Тема 8. Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементарные частицы)
Студент должен
знать:
1. Физика как наука о материи. Развитие представлений о строении материи. Опыты, подтверждающие дискретность.
2. Структурные уровни материи.
3. Классификация элементарных частиц.
уметь давать определение понятиям:материя, опыт, дискретность, частица
Содержание учебного материала (дидактические единицы): Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ. Ведущая идея атомно-молекулярного учения современного естествознания. Молекула. Определение молекулы. Современная модель атома. Понятие электронного облака вокруг атомного ядра. Основные понятия идеи дискретной основы движения и взаимодействия тел и веществ. Атом. Химические свойства элемента и строением его атомов. Протоны, нейтроны и нуклоны. 3 признака дискретной (атомно-молекулярной) основы движения и взаимодействия тел и веществ. Зависимость молекулярного движения от температуры.
Тема 9. Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света.
Студент должен
знать:
1. Виды взаимодействий в природе.
2. Свет.
3. Дуализм волн и частиц.
уметь давать определение понятиям:природа, частица.
Содержание учебного материала (дидактические единицы): Сущность корпускулярного водного дуализма?- Было доказано, что свет может вести себя и как частица, и как волна, т.е. обладает дуализмом. Интерференция света- это физическое явление, при котором два луча света накладываются друг на друга. При этом на экране возникает картина чередующихся темных и светлых полос. Интерференционную картину можно рассчитывать на основе как волновых свойств света, так и рассматривая свет как фотоны т.е. как частицы. Из квантового описания следует, что в одних частях экрана вероятность найти фотоны больше, а в других частях - меньше.
Тема 10. Кванты; поглощение и испускание света атомом.
Студент должен
знать:
1. Понятие кванта.
2. Суть опытов по поглощению и испусканию света атомом.
уметь давать определение понятиям:квант, опыт, атом.
Содержание учебного материала (дидактические единицы): дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация. Опыт Юнга. Квантовые свойства света: фотоэффект, эффект Комптона. Закономерности теплового излучения тел, фотоэлектрического эффекта.
Тема 11. Связь массы и энергии.
Студент должен
знать:
1. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике.
2. Случайные процессы и вероятностные закономерности.
уметь давать определение понятиям:энергия, преобразование, закономерности.
Содержание учебного материала (дидактические единицы): Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики. Маятник Максвелла. Закон сохранения механической энергии. Действие Закона сохранения энергии в двигателе внутреннего сгорания. Джеймс Джоуль и значение его открытий. Два способа изменения внутренней энергии тела.
Тема 12. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (второе начало термодинамики, энтропия, информация)
Студент должен
знать:
1. Второе начало термодинамики и необратимый характер изменений в замкнутых системах.
2. Энтропия как мера беспорядка.
уметь давать определение понятиям:система, энтропия.
Содержание учебного материала (дидактические единицы): Второй закон термодинамики. Постулат Клаузиуса. Постулат Томпсона (Кельвина).
Тема 13. Эволюция Вселенной.
Студент должен
знать:
1. Эволюция как всеобщий принцип.
2. Эволюция Вселенной.
3. Большой взрыв.
уметь давать определение понятиям:эволюция, галактика, планета, солнечная система.
Содержание учебного материала (дидактические единицы): Рождение галактик. Разбегание галактик. Космологические теории. Эволюция звезд и планет. Солнечная система.
Тема 14. Периодический закон и периодическая система химических элементов.
Студент должен
знать:
1. Д.И. Менделеев и его открытие периодической системы химических элементов. Основная суть периодического закона. Значение периодического закона для понимания научной картины мира.
2. Строение атомов и их валентные возможности.
уметь давать определение понятиям:химический элемент, закон, картина мира, валентность.
Содержание учебного материала (дидактические единицы): Развитие химии, как науки. Исторический экскурс. Донаучный период развития Химии. Идеи Платона и Аристотеля о строении вещества. Понятие и определение алхимии. Значение выводов Антуана Лорана Лавуазье для современной химии. Роберт Бойль, его взгляды и открытия. Официальное признание атомно-молекулярной теории, как базовой для химических исследований. Д.И. Менделеев и его Периодический закон.