Назначение и классификация судовых систем
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство морского и речного транспорта России
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»
КАФЕДРА « ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы № 6 по дисциплине: «Теория и устройство судна» для курсантов 1 курса по специальности «Судовождение»
Составил: З.Ф.Заляев
Обсуждены и утверждены на заседании кафедры ТУС
« 8 » сентабря 2009г.
Протокол № 1
г. Новороссийск
2009г.
Тема № 1.6. Судовые системы
Учебно-воспитательные цели:
1. Закрепить теоретические знания курсантов.
2. Дать представление о работе различных судовых систем.
3. Обеспечение дисциплины и порядка на занятии.
4. Воспитание стремления в получении добротных знаний по будущей специальности.
5. Воспитание научной добросовестности и культуры обучения на основе аккуратности в оформлении отчетных материалов.
Время: Два академических часа.
Место проведения занятия: Аудитория кафедры ТУС.
Вопросы, подлежащие отработке:
1. Назначение судовых систем.
2. Нарисовать судовую систему бытового водоснабжения.
3. Нарисовать схему классификации судовых систем.
4. Законспектировать основные сведения о судовых системах.
Литература:
1. Правила классификации и постройки морских судов.- С.- Пб.:
Транспорт, 2008.
2. Кацман Ф.М., Дорогостайский Д.В., Коннов А.В., Коваленко Б.П. Теория и устройство судов. Л,:Судостроение,1991.416 с.
3. Фрид Е.Г. Устройство судна. Л,:Судостроение. 1989,344 с.
4. Андреенков В.Г., Самохвалов А.В. Теория и устройство судна.
НГМА, Новороссийск, 2003.
5. Судовые устройства: Справочник /Под редакцией М.Н.Александрова. – Л.: Судостроение.1987.
Назначение и классификация судовых систем
Каждое морское судно имеет развитую сеть трубопроводов, необходимых для перекачки воды, топлива, воздуха и других жидкостей и газов. Эти трубопроводы с относящейся к ним арматурой, механизмами и приборами, называют судовыми системами.
Судовые системы обеспечивают самые разнообразные судовые нужды и по своему назначению подразделяются на несколько групп:
1. Трюмные, балластные, противопожарные, санитарные системы, системы отопления, рефрижераторные системы, системы вентиляции и кондиционирования воздуха;
2. Специальные системы танкеров;
3. Вспомогательные системы разного назначения: воздушные, измерительные и температурные трубы различных цистерн и отсеков, системы дистанционного контроля за уровнем жидкости посадкой судна, трубопроводы для продувания забортной арматуры и т. п.
Кроме перечисленных, на каждом судне имеются системы, обеспечивающие нормальную работу судовых двигателей и механизмов. Эта группа систем входит в состав энергетического оборудования судна и рассматривается в курсе судовых энергетических установок. Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т.е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах и т. п.
На гражданских судах обычно предусматривают:
1. Трюмные системы- осушительная, водоотливная, перепускная, нефтесодержащих трюмных вод;
2. Балластные системы- балластная, дифферентная, креновая, замещения, нефтесодержащих балластных вод:
3.Системы пожаротушения:
1) пожарной сигнализации: системы: сигнализации обнаружения пожара, оповещения о пожаре предупреждения о пуске систем объёмного тушения;
2) системы работающие по принципу охлаждения очага пожара:
водяного пожаротушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, за топления;
3) системы, работающее по принципу разбавления реагирующих веществ в зоне горения: паротушения, углекислотноготушения, инертных газов;
4) системы, работающие по принципу изоляции реагирующих веществ от зоныгорения: пенотушения, порошкового тушения;
5) системы, работающие по принципу химического торможения реакциигорения:объёмного химического тушения, порошкового тушения.
4. Системы бытового водоснабжения-бытовой пресной воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бытовой горячей воды;
5. Сточные системы - сточных вод, хозяйственно-бьгговых вод, шпигатов открытых палуб;
6. Системы микроклимата- вентиляции,кондиционирования воздуха, отопления (парового, водяного, воздушного), осушения воздуха.
7. Системы холодильных установок- холодильная, холодильного агента, холодоносителя:
8. Системы хозяйственного пароснабжения- подогрева жидкостей, пропаривания;
9. Системы сжатого воздуха - высокого давления,среднего давления, низкого давление пневмоуправления;
10. Система охлаждения судового оборудования;
11. Системагидравлики. Кроме названных основных на судах имеются различные вспомогательные системы:
а) Измерительных, воздушных и переливных труб:
б) Системы продувания и обогревания трубопроводов и арматуры;
в) Системы связи, сигнализации и управления к которым относятся системы переговорных труб, трюмной сигнализации, пожарной сигнализации, контроля параметров работы и аварийной сигнализации.
К числу специализированных судовых систем,выполняющих функции, связанные с назначением судна, относятся:
1. Специальныесистемы танкеров - грузовая, зачистная. газоотводная, мойки грузовых танков, орошения грузовых танков;
2. Специальные системы спасательных судов - грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная, сжатых газов и газовых смесей;
3.Специальные системы промысловых судов - рыбьего жира, растительного масла, тузлука, рыбоподачи, производственной пресной воды, производственной забортной воды, производственной канализации, производственного пароснабжения.
Устройство судовых систем и их расположение на судне зависит от назначения системы, количества и расположения обслуживающих ею потребителей. Если судовая система обслуживает несколько потребителей, то её выполняют в виде основного магистрального трубопровода, от которого ответвляются отростки к потребителям.
Магистральный трубопровод обычно прокладывают по линейной или кольцевой схеме. Последняя обеспечивает большую живучесть, чем линейная, так как в случае повреждений в кольцевом трубопроводе система может функционировать по оставшейся разомкнутой части кольца. Однако магистральный трубопровод, проложенный по кольцевой схеме, несколько тяжелее (20-30 %), сложнее и дороже.
Рис.1. Схема судовых систем, выполненных по: а- автономному; б- групповому; в- централизованному принципу: 1-насосы; 2-приёмник; 3-проходной возвратно-запорный клапан; 4- проходной невозвратный клапан
В зависимости от распределения механизмов, обслуживающих систему, различают автономный, групповой и централизованный принцип устройства судовых систем (рис.1).
При автономномтрубопроводы и потребители каждого водонепроницаемого отсека обслуживаются самостоятельными механизмами.
При групповом- один механизм обслуживает потребителей нескольких водонепроницаемых отсеков.
При централизованномпринципе все потребители данной системы судна обслуживаются одним механизмом.
Некоторые судовые системы, требующие высокой живучести, выполняют по комбинированному принципу:каждый отсек имеет автономную систему, но при выходе из строя насоса этот отсек может обслуживать насос соседнего отсека. Централизация расположения механизмов упрощает и удешевляет систему, но уменьшает ее живучесть. Именно предпочтение тому или другому принципу устройства системы отдается только после тщательного изучения особенностей её эксплуатации и анализа её роли в обеспечении безопасности плавания и живучести данного судна, а также требований экономии массы. К конструкции и работе судовых систем предъявляют определенные требования. К общим требованиям относятся:
1. Высокая надежность;
2. Живучесть, т. е. способность системы выполнять свои функции при частичном повреждении или выходе из строя отдельных участков; коррозионная стойкость, компактность и минимальная масса;
3. Хорошая защищенность от механических повреждений во время эксплуатации, например при погрузочно-разгрузочных операциях;
4. Доступность для осмотра, окраски и ремонта; хороший внешний вид, отвечающий архитектуре помещений, в которых смонтированы системы;
5. Высокая степень автоматизации и механизации;
6. Экономичность постройки и эксплуатации;
7. Обеспечение требований техники безопасности.
Все судовые системы, имеющие забортные отверстия, должны иметь конструкцию, исключающую попадание забортной воды внутрь судна. Кроме того, конструкция всех систем должна быть такова, чтобы затопление или пожар в одном отсеке не мог распространяться по трубопроводам в другие неповрежденные районы судна. Как правило, не допускается прокладка трубопроводов через топливные цистерны.
Отдельные требования определяются назначением и особыми условиями работы каждой системы. Так, системы, отливающие за борт сточные и льяльные воды, не должны допускать загрязнение акваторий остатками нефтепродуктов и других вредных отходов сверх санитарных норм, установленных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78, а механизмы трюмных систем, обеспечивающих живучесть судна, должны надёжно работать даже при затоплении помещений, в которых они расположены, и т. п. Требования к системам, обеспечивающим безопасность плавания и охрану человеческой жизни, а также не загрязнение моря, регламентируются Правилами Регистра.
В состав каждой судовой системы входят следующие конструктивные элементы:
1. Трубы с путевыми соединениями и запорно-регулирующей арматурой, образующие в совокупности трубопровод;
2. Источники питания системы гидравлической энергией;
3. Аппаратура и приводы управления арматурой и машинами;
4. Контрольно-измерительные приборы;
5. Ёмкости-хранилища рабочей среды. В состав ряда систем входят аппараты и установки, изменяющие агрегатное состояние или температуру рабочего тела.