Методика промежуточной аттестации по курсу
«Безопасность жизнедеятельности»
(дополнение к п.2.1.3.5. Рабочей программы учебных занятий дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной приказом Первого проректора СПбГУ №3033/1 от 23.08.2013 г., во исполнение приказа Первого проректора СПбГУ №1658/1 от 27.03.2014г.)
1.Общие положения
1.1. В соответствии с п.5.3.3.6. приказа Первого проректора СПбГУ № 1658/1 от 27.03.2014 г. аттестационные испытания в области безопасности жизнедеятельности являются формой промежуточной аттестации и проводятся по отдельному графику.
1.2. Обучающийся вправе выбрать одну из форм аттестационного испытания, указанных в п.2.1.3.5. Рабочей программы учебных занятий дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (РПУД БЖД).
1.3. В случае выбора обучающимся традиционно письменной или устной формы испытания обучающемуся предлагается изложить в устной (письменной) форме ответы на вопросы Приложения 1(варианты 1,2,3,4), оценивание которых проводится по правилам, изложенным в п.2.1 настоящей Методики.
1.4. В случае выбора обучающимся формы испытания в виде выполнения творческой самостоятельной работы (реферата) обучающемуся предлагается выбрать тему из списка, указанного в разделе 2.1.2. РПУД БЖД ( либо обосновать и сформулировать свою тему), после того, как обучающимся будут освоены учебные и методические материалы в ходе аудиторных занятий или работы в системе дистанционного обучения Блэкборд . Требования по оформлению творческой работы (реферата) указаны там же (раздел 2.1.2. РПУД БЖД). Правила оценивания приведены в п.2.2. настоящей Методики.
1.5. В случае выбора обучающимся формы испытания в виде выполнения комплексного тестового задания в системе Блэкборд обучающемуся предлагается выполнить комплексное тестовое задание в системе Блэкборд по модулям 1,2,3,4 РПУД БЖД (см. папку содержимого «Текущий контроль (тесты)») в сроки, указанные в информационном объявлении инструктора курса БЖД в Блэкборде (папка содержимого «Мои объявления» начальной страницы курса БЖД в Блэкборде). Правила оценивания приведены в п.2.3 настоящей Методики.
1.6. При подготовке к аттестационному испытанию допускается использование правовых баз данных Гарант, Консультант+, Кодекс и иных учебных материалов (конспектов лекций, научных статей, текстов нормативных актов и судебной практики).
1.7. Выбор обучающимся какой-либо формы прохождения аттестационного испытания никак не связан с мероприятиями Текущего контроля успеваемости по модулям дисциплины. Текущий контроль успеваемости проводится в сроки, указанные в РПУД с использованием ресурсов электронных тестов (рефератов, эссе и т.п.) системы Блэкборд.
2. Правила оценивания аттестационного испытания
2.1. В случае выбора традиционных форм промежуточной аттестации по п.1.3 настоящей Методики оценивание ответов (устного или письменного) по каждому вопросу (приложение 1- варианты 1,2,3,4) производится в соответствии с правилами, изложенными в таблице 1.
Таблица 1.
Количество баллов | Критерии оценки ответа |
8-10 (от восьми до десяти) | Вопрос раскрыт самостоятельно (без использования конспекта, учебной и методической литературы, иных источников информации), полностью и без ошибок в терминологии области безопасности жизнедеятельности; использованы ссылки на нормативные и/или научные источники дисциплины БЖД. |
5-7 (от пяти до семи) | Вопрос раскрыт более чем наполовину (обучающийся не может изложить полный и точный ответ на вопрос без обращения к конспекту, учебной литературе) или допущены 1–2 фактические ошибки (искажение фактов, закономерностей, количественных характеристик ЧС или терминологии). |
2-4 (от двух до четырёх) | Вопрос раскрыт частично (менее чем наполовину ), допущено 3–4 фактические ошибки (искажение фактов, закономерностей, количественных характеристик ЧС или терминологии). |
1 (один) | Полный, правильный, самостоятельный ответ отсутствует. Дополнительные и постановочные вопросы к обучающемуся не позволяют определить уровень понимания им существа вопроса. |
0 (ноль) | Ответ отсутствует. |
Итоговая оценка «аттестован» («зачтено») для данного вида аттестационных испытаний (п.1.3. Методики) выставляется в случае получения обучающимся общей суммы баллов не менее 45 .
2.2. Правила оценки творческой самостоятельной работы (реферата) (п.1.4. Методики)представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Количество баллов | Критерии оценки работы (реферата) |
80-100 (от восьмидесяти до ста) | Тема работы (реферата) раскрыта полностью, правильно и самостоятельно; работа написана правильным литературным языком без грамматических ошибок в терминологии области безопасности жизнедеятельности, использованы ссылки на нормативные и/или научные источники дисциплины. |
50-70 (от пятидесяти до семидесяти) | Тема работы (реферата) раскрыта полностью, правильно, но не самостоятельно (имеются многократные (три и более) заимствования текста из различных источников без ссылки на них, для понимания содержания работы требуются наводящие и постановочные вопросы к обучающемуся. |
20-40 (от двадцати до сорока) | Тема работы (реферата) раскрыта не полностью, не самостоятельно (имеются многократные заимствования текста из различных источников без ссылки на них, для понимания содержания работы требуются дополнительные наводящие и постановочные вопросы к обучающемуся); допущены 3-4 фактических ошибки (искажение фактов, закономерностей, количественных характеристик ЧС или терминологии). |
10 (десять) | Тема работы (реферата) не раскрыта, работа выполнена не самостоятельно (имеются многократные заимствования текста из различных источников без ссылки на них, для понимания содержания работы требуются дополнительные наводящие и постановочные вопросы к обучающемуся); допущены 5-6 фактических ошибок (искажение фактов, закономерностей, количественных характеристик ЧС или терминологии). Дополнительные и постановочные вопросы к обучающемуся не позволяют определить уровень понимания им существа темы работы. |
0 (ноль) | Работа (реферат) отсутствует или тема не раскрыта (заявленная тема не соответствует содержанию работы (реферата). |
Итоговая оценка «аттестован» выставляется в случае получения обучающимся не менее 50 (пятидесяти) баллов.
2.3. По завершению процедуры текущего контроля по всем модулям дисциплины старосты групп представляют инструктору курса списки студентов избравших тот или иной вариант аттестационного испытания по п. 2.1.3.5 РПУД.
Для избравших испытание в виде тестирования, инструктор курса не позднее одной недели до даты аттестационного испытания , установленной расписанием, в системе Блэкборд размещает информационное объявление о сроках выполнения тестов по модулям 1,2,3,4 РПУД БЖД и открывает доступ к тестам.
Итоговая оценка «аттестован» выставляется при общей сумме баллов за выполнение тестов по модулям 1,2,3,4 не менее 18 (восемнадцати).
Время на выполнение теста по одному модулю (при сохранении ответа) не более 10 минут, количество попыток ( по каждому тесту) с момента открытия тестов до дня аттестационного испытания ограничено двумя.
Результаты оценивания тестов сохраняются в Центре оценок системы Блэкборд, а срок их хранения определяется УСИТ СПбГУ на основании руководящих документов по учебной работе с применением инновационных технологий.
2.4. В случае если обучающийся в ходе Текущего контроля успеваемости по модулям РПУД, работая над тестами, набрал 18 баллов и более, то ведущий преподаватель имеет право обратиться к заведующему кафедрой ОМСЗ с ходатайством о зачете набранных баллов в ходе Текущего контроля за аттестационное испытание.
2.5. Если обучающийся не принимал участие в обязательных мероприятиях Текущего контроля через систему Блэкборд (тесты, семинары, эссе, рефераты и другие ресурсы системы удаленного доступа) и своим бездействием фактически выразил свой отказ от ранее выбранной им формы аттестационного испытания через систему тестов в Блэкборде (или такая ситуация сложилась по техническим причинам УСИТ), то преподаватель для таких студентов проводит аттестационное испытание в письменной форме по вопросам Приложения 2. При этом комплексное письменное аттестационное испытание выдается в виде задания, включающего не менее трех вопросов из разных разделов модулей РПУД.
Председатель учебно-методической комиссии кафедры основ медицинских и специальных знаний
Доцент кафедры основ медицинских и специальных знаний
Медицинского факультета п/п В.Е. Хмелёв
« » апреля 2015 г.
Приложение 1.
Перечень вопросов для аттестационного испытания
1. Основы права в области безопасности и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени.
2. Существующие позиции в проблеме формирования личности безопасного типа.
3. Характеристика спектра современных угроз для России и основные принципы обеспечения безопасности.
4. Направления деятельности государства по обеспечению безопасности в ЧС: ядерной, радиационной, химической, биологической, пожарной и промышленной безопасности.
5. Основные определения в области безопасности жизнедеятельности.
6. Понятие риска и ущерба в чрезвычайных ситуациях. Экономическая оценка стоимости человеческой жизни.
7. Классификация источников чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций по федеральному законодательству.
Приложение 1(вариант 2).
Перечень вопросов для аттестационного испытания
1.Показатели безопасности. Интегральные, частные.
2.Показатели общественного здоровья.
3.Стратегии (план достижения сложной цели) безопасности жизнедеятельности.
4.Компаненты здоровья.
5.Виды здоровья.
6.Факторы ириска для здоровья.
7.Факторы, влияющие на уровень здоровья
Приложение 1(вариант 3).
Перечень вопросов для аттестационного испытания
1.Показатели уровня здоровья (прямые и косвенные).
2.Тенденции в состоянии здоровья землян.
3.Характеристика здоровья россиян по Приказу Минздрава РФ №114 от 21.03.2008 г.
4. Характеристика режимов системы здравоохранения.
5. Всероссийская система медицины катастроф как функциональная подсистема РСЧС по ПП РФ №734 от 26.08.2013 г.
6. Основные показатели эффективности системы здравоохранения.
7.Характеристика источников угроз при оказании медицинской помощи.
Приложение 1(вариант 4).
Перечень вопросов для аттестационного испытания
1.Характеристика биолого-социальных ЧС психо-социального характера и характера зависимости.
2. Детерминанты психического здоровья.
3. Видимые и скрытые симптомы психического нездоровья.
4.Личная стратегия защиты от социально опасных людей.
5. Факторы суицидов по ВОЗ.
6. Конфликтные сферы, в которых группируются причины суицидов.
7. Основные факторы нарастания наркоугрозы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
П Е Р Е Ч Е Н Ь