная иллюзорная надуманность |
89. | Линеарная надуманная композиция |
90. | Промышленное здание сгруппированного типа |
91. | Объемно-плановая аксонометрическая композиция,,К" |
92. | Объемно-плановая аксонометрическая композиция „L" |
93. | Центральное книгохранилище дома техники |
94. | Обычное здание фабрично-заводского типа |
95. | Живописная архитектурная выдумка-иллюзия |
96. | Искусственно-скомпанованное построение j,H" |
97. | Искусственно-сномпанованное построение „i" |
98. | Сложный конструктивный экстерьер |
99. | Архитектурный экстерьер панорамного характера |
100. | Сложная архитектурно-индустриальная композиция |
101. | Архитектурный интерьер сложнейших конструкции |
ПРЕДИСЛOBИЕ |
В разные периоды существования зодчества появлялась
потребность отображать некоторые его замыслы в виде
архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым обра
зом, отличались от обычных архитектурных приемов своими
отступлениями принятых выражений как композиционного,
так и технического свойства. При фиксировании своих
архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить
некоторые новшества и композиционные вольности.
Не стесняя себя никакими предшествовавшими условно
стями, архитектор при графировании имел возможность
показать новые, более совершенные средства, помощью
которых можно полнее и пространнее выявить богатство
наших представлений и замыслов.
Путем исканий и ряда экспериментов мы получаем все
данные для подхода вплотную к разрешению вопросов,
занимающих мозг архитектора. Весьма вероятно, что часть
исполненных архитектурных композиций из цикла фанта
стики не будет воспринята некоторыми зодчими в силу их
непонятных, на первый взгляд, особенностей. Это ни в коем
случае не может служить причиной изъятия из опыта
того или иного случая уже зафиксированных архитектур
ных фантазий.
Вся проделанная работа по „архитектурным фантазиям"
распределяется на ряд обособленных этапов: а) от чисто-
линеарных построений до объемно-монолитных; б) от про
стейших фасадных перспектив до объемно-плановых
аксонометрий; в) от наиупрощеннейших форм до самых
сложных —витиеватых; г) цветовая иллюминовка, как и
ПРЕДИСЛОВИЕ |
техническое воспроизведение в каждом, примерно, случае
преследовала какую-нибудь новую задачу или дополнение
к последней; д) композиционные приемы варьировались
по мере возможности внедрения новых комбинаций; е) то
нальность композиций, фоновая обработка, выразитель
ность переднего или заднего плана были использованы
для достижения искомых результатов; ж) в некоторых
архитектурных фантазиях введены явно-надуманные ком
бинации составляющих, композиционные измышления и
иллюзорные построения с целью наибольшего обогащения
проделываемой работы. Все вместе взятое позволило пред
ставить решение организации пространства в некотором
более рельефном и наглядном виде.
Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось
желание представить, путем различных изобразительных
композиционных и технических средств, все те предста
вления, которые могут зародиться в голове зодчего.
То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют
никакой, так называемой, материальной оправданности,
говорит за то, что в процессе исканий и исследований
появлялась настоятельная потребность выявить их лишь
указанным выше путем. Ценность композиций этого по
рядка измеряется теми „внутренними" качествами и осо
бенностями архитектурного построения, которыми каждое
из них обладает. Вследствие новизны полученного отобра
жения и стремления к полному анализу вновь вырешенного
произведения - можно допустить появление указанных ком
позиций. Их следует выполнять хотя бы с целью показа
совершенства некоторых явлений в новых этапах архитек
туры. Кроме того, эти явления заключают в себе передачу
ПРЕДИСЛОВИЕ |
величественности сооружения, ритм масс и ее обработки,
монолитность, динамику, гармонию форм и краски, конструк
тивную спаянность и другие архитектурные свойства.
Второй основой создания архитектурных фантазий послу
жило желание передать наши представления вне зависи
мости от всех существующих установок, приемов и подхо
дов, то есть создать такие построения, которые говорили бы
в полной мощи о поставленной проблеме, но не были бы
связаны требованием их обязательной непосредственной
утилитарной пригодности. Невольно возникал общий вопрос:
неужели нельзя попытаться отобразить такие замыслы
своего воображения, которые были бы интересны сами
по себе и не были бы связаны какими-то жесткими уело
виями? Разве не следует попытаться показать все то, что
зарождается в мозгу зодчего, и вообще выявить сокровен
ные желания этого зодчего? Пусть подобная работа огра
ничится только изобразительным путем и не будет иметь
дальнейшего своего непосредственного приложения и утили
зации,— разве само появление ее на бумаге не вызовет
каких-то новых переживаний не только у самого компози
тора, но и у всякого созерцающего подобное произведение.
Разве можно допустить, чтобы изобретательская творческая
деятельность зодчего не была бы показана своеобразным
путем, а ограничивала бы свой путь лишь головной работой?
Все указанные моменты говорят за то, что желание архи
тектора как-то показать в том или ином своем изъяснении
архитектурные фантазии должно иметь место в практике
зодчего. Это слишком интересный и ценный этап работы
архитектора, — он должен найти себе полное сочувствие
в рядах всех тех, кому близки интересы зодчества.
ПРЕДИСЛОВИЕ |
Третьей основой архитектурных фантазий следует признать
ихнесомненную полезность как для самогозодчего, со
здающеготаковые, так и для всехтех, кто пользуется ими.
Неможет быть, чтобы представленный материал не имел
своихположительных сторон. Архитектурные фантазии
показывают новые композиционныепроцессы, новые при
емы отображений, воспитывают чувство формы ицвета,
тренируютвоображение, возбуждают творческие импульсы,
влекут к новым творениям ипредставлениям, помогают
найти решение новых замыслов и т. д.
Помощью средств образноговыражения, представленных
в архитектурных фантазиях, мы имеемвозможность при
ложить таковые к непосредственному использованию их
в нашу утилитарную практику и, темсамым, совершен
ствовать последнюю. Крометого, как один из методиче
скихприемов, архитектурные фантазии следует использо
вать в учебной практике начинающих зодчих. Таким образом
все изложенное убеждает втом, чтоположительная сто
рона архитектурных фантазийполезна, многоразлична
ивелика, и это обстоятельство позволяет говорить о вни
мательнейшем иосторожном отношении к подобному этапу
творчества зодчего.
Объемно-плановое аксонометрическое построение. Выраженная про
странственность и конструктивная спаянность зданий между собою.
АРХИТЕКТУРНЫЕ
ФАНТАЗИИ
l
ВИДЫ А Р X И
ТЕКТУРНОГО
ОФОРМЛЕНИЯ
В течение всего развития истории
архитектуры существовали разные
способы оформления, т. е. графиче
ского наглядного и образного выра
жения. Нас в настоящее время мало
интересуют старые способы, так как
они недостаточно убедительны, но
все же, в некоторых случаях, мы кое-
что черпаем и из материала прошлого.
Весьма возможно, что прежние при
емы должны быть видоизменены, но
во всяком случае, нельзя их считать
бесполезными.
Виды архитектурного оформления
крайне разнообразны и если они
в некоторых случаях стабилизиру
ются, то это явление следует считать
временным. Конечно, утверждать, что
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
оформление должно бесконечно изме
няться и варьироваться — было бы
неверно. Если мы и будем говорить
в дальнейшем о том, что всякое архи
тектурное произведение следует не
только решить по-современному, но
и отобразить его возможно характер
нее, то это не значит, что мы должны
бесконечно видоизменять оформле
ние. Помимо этого обстоятельства,
необходимо учесть индивидуальные
способы оформления тех зодчих, ко
торые владеют характерной, им прису
щей, манерой выполнения. По неко
торым отличительным чертам мы ча
сто узнаем того или иного автора
архитектурного проекта. Незаметные,
на первый взгляд, особенности и тон
кости выражения зодчих-мастеров
необходимо изучить в интересах об
разного оформления наших архите
турных решений. Если бы каждый
даровитый мастер-архитектор может
поделиться с другими своими при
емами оформления архитектурных
проектов, то собранный материал по
служил бы лучшей школой для новых
молодых сил и средством а) про
движения и популяризации в широ
ких массах основ архитектуры, б) по
нятия общего уровня архитектурного
образования, в) развитием новых, бо
лее совершенных способов отобра
жения, г) выработкой нового, совер
шенного методического руководства
по архитектуре. К сожалению, до cих
пор каждый ценный работник-зодчий
хранит при себе особенности своих
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
достижений, создавая некоторый
„секрет" своей работы.
Темпы социалистического строитель
ства приняли в настоящее время
столь невиданные формы, что появи
лась настоятельная потребность найти
упрощенные, стандартные, ускорен
ные способы оформления архитек
турных проектов. В этой плоскости
делаются бесчисленные изыскания
и опыты, которые в конечном итоге
дают определенные достижения. Но,
несмотря на особенности пролетар
ской архитектуры, одинаково близ
кой и к практической жизни, и к ис
кусству, можно наблюдать, что совре
менные способы упрощений офор
мления страдают определенной огра
ниченностью. Кроме того, создание
некоторых архитектурных объектов
требует особых видов оформления.
Не исключены возможности, когда
творческие замыслы идут столь могу
чим потоком, что у зодчего возни
кает настоятельная потребность
в таком усовершенствованном спо
собе оформления, который быстрее
отражал бы все зародившиеся у него
замыслы, идеи, фантазии и пр. В этом
случае ему безразлична манера офор
мления, ему важно не утерять и за
фиксировать все то, что рождается,
решается, изобретается в его мозгу.
Параллельно с требованием усовер
шенствования архитектурного офор
мления в смысле его упрощения, при
наших современных темпах, суще
ствует тенденция полного разверты
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
вания архитектурного оформления
на началах выявления его творче
ским путем.
Переходя, собственно, к видам архи
тектурного оформления, плоскостно
го воспроизведения, мы принуждены
распределить их на следующие:
1) отображение архитектурных пред
ставлений,
Архитектурные наброски,
Архитектурные эскизы,
Архитектурные фантазии,
Архитектурные проекты.
Если одни работы мы можем испол
нить в карандашном начертании, то
другие требуют чертежа, третьи —
красочных иллюминовок, четвертые—
живописных приемов, пятые —офорт
ного исполнения и т. д.
1. ОТОБРАЖЕНИЕ АРХИТЕКТУР
НЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в больший
стве случаев выливается в живопис
ные кроки самого эскизного харак
тера. Они исполняются в карандаше,
в многочисленных вариантах разно
образной композиции. Им присущ
незаконченный вид и только иногда
имеется надобность делать их вполне
законченными. Но, даже и в закон
ченном виде, отображенные архитек
турные представления относятся к
разряду живописно-композиционных
задач. Это обстоятельство ни в какой
мере не влияет на силу воздействия
на глаз зрителя.
_-Б-
Аксонометрическое изображение объемно-плановой архитектурной
композиции. Наглядное конструктивное объединение элементов со
оружений удлиненного типа горизонтально-вертикального строения.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
2. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАБРОСКИ
обычно исполняемые с натуры, де
лаются или в карандаше (черном или
цветном), или по карандашному набро
ску идет цветная расцветка или же
непосредственно исполняют работу
в красках и т. д. Это целиком зави
сит от желания и настроения испол
нителя. Ценность архитектурных на
бросков в том, что они: а) приучают
нас отображать решенные формы
графически; б) развивают наблюда
тельность к удачным и неудачным
решениям; в) приучают к композиции
изображения; г) тренируют в техни
ческих навыках; д) заставляют анали
тически подойти к проделанной ра
боте. Несомненно одно, что архитек
турные наброски с натуры во всех
случаях следует рекомендовать не
только начинающему, но и всякому
зрелому зодчему.
Необходимо также производить архи
тектурные наброски решенного про
екта, для уяснения наиболее интерес
ных моментов. Эти работы обычно
служат пояснением и иллюстрацией
проекта. Оформление подобных на
бросков не должно нарушать общей
гармонии представляемой работы.
3. АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭСКИЗЫ
в практике зодчего занимают значи
тельное место. Решая какое-нибудь
архитектурное задание, мы всегда
выражаем его предварительными на
метками и исканиями. Эскизные ра
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
боты, проделываемые при решении
плана, разреза, фасада и аксономе
трии, имеют ту ценность, что все за
рождающиеся и культивирующиеся
представления находят в них отобра
жение. Многочисленные эскизные
вариации оформляются у одних живо
писным порядком, у других—жестким
чертежным способом. В некоторых
случаях достаточно карандашного
способа. В учебной практике начинаю
щего зодчего рекомендуется офор
млять графически (в виде эскизов)
предварительное выражение проекти
рования наиболее полно, для лучшего
развития своих представлений и со
вершенства способов отображения.
4. ОФОРМЛЕНИЕ АРХИТЕКТУР
НЫХ ФАНТАЗИЙ служит не только
преддверием для выявления проекта
возводимых сооружений, но в наи
большей степени совершенствует
зодчего, вооружая и обогащая его
в максимальной степени. Оформле
ние всякого архитектурного произ
ведения в удачном виде и в полном
соответствии с содержанием проекта
является интереснейшим, но и ответ
ственнейшим этапом работы зодчего.
Архитектурные фантазии в своем
оформлении должны дать подтверж
дение указанного выше факта. Вод
ном случае мы оформляем нашу ар
хитектурную фантазию в перспектив
ном изображении, в другом — аксо
нометрическим путем, а в третьем
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
выражаем ее в ортогонали. Все эти
три случая, в свою очередь, воз
можно представить в различных
видах своего показа. А так как мы
в подавляющем большинстве приме
ров оформляем архитектурные фан
тазии в цветовых иллюминовках, то
получаем ряд своеобразных произ
ведений. Для достижения лучших
результатов оформления фантазий
и вообще архитектурных произведе
ний всякого рода следует применять
цвет не только в полном его вну
треннем композиционном сочетании
с окружающими объектами, но и
выявлять нужные тонально-световые
приемы. Если к этому мы приложим
применение „особых'* зрительных
точек выявляемого архитектурного
объекта, избрав наивыгоднейшие
точки созерцания сооружения про
странственного характера, то в ко
нечном результате получим завершен
ное оформление нашей архитектур
ной фантазии. Комплектование объ
емных, монолитных элементов с ре
шетчато-стержневыми частями соору
жений также имеет влияние на ха
рактер и целостность оформления,
так как несоответствие и неувязка
таких составляющих элементов мо
жет нарушить общую композицион
ную задачу и даже наисовершенней
шее оформление последней не смо
жет дать законченного положитель
ного решения. Вот почему следует
особо подчеркнуть необходимость
полной согласованности построения,
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
конструктивной связности и гармо
ничной спаянности всех архитектур
ных элементов, участвующих в созда
ваемой нами композиции, так как в
своем оформленном виде они дают
полноценное выражение архитектур
ной фантазии.
Подход и содержание играют не
сомненно решающую роль, так как
углубление в схематизации изображе
ния архитектурных фантазий—с од
ной стороны, и удробленность и
декоративность — с другой, явля
ются односторонней крайностью.
Архитектура должна быть целост
ным конгломератом без наличия при
стегивания к ней искусственным пу
тем тех свойств, которые ей непри
сущи. Всякое образно-графическое
воспроизведение не может охва
тить полностью во всей мощности
те объемно-пространственные пред
ставления, которые нам рисуются.
Реальное воспроизведение архитек
турных представлений бывает значи
тельно глубже, полнее и богаче, чем
первоисточник его — представле
ние. Так что, оформление архитек
турных фантазий только отчасти вое
полняет собою задачи отображения.
Мы можем получить и такое архитек
турное воспроизведение, которое
резко отличается от начального пред
ставления; это последнее, в этом слу
чае, является как бы некоторым воз
будителем. Таким образом ясное
оформление архитектурных фантазий
служит основой последующих работ.
-В-
Объемно-плановая архитектурная композиция. Изысканное сочета
нив элементов сооружения на принципе взаимной согласованности.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
II
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ
Технические процессы, применяемые
тем или другим зодчим, до известной
степени характеризуют мастера, на
кладывая особый отпечаток на его
работу. Не исключаются такие слу
чаи, когда один и тот же автор при
меняет различные технические спо
собы отображения. Из 9 способов
технических процессов, как то: а) ли
неарные, б) штриховые, в) отмывоч
ныв, г) сплошные, д) растушевки,