Нервная система. органы чувств. высшая нервная деятельность.
Слаженная деятельность различных частей организма требует координации с помощью координирующего устройства соответствующей сложности. Нервная система, интегрирующая деятельность всех частей тела, является, несомненно самой сложной из всех систем органов. Мышцы и железы организма носят общее название исполнителей, или эффекторов; глаза, уши и другие органы чувств называются рецепторами. Нервная система, состоящая из головного мозга, спинного мозга, проводящих путей, соединяет рецепторы с эффекторами и передает импульсы от первых ко вторым.
Основными функциями нервной системы являются проведение импульсов и интеграция деятельности различных систем организма. В конечном счете, деятельность нервной системы направлена на поддержание постоянства внутренней среды организма.
Центральная нервная система (ЦНС)
Нервная система человека состоит примерно из 1010 нейронов, они делятся на две основные категории: нейроны, принадлежащие к ЦС, образующие головной и спинной мозг, и нейроны периферической нервной системы, образующие черепно-мозговые и спинно-мозговые нервы.
Спинной мозг ( рис.21). Представляет собой трубку, окруженную и защищенную невральными дугами позвонков, и выполняет две важные функции: передает импульсы, идущие в головной мозг и служит рефлекторным центром. На поперечном разрезе можно видеть, что он состоит из двух типов ткани: внутренней массы серого вещества имеющей в разрезе форму бабочки и состоящей из тел нервных клеток, и лежащего снаружи белого вещества, образованного пучками аксонов и дендритов. Белый цвет этих пучков обусловлен миелиновыми оболочками нервных волокон. Аксоны и дендриты белого вещества разделены на пучки со сходными функциями: восходящие пути, которые проводят импульсы к головному мозгу, и нисходящие пути, которые проводят импульсы от головного мозга к эффекторам.
Рис. 21. Поперечный разрез спинного мозга, заключенного в костную трубку из позвонков: 1 - мягкая мозговая оболочка; 2 - проводящие пути для импульсов мышечного чувства; 3 - проводящие пути для двигательных импульсов, идущих к мышцам; 4 - проводящие пути для импульсов от рецепторов боли, тепла и холода; 5- костное кольцо, образованное невральной дугой позвонка; 6 - твердая мозговая оболочка; 7 – паутинная оболочка; 8 – проводящие пути к мозжечку для координации мышечной активности; 9 - центральный канал; 10 - серое вещество; 11 - проводящие пути для импульсов от рецепторов прикосновения и давления.
В центре серого вещества находится узкий канал, проходящий вдоль всего спинного мозга и наполненный цереброспинальной жидкостью, похожей на плазму крови. Спинной и головной мозг покрывают три соединительно тканные мозговые оболочки.
Головной мозг (рис.22). Представляет собой расширенный передний конец спинного мозга. У человека это расширение настолько велико, что сходство со спинным мозгом в значительной степени замаскировано, но у низших животных оно заметно выражено.
В структуре головного мозга различают следующие образования: - продолговатый мозг, где расположены рефлекторные центры, регулирующие дыхание, частоту сокращения сердца, сосудистый тонус расширение и сужение сосудов), глотание, рвоту;
- мозжечок - координирует движения и регулирует сокращение
мышц;
- варолиев мост - содержит пучок нервных волокон, который проводит импульсы из одного полушария мозжечка в другое, осуществляя координацию движения мышц на обеих сторонах тела;
- средний мозг - содержит центры некоторых зрительных и слуховых рефлексов ( сужение зрачка при прямом попадании света в глаз ) и группу клеток, регулирующих мышечный тонус и позу;
- таламус - содержит центр переключения сенсорных импульсов и
эмоциональный центр;
- гипоталамус - в нем расположены центры, регулирующие аппетит, температуру тела, водный баланс, углеводный, жировой обмен, кровяное давление и сон; он контролирует некоторые
мозга управляют |
Все вышеперечисленные отделы головного врожденными, автоматическими формами поведения.
Рис. 22. Срединный сагиттальный разрез головного мозга человека 1 - теменная доля; 2 - затылочная доля; 3 - эпифиз; 4 - мозжечок; 5 - продолговатый мозг; 6 – таламус; доля; 7 – лобная доля; 8 – гипофиз; 9 – височная доля; 10 - средний мозг
Большие полушария мозга - самый передний и наиболее крупный из отделов головного мозга - обладают совершенно иной функцией, заключающейся в регуляции приобретенных форм поведения. В основе сложных психологических явлений сознания, умственной деятельности, памяти, понимания и истолкования ощущений лежит активность нейронов "большого мозга". Значение больших полушарий в эксперименте можно изучать удаляя их хирургическим путем. У человека иногда рождаются младенцы с неразвитой корой больших полушарий, и хотя они способны к осуществлению вегетативных функций дыхания и глотания, они не способны обучаться и производить никаких движений.
Большие полушария состоят из серого и белого вещества; белое вещество, образованное из нервных волокон, расположено внутри, тогда как серое вещество, состоящее из тел нервных клеток, находится на поверхности, образуя кору больших полушарий. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами. Таким образом, получаются валики, разделенные бороздами, что увеличивает пространство, занимаемое серым веществом коры.
Функции в коре в значительной степени локализованы по зонам. Зоны, функция которых известна, занимают у человека лишь небольшую долю всей поверхности коры. Остальная поверхность, занятая так называемыми ассоциативными зонами, состоит из нейронов, которые не связаны непосредственно с органами чувств или мышцами, а осуществляют взаимосвязь между другими областями. Эти зоны лежат в основе высших психологических способностей – памяти, способности к логическому мышлению и научению, воображению. Ассоциативные зоны интегрируют все разнообразные импульсы, непрерывно приходящие в мозг, и образуют из них связное целое, обеспечивая возможность целесообразной реакции. Когда вследствие заболевания или травм функция одной или нескольких ассоциативных зон выпадает, наступает такое состояние - афазия, при котором утрачивается способность узнавать определенного рода символы. Человек не понимает написанных слов, хотя понимание устной речи может оставаться вполне нормальным. Забываются названия предметов, хотя знание и понимание функции предметов могут сохранятся.