Вопрос 21. Назначение и производство комплексной судебной экспертизы.
Комплексная экспертиза — это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько экспертов различных специальностей или узких специализаций (профилей).
Наиболее часто проводятся комплексные медико-криминалистические экспертизы, в частности медико-баллистические по установлению механизма выстрела (направление и дальность выстрела, взаимное расположение стрелявшего и потерпевшего и др.), медико-трасологические по установлению механизма причинения телесных повреждений (например, ножевого ранения).
В ее производстве участвуют несколько экспертов различных специальностей (спе-циализаций), и вытекающее отсюда разделение функций между ними в процессе исследований. Общий вывод дается по результатам, полученным различными экспертами.
Порядок производства комплексной экспертизы такой же, как комиссионной: эксперты имеют право до дачи заключения совещаться между собой, эксперты, не согласные с другими, составляют отдельное заключение, руководит группой ведущий эксперт, который обладает только организационными полномочиями.
Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения (ст. 81 УПК). Неясность экспертного заключения может выразиться в нечеткости формулировок, их расплывчатости, неопределенности и т.п. Повторная экспертиза проводится в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности (ст. 81 УПК).
Ст. 21 ФЗ ОГСЭД Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении - Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей.
Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения.
Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждений.
Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.
2. Вторая часть статьи комментируемой статьи фиксирует лица и органы, полномочные определять комиссионный характер экспертизы. Указание о комиссионном характере экспертизы может содержаться в постановлении (определении) лица или органа, назначающего экспертизу. Руководитель экспертного учреждения также имеет полномочия на организацию комиссионной экспертизы. При этом, организовывать комиссию из нескольких экспертов, работающих в его экспертном учреждении, руководитель может без всяких дополнительных условий и, не испрашивая ни чьего согласия. Если же к производству комиссионной экспертизы необходимо привлечь лиц, не работающих в данном учреждении, руководитель экспертного учреждения должен ходатайствовать об этом перед органом или лицом, назначившими экспертизу.
3. После принятия решения о комиссионном характере экспертизы, организацию и обеспечение проведения экспертизы осуществляет либо руководитель этого экспертного учреждения, либо руководители всех задействованных экспертных учреждений должны распределить вопросы организации между собой.
4. При решении вопросов, возникающих в ходе проведения экспертизы, действует принцип коллегиальности - совместного решения вопросов о целях, последовательности и объеме исследований. При этом, при определении последовательности исследований следует учитывать, что исследования, требующие применения повреждающих объект методов, должны проводиться в последнюю очередь, для возможности проведения других исследований. При проведении комиссионных исследований должен соблюдаться принцип независимости экспертов. Каждый эксперт проводит свое исследование в полном объеме и самостоятельно. Остальные эксперты не вправе вмешиваться в ход и результаты исследований.
Для лучшей организации работы в комиссии может быть определен один эксперт- координатор, организатор. Как правило, таким экспертом должен являться наиболее квалифицированный эксперт. Полномочия на определение такого эксперта предоставлены руководителю экспертного учреждения. Если же в производстве экспертизы участвуют несколько экспертных учреждений, такие полномочия предоставлены руководителю ведущего государственного судебно-экспертного учреждения. Эксперт-организатор должен:
участвовать в организации экспертизы; руководить совещанием экспертов; контролировать соблюдение сроков, качества экспертных исследований.
В остальном, процессуальные функции и полномочия эксперта при решении вопросов, по существу, не превышают полномочий остальных экспертов, входящих в комиссию.