В.п.самошкин
О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации
От 02.02.2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении
социально-гигиенического мониторинга»
В.П.Самошкин
В последние десятилетия в Российской Федерации обращается серьезное внимание на состояние здоровья населения в связи с возможным вредным воздействием факторов окружающей и социальной среды, определением последствий его влияния для здоровья населения, что предопределило создание на государственном уровне системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ).
Федеральным Законом от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст.45 установлено, что «социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания».
Государственная система СГМ отнесена к одному из механизмов обеспечения санэпидблагополучия населения. Организация и ведение СГМ является ведущим направлением деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Создание системы социально-гигиенического мониторинга базировалось на использовании материалов официальной статистики о заболеваемости населения, демографических процессах, социально-экономической ситуации, санитарном состоянии объектов окружающей среды.
В связи с реорганизацией органов исполнительной власти, в том числе и Минздрава России потребовалось изменение правовых и нормативных документов в области проведения социально-гигиенического мониторинга. Были внесены изменения в Федеральный Закон РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», утверждено новое Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга».
В соответствие с Постановлением проведение СГМ обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
г) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.
В отличие от постановления Правительства № 426 от 1 июня 2000 года «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» сделан акцент на разработку мероприятий по результатам СГМ.
Для реализации Постановления издан приказ Роспотребнадзора от 15.02.2006 № 23 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. № 60». В соответствии с приказом подготовлены следующие документы:
1.Приказ Роспотребнадзора от 17.11.2006 № 368, которым были утверждены:
- План мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года N 60
- Положение о Федеральном информационном фонде данных социально-гигиенического мониторинга;
2. Приказ Роспотребнадзора от 17.11.2006 № 367 которым был утвержден:
- «Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении социально-гигиенического мониторинга»;
3. Приказ Роспотребнадзора от 05.12.2006 № 383, которым был утвержден:
- «Порядок информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга»;
4. 17.11.2006 подписаны Г.Г.Онищенко «Методические рекомендации по программно-аппаратному обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга»;
5. С участием НИИ гигиенического профиля был подготовлен проект «Методических рекомендаций по ведению социально-гигиенического мониторинга», в настоящее время он находится на доработке и в будет подготовлен к утверждению во 2 квартале 2007 года;
6. Так же находится на доработке проект «Порядка разработки мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на население по результатам проведения социально-гигиенического мониторинга».
Одним из условий ведения СГМ является межведомственная координация деятельности. Ранее для ведения СГМ были заключены Соглашения о взаимодействии с Госкомспортом России, Росгидрометом России, Госкомстатом России, Министерством образования России, Министерством путей сообщения России, Министерством обороны России, Министерством труда России, Министерством экономического развития России. Тем не менее, во всех субъектах Российской Федерации официально оформленное взаимодействие осуществлялось в основном с органами государственной и медицинской статистики. Этот вопрос значительно обострился в связи с реформированием Службы и увеличением количества районов, закрепленных за одним ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации и Управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации/
Утвержденный приказом Роспотребнадзора от 17.11.2006 № 367 Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения со следующими структурами, это:
Управление делами Президента Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Федеральная служба государственной статистики.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Федеральное медико-биологическое агентство.
Федеральная служба исполнения наказаний.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Федеральная служба по труду и занятости.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Приказом Роспотребнадзора от 07.02.2007 № 33 «О внесении изменений в Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении социально-гигиенического мониторинга» было предписано по тексту заменить «Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» на «Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию». В Управления было направлено письмо с просьбой довести эти документы до сведений субъектовых органов управления здравоохранением.
Данные СГМ согласно этого Порядка разбиты на 2 группы – данные передаваемые в Федеральную службу на федеральном уровне и данные передаваемые на региональном уровне.
Нами разослано письмо в Управления Роспотребнадзора с разъяснением по применению Порядка. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» пункт 8 звучит следующим образом «Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, осуществляются на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.» Так вот, приказ Роспотребнадзора от 17.11.2006 № 367 как раз и утверждает этот Порядок - «Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении социально-гигиенического мониторинга». Следующим этапом этот Порядок уже разослан в Федеральные службы прописанные в Постановлении Правительства Российской Федерации № 60, и там циркулярными письмами в настоящее время доводится на уровень территориальных представительств этих Служб в субъектах Российской Федерации. Дальше по вашему запросу они должны будут представлять информацию в объеме и с кратностью прописанными в Порядке. В случае отказа в представлении информации вы об этом оповещаете Федеральную службу Роспотребнадзор и на федеральном уровне этот вопрос урегулируется совместно с курирующим Министерством или Федеральным надзором.
В настоящее время письма о выполнении нашей просьбы поступили от Росстата и Росгидромета.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 апреля 2006г. №115 «Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения» введена форма № 10-06 «Сведения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (приложение № 11). В этой форме заложены таблицы для сбора информации о проведении СГМ и его результатах. Так, предусмотрен сбор данных о:
- Региональном законодательном и нормативном обеспечении социально-гигиенического мониторинга и методологии оценки риска;
- Взаимодействии Роспотребнадзора с органами и учреждениями других Федеральных органов исполнительной власти, а также с организациями, по вопросам организации работ по вопросам ведения социально-гигиенического мониторинга;
- Взаимодействии с органами и учреждениями других министерств и ведомств, и организациями по вопросам организации работ по оценке риска здоровью;
- Освоении новых информационных технологий;
- Структурном построении, кадровом обеспечении СГМ и оценки риска (на региональном и местном уровнях) и другие данные.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 апреля 2005г. №385 «Об организации работы по социально-гигиеническому мониторингу» утвержден «Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга», которым:регламентирована организация ведения социально-гигиенического мониторинга Территориальными управлениями Федеральной службы в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту и Федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту;
определен порядок формирования показателей, объектов и факторов для ведения СГМ;
определены задачи социально-гигиенического мониторинга федерального информационного фонда.
Ранее, приказом Федеральной службы «Об утверждении Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации» определены основные вопросы взаимодействия территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации по вопросам организации и ведения СГМ.
Одной из актуальных задач является разработка и внедрение новых, более информативных показателей дляведения СГМ на современном этапе.
Приказом Федеральной службы от 30.12.2005г. №810 «О Перечне показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга» утвержден дополненный перечень показателей и данных для формирования федерального информационного фонда СГМ, куда включены такие новые разделы, как «Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест», «Условия труда и профессиональная заболеваемость», «Показатели радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей».
Следует отметить, что Перечень показателей СГМ гармонизирован с Перечнем социально значимых заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года №715, Перечнем показателей угроз национальной безопасности (А21-2162 от 29.08.2003 г.).
Для совершенствования гигиенической диагностики влияния среды обитания на здоровье населения включены показатели:
- характеризующие концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и питьевой воде,
- сведения о географической привязке источников загрязнения среды обитания,
- сведения о точках отбора проб питьевой воды,
- значительно расширен перечень учитываемых показателей здоровья населения и социально-экономических показателей.
Более подробно об этом приказе будет сказано в отдельном докладе.
Проблемными вопросами оставались сроки сдачи отчетов по СГМ (к 1 сентября за предыдущий год), которые пересмотрены с ориентиром на сроки финансового планирования хозяйственной деятельности потребителей информации СГМ, включая в первую очередь деятельность самой Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Приказом Федеральной службы от 10 февраля 2006 г. № 22 «О сборе данных социально-гигиенического мониторинга за 2005 год» были определены два срока: к 1 апреля (по среде обитания) и 2 июля (по здоровью населения и социально-экономическим показателям) за предыдущий год, что позволило представить данные ведения СГМ в «Государственном докладе о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2005году».
В соответствии с протоколом совещания от 10.10.2006 по вопросам выполнения приказа Роспотребнадзора от 31.12.2005 г. № 810 «О Перечне показателей и данных для формирования федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга» проведен сбор и анализ замечаний и предложений о работе ФИФ СГМ, полученных от органов и организаций Роспотребнадзора.
Информация по запросу поступила от 52 управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и 24 Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации из 89.
В ряде регионов были проблемы с доступом к ФИФ СГМ, но к настоящему времени все они решены..
Полностью удовлетворены работой ФИФ СГМ управления Роспотребнадзора по Белгородской, Волгоградской, Новгородской, Псковской, Тюменской областям, Республике Мордовия, Ставропольскому и Краснодарскому краям, Центры гигиены и эпидемиологии в Архангельской и Волгоградской областях, Республиках Алтай и Мордовия, Ханты-Мансийском АО.
Управлениями Роспотребнадзора по 22 субъектам Российской Федерации и 9 Центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации были представлены замечания и предложения по работе ФИФ СГМ, все они рассмотрены и учтены.
В конце 2006 года проведена Паспортизация Управлений и ЦГиЭ Роспотребнадзора в части ведения социально-гигиенического мониторинга, оценки риска и информационных технологий. Не представили информацию:
1. Управление Роспотребнадзора по Таймырскому АО
2. Управление Роспотребнадзора по Магаданской области
3. Управление Роспотребнадзора по Чукотскому АО
4. Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва
5. Управление Роспотребнадзора по Ненецкому АО
6. Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике
7. Управление Роспотребнадзора по Агинскому Бурятскому АО
8. Управление Роспотребнадзора по Эвенкийскому АО
9. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Ингушетия
10. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области
11. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском АО
12. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком АО
13. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Усть-Ордынском Бурятском АО
14. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Ненецком АО
15. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике
16. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Агинском Бурятском АО
17. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Эвенкийском АО
Кадровая проблема социально-гигиенического мониторинга стала еще более актуальной после реорганизации.
Так, в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Смоленской области, г.Санкт-Петербурга и ряда других территорий подразделения по ведению СГМ были не укомплектованы штатными единицами, в связи с чем, сбор информации осуществлялся Территориальными управлениями.
Во многих территориальных управлениях и ФГУЗах«Центр гигиены и эпидемиологии» ведение СГМ осуществлялось отделами организации. Такое положение привело к тому, что в сотрудников занимающихся проведением СГМ начали привлекать к исполнению ими несвойственных им функций, т.е.к решению организационных вопросов (ответы на жалобы, составление планов Управления и ФГУЗ ЦГиЭ и т.д.). СГМ стал растворятся в этих органах и организациях в организационных вопросах.
Поэтому в Протоколе совещания по вопросам ведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации 26 мая 2006 г. пунктом 3.1. было записано: «В территориальных управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту и во ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту ввести в свою структуру отделы социально-гигиенического мониторинга, независимые от других отделов. Отделы создать исходя из имеющейся штатной численности и в срок до 01.09.2006. Создание отделов взять под личную ответственность руководителей органов и организаций Роспотребнадзора. О создании отдела доложить в Федеральную службу».
Кроме того в п.3.2 того же Протокола было записано «3.2. Ввести в практику работы рабочих групп, по вопросам социально-гигиенического мониторинга, проведение многопользовательских видеоконференций с использованием Веб-камер и сети Интернет, для чего приобрести в отделы социально-гигиенического мониторинга Веб-камеры с микрофонами, и установить (под ОС Windows XP) бесплатную русифицированную программу Skype 2.0, ,которую можно взять на сайте www.skype.com. Срок – до 01.09.2006.
Протокол был подписан Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко.
На 01.01.2007 г. самостоятельные отделы СГМ созданы в 44 Управлениях Роспотребнадзора. Во ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора созданы отделы в 42 организациях, из них самостоятельные в 36. В остальных органах и организациях Роспотребнадзора СГМ ведется в организационных отделах.
Управления не выполнившие предписание Протокола совещания просят увеличить численность и тогда они создадут отдел СГМ. Следует напомнить, что Правительство Российской Федерации определило Роспотребнадзору 22 495 человек и ни одним человеком больше. Все они распределены приказами Роспотребнадзора о штатной численности по Управлениям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации. И если прибавлять в одно Управление, то надо столько же отнять в другом. До разработки критериев необходимой штатной численности это нецелесообразно..
По исполнению пункта протокола о Веб-камерах 24 территории сообщили об их установке и более того, о начале проведения регулярных Интернет совещаний с отделами и филиалами в районах. Есть территории гораздо более продвинутые в деле освоения ресурсов Интернета, они ввели селекторные видеоконференции с использованием IP-телефонии. Пример – Красноярский край.
Серьезного внимания требует уровень послевузовской подготовки врачей по вопросам ведения СГМ и оценки риска здоровью населения. На 01.01.2007 г. из 663 специалистов по ведению СГМ в Российской Федерации сертификат специалиста имею 520 человек, из них 276 прошли послевузовскую подготовку по темам, связанным с СГМ. Из прошедших послевузовскую подготовку по темам, связанным с СГМ максимум в ЦФО – 104 специалиста, минимум в Дальневосточном ФО – 13 специалистов.
В целях дальнейшего совершенствования работ по социально-гигиеническому мониторингу и использованию компьютерных технологий издан приказ от 21.04.2006 № 106 «О создании Совета по экспертизе программных продуктов при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Этим же приказом утвержден Порядок проведения экспертизы программных продуктов.
Совет по экспертизе программных продуктов при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека создан для определения приоритетных направлений информатизации Федеральной службы, формирования единой технической и программной политики в области информационного обеспечения, оценки компьютерных программ, рекомендуемых к распространению в органах и организациях Федеральной.
Программные продукты утвержденные Минздравом России и рекомендованные для использования в сети госсанэпиднадзора в настоящее время могут быть использованы до прохождения ими экспертизы существующим Экспертным советом. Таких программ более 40, некоторые выпущены более 10 лет назад и в течении 2007 года они должны пройти новую экспертизу в Роспотребнадзоре.
В настоящее время Советом выдано два Свидетельства на право использования программного продукта, 7 программы приняты на экспертизу и поступают новые заявки.
Современный уровень технического обеспечения проведения социально-гигиенического мониторинга должно быть постоянно под контролем руководителей органов и организаций Роспотребнадзора. На 01.01.2007 г. в управлениях Роспотребнадзора и их отделах по субъектам Российской Федерации создано 402 локальные вычислительные сети, а вцентрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и их филиалах в субъектах Российской Федерации 668. Т.е. суммарно – 1070 ЛВС.
Количество персональных компьютеров в Управлениях Роспотребнадзора и их отделах по субъектам Российской Федерации составляет 11405 штук, из них в для целей СГМ используется 649 штук. В центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и их филиалах в субъектах Российской Федерации количество персональных компьютеров составляет 14223, из них в для целей СГМ используется 1222. Т.е. суммарно в органах и организациях Роспотребнадзора имеются 25628 компьютеров, из которых для целей ведения СГМ используется 1871 компьютер.
Методическое обеспечение ведения СГМ остается первоочередной задачей.
К настоящему времени для ведения СГМ утверждено 40 нормативно- методических документов,из них:
2 руководства, 5 методических указаний, 22 – методических рекомендаций, 11- информационных писем.
Тем не менее, не разработаны методические документы для ведения СГМ в части безопасности питания, здоровья детей и подростков, условий воспитания и обучения детей и подростков.
Работа по СГМ является уже не только межведомственной, но и международной. Создан Координационный Совет по сотрудничеству в области создания Единого информационного пространства государств-участников СНГ для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Подписано со всеми участниками Координационного совета Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в области СГМ.
Дальнейшее развитиеСГМ необходимо увязывать с ведением персонифицированных баз данных состояния здоровья населения и среды обитания. По существу именно там где это проводится СГМ осуществлялся на перспективу, так как от персонифицированных баз данных – один шаг к индивидуальной оценки риска здоровью, прогнозу и управлению здоровьем населения. Необходимо сохранить и дальше развивать это направление работы.
Внедрение наиболее информативных методов для гигиенической диагностики является одной из задач при ведении СГМ. Особо следует отметить, что до настоящего времени методы донозологической диагностики, лежащие в основе профилактической медицины, пока не достаточно внедрены в систему СГМ.
Проблемным вопросом остаётся обоснование оценочных критериев для показателей функционального состояния человека, адаптационных резервов при воздействии факторов среды обитания, особенно факторов малой интенсивности, без которых вредное влияние на здоровье населения трудно доказать.
Для обеспечения органов государственной власти и управления актуальной и достоверной информацией о состоянии среды обитания и здоровья населения России необходимо внедрение новых информационно-технологических систем. В органах и учреждениях Федеральной службы Ленинградской, Вологодской, Липецкой, Тюменской областей, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, Алтайском крае использовались геоинформационные системы, позволяющие проводить анализ полученной информации о среде обитания и здоровье населения.
В Тамбовской, Тюменской, Липецкой, Ленинградской областях подготовлены картографические атласы с отражением динамики показателей среды обитания, медико-демографических показателей, распространенности заболеваемости по возрастным группам населения, по показателям эпидемиологического риска.
В последние годы данные, полученные в результате ведения социально-гигиенического мониторинга в органах и учреждениях Федеральной службы различного уровня, широко использовались при разработке управленческих решений, направленных на улучшение качества среды обитания в регионах, укрепление нормативно-правовой и методической базы социально-гигиенического мониторинга на региональном уровне, при подготовке комплексных программ.
По распоряжению Роспотребнадзора ВЦП по СГМ созданы в каждом субъекте Российской Федерации.
ВЦП структурированы следующим образом:
1. Цель Программы.
2. Задачи программы.
3. Описание ожидаемых результатов реализации программы.
4. Целевые индикаторы.
5. Система программных мероприятий.
6. Методическое и программное обеспечение ведения социально-гигиенического мониторинга
7. Сбор и анализ показателей СГМ с помощью программных средств (по блокам).
8. Кадровое обеспечение социально-гигиенического мониторинга.
9. Объемы финансирования программ по вышеперечисленным блокам.
Данные, полученные при ведении СГМ, отражаются в Государственных докладах, представляются в органы исполнительной власти различного уровня. Используются при разработке предложений для принятия управленческих решений руководителями территориальных управлений Роспотребнадзора в субъектах, органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установления факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения.
Данные социально-гигиенического мониторинга и оценки риска для здоровья населения были использованы при разработке областного Регионального плана действий по гигиене окружающей среды Ростовской области на 2006-2010 гг., аналогичные планы разработаны и утверждены главами муниципальных образований на всех административных территориях.
Результаты проведения II этапа социально-гигиенического мониторинга и оценки риска на территории Пензенской области легли в основу описания ситуации, выбора приоритетов для обоснования перечня первоочередных мероприятий Национального плана действий по гигиене окружающей среды в Пензенской области на 2003-2006 годы.
Данные СГМ легли в основу разработки закона «О защите окружающей природной среды и населения Новосибирской области от негативного воздействия автотранспорта», областной целевой программы «Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой на 2004—2007 гг.»., закона Кемеровской области «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Чистая вода на 2006-2010 годы»,
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области совместно с ФГУН «Екатеринбургский Медицинский Научный Центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий» разработали программу управления популяционным здоровьем в условиях повышенной экспозиции свинцом населения территорий г. Тюмени, эндемичных по йоддефициту, на период 2005 – 2008 гг.
В Алтайском крае в систему СГМ включен мониторинг за острыми и хроническими отравлениями. Проводимая работа позволяет реально оценивать токсикологическую ситуацию в разрезе административно-территориальных образований края. За 9 лет зафиксировано 42459 случаев острых отравлений.
В Приморском крае определены наиболее неблагополучных территории по высокому уровню заболеваемости детей. Количество детей, проживающих на территориях высокого и повышенного риска возникновения патологии, составило 94,3 % всех детей края.
Все большее применение находит концепция риска, принятая в большинстве развитых стран, в том числе и в Российской Федерации, является надежным аналитическим инструментом, позволяющим научно определить факторы риска для здоровья человека, проводить ранжирование определять приоритеты в деятельности по снижению, а при возможности и устранению риска.
Однако, в Управлениях Роспотребнадзора на 01.01.2007 г. только 62 человека прошли послевузовскую подготовку по темам, связанным с оценкой риска здоровью населения, а в ФГУЗ ЦГиЭ – 65 человека. Т.е. суммарно по РФ прошли послевузовскую подготовку по темам, связанным с оценкой риска здоровью населения 127 специалиста, из них, для сравнения, в Центральном ФО (max) – 37 специалистов и 5 (min) в Дальневосточном ФО.
Для обеспечения оперативной и достоверной информацией органов самоуправления о влиянии среды обитания в зонах защитных мероприятий вокруг объектов по уничтожению химического оружия и объектов по хранению химического оружия на здоровье проживающего в нем населения активизированы работы по организации ведения системы социально-гигиенического мониторинга.
В настоящее время ведение СГМ осуществляется в зонах защитных мероприятий вокруг объектов по уничтожению химического оружия и объектов по хранению химического оружия:
- поселка Горный Саратовской области;
- города Камбарка и поселка Кизнер Удмуртской Республики;
- города Щучье Курганской области;
- поселка Марадыковский Кировской области;
- города Почеп Брянской области;
- поселка Леонидовка Пензенской области.
Исходя из межгосударственного значения проблемы уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации, между Роспотребнадзором и Федеральным агентством по промышленности на 2006 год заключен государственный контракт на выполнение работ «По организации и ведению СГМ зон защитных мероприятий вокруг объектов по уничтожению химического оружия и объектов по хранению химического оружия».
В феврале 2006 г. со специалистами Территориальных управлений и Центров гигиены и эпидемиологии вышеуказанных областей проведен семинар, решены организационные вопросы и начата работа по вопросам ведения СГМ зон защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия.
В заключении необходимо отметить, что в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека», постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» первоочередными задачами развития СГМ являются:
1. Совершенствование взаимодействии по обмену данными социально-гигиенического мониторинга между Роспотребнадзором и другими федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга согласно утвержденного Порядка проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга.
2. Внедрение системы финансирования социально-гигиенического мониторинга, в рамках среднесрочного бюджетирования ориентированного на конечный результат.
3. Использование результатов проведения социально-гигиенического мониторинга при подготовке проекта национального плана действий по предупреждению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье детей.
4. Определение индикаторных изменений состояния здоровья детей при воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды.
5. Разработка новых и обновление действующих нормативных и методических документов регламентирующих проведение СГМ.
6. Расширение перечня данных и показателей для формирования федерального информационного фонда СГМ, в том числе по показателям деятельности по контролю и надзору в социально значимых секторах потребительского рынка:
- строительство жилья и предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- оказание платных медицинских услуг;
- услуги связи;
- туристская деятельность.
7. Создание, в рамках проведения СГМ, единой информационной системы по организациям дезинфекционного профиля и включение показателей их деятельности в ФИФ СГМ, в целях реализации стратегических задач по обеспечению национальной (биологической) безопасности государства.
8. Обеспечение, при проведении СГМ, информационной составляющей действенного взаимодействия Роспотребнадзора с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественных объединений потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей.
9. Унификации и объединения программного обеспечения применяемого для сбора, обработки и хранения форм государственного и отраслевого статистического наблюдения, данных для проведения социально-гигиенического мониторинга, программного обеспечения для профильных подразделений органов и организаций Роспотребнадзора при создании единой информационной системы Роспотребнадзора.
10. Внедрение современных информационных технологий для сопровождения ФИФ СГМ, баз данных СГМ на региональном и местном уровнях.
11. Реализация «Отраслевой программы ведения СГМ на 2006-2008 годы».
12. Совместная работа Роспотребнадзора с органами и учреждениями других Федеральных органов исполнительной власти, по вопросам организации работ по оценке риска здоровью.
13. Разработка методов использования СГМ для оценки эффективности работы Роспотребнадзора.
14. Совершенствование организационной структуры подразделений Федеральной службы, ее органов и учреждений, отвечающих за проведение социально-гигиенического мониторинга. Благодарю за внимание.