Классификация, зоны и объекты нефтебаз
Нефть и нефтепродукты хранятся на нефтебазах и складах, которые по их назначению подразделяются на две группы: к первой группе относятся нефтебазы, представляющие собой самостоятельные предприятия; ко второй группе — склады, входящие в состав промышленных, транспортных и других предприятий. Нефтебазы первой группы предназначаются для хранения, перевалки и снабжения нефтепродуктами потребителей промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Нефтебазы второй группы представляют обычно небольшие складские хозяйства и предназначаются для хранения и снабжения нефтепродуктами цехов и других производственных участков данного предприятия или организации (например, хранилища заводов, фабрик, аэропортов, железнодорожных станций и т. п.).
Нефтебазы первой группы обычно находятся в ведении АК «Транснефть»; в ряде случаев такими нефтебазами располагают министерства путей сообщения, морского и речного флота. Нефтебазы второй группы подчиняются непосредственно предприятиям, которые их обслуживают, и нефтепродукты, как правило, получают через распределительные или перевалочные нефтебазы первой группы. В зависимости от общего объема нефтебазы первой группы делятся на три категории независимо от характеристики нефтепродуктов и типа резервуаров.
При совместном и смешанном хранении в наземных и подземных резервуарах и на площадках хранения нефти в таре общий приведенный объем склада не должен превышать указанное количество, при этом приведенный объем определяется из расчета, что 1 м3 легковоспламеняющихся нефтепродуктов приравнивается к 5 м3 горючих и 1 м3 объема наземного хранения приравнивается к 2 м3 объема подземного хранения. К легковоспламеняющимся относятся нефтепродукты с температурой вспышки паров ниже 61 °С, а к горючим — нефтепродукты с температурой вспышки паров выше 61 °С.
По принципу оперативной деятельности нефтебазы подразделяются на перевалочные и распределительные. К перевалочным относятся нефтебазы, предназначенные для перегрузки (перевалки) нефти и нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, являясь, таким образом, основными промежуточными звеньями между районами потребления нефти и нефтепродуктов. К этим нефтебазам относятся также нефтебазы экспортные, перевалочные и др. Перевалочные нефтебазы — это преимущественно крупные нефтебазы I категории; они могут осуществлять перевалку нефтепродуктов как для обеспечения примыкающих к ним районов, так и для поставки в другие районы страны.
Распределительные нефтебазы предназначаются для отпуска нефтепродуктов потребителям непосредственно с нефтебазы или путем централизованной поставки. Эти нефтебазы в основном снабжают нефтепродуктами сравнительно небольшие районы, однако они наиболее многочисленны и через них осуществляется непосредственное снабжение нефтепродуктами всего народного хозяйства [20, 21, 40, 43].
Нефтебазы располагаются в морских и речных портах, на железнодорожных магистралях и трассах магистральных нефтепродуктов и в зависимости от этого называются, например, водными и железнодорожными или водно-железнодорожными. Морские или речные перевалочные водные нефтебазы осуществляют прием нефти и нефтепродуктов, поступающих по воде крупными партиями, для последующего распределения и отправки железнодорожным или трубопроводным транспортом потребителям и распределительным нефтебазам и, наоборот, для получения нефтепродуктов с железной дороги или с магистральных трубопроводов для налива судов. Железнодорожные перевалочные нефтебазы и наливные станции, размещаемые на магистральных нефтепродуктопроводах, осуществляют соответственно прием нефтепродуктов с железной дороги или от трубопровода с последующей отгрузкой их распределительным нефтебазам или непосредственно потребителям железнодорожным или водным транспортом.
Категория................................I II III Общий объем, м3...................50 000 10 000 - 50 000 < 10 000 |
Одновременно с этим для нефтебаз, размещаемых на промышленных предприятиях, норма хранения ограничена и зависит от вида нефтепродукта и типа хранилища. Суммарный объем в резервуарах и зданиях (площадках) для хранения нефтепродуктов в таре на этих складах допускается в следующем количестве. |
Хранилище.................................................................Подземное Наземное |
Суммарный объем, м3, для нефтепродуктов: |
легковоспламеняющихся...................................... 4000 2000 |
горючих...................................................................20000 10000 |
Рис. 6.1. Схема разбивки генерального плана водно-железнодорожной нефтебазы: 1 — причал; 2 — железнодорожные пути для маршрутов; 3 — сливно-наливные эстакады; 4 — нулевые резервуары; 5 — контора (насосная]; 6 — узел задвижек; 7, 31 — лаборатории; 8 — резервуарные парки; 9 — мерники; 10 — обвалование; 11, 15, 16, 18, 19, 25 — склады; 12 — автоколонки; 13 — автовесы; 14 — разливочная; 17 — разгрузочная площадка; 20 — котельная; 21, 22, 23 — механические мастерские; 24 — водонасосная; 26 — иловые площадки; 27 — нефтеловушка; 28 — песколовка; 29 — административный корпус; 30 — контора; 32 — электростанция; 33 — пост ВОХР; 34 — пожарное депо |
Кроме указанных имеются глубинные нефтебазы, которые сооружаются для снабжения отдаленных районов при отсутствии железнодорожных, водных и трубопроводных коммуникаций. Доставка на них нефтепродуктов от питающих нефтебаз в этом случае производится автомобильным транспортом.
Нефтебазы и склады при нефтеперерабатывающих заводах называют товарно-сырьевыми базами (резервуарными парками). Назначение резервуарных парков — принимать сырую нефть с железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта при хранении необходимого запаса нефти и подачи ее на завод для переработки. Товарные парки предназначаются для приема по трубопроводу готовых нефтепродуктов завода, для хранения оперативного запаса и отправки всеми видами транспорта на перевалочные и распределительные нефтебазы.
Территорию нефтебазы (рис. 6.1) обычно разбивают на следующие зоны с примерным размещением в них зданий и сооружений:
I — зона железнодорожных нефтегрузовых операций с размещением в ней железнодорожных сливно-наливных устройств, насосных, сливных резервуаров, тарных хранилищ, погрузочно-разгрузочных площадок, лабораторий, помещений для сливщиков и наливщиков и других объектов, связанных со сливно-наливными операциями;
II — зона водных нефтегрузовых операций с размещением в ней причалов, насосных и других объектов, связанных с операциями по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов;
III — зона хранения для размещения резервуаров, газосборников, теплообменников, насосных;
IV— оперативная зона, в которой отпускают нефтепродукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки; в нее входят разливочные, расфасовочные, насосные, тарные хранилища, площадки порожней тары, наливные колонки, погрузочные площадки, установки по затариванию, осветлению и регенерации отработанных масел;
V — зона вспомогательных сооружений, в которой размещают механические и сварочные мастерские, бондарные, пропарочные установки, площадки для хранения клепки, электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, кузницы, склады материалов и топлива, диспетчерские пункты, а также лаборатории и конторы грузовых операций, обслуживающие сливно-наливные причалы;
VI — зона административно-хозяйственных зданий и сооружений для контор (офиса), проходных, гаражей и здания охраны;
VII — зона очистных сооружений с комплексом сооружений для сбора и очистки производственных и ливневых вод (песко- и нефтеловушки, иловые площадки и др.).
Для сообщения между зонами и прилегающими районами на территории нефтебазы устраивают автогужевые дороги, пожарные проезды и выезды на дороги общего пользования или на тупиковые подъезды к нефтебазе. Площадки расположения производственных и вспомогательных объектов ограждают, причем жилые дома и общественные здания размещают за ограждением нефтебазы. Зоны и сооружения размещают с учетом максимального сокращения протяженности дорог, трубопроводных технологических коммуникаций, водопроводных, канализационных сетей, линий электропередач и т. д.
Одна из основных производственных характеристик нефтебаз — грузооборот, т. е. количество принятых и отпущенных нефтяных грузов (нефти и нефтепродуктов). Грузооборот нефтебазы устанавливают в зависимости от ее основного назначения. Величину грузооборота определяют следующим образом:
для перевалочных нефтебаз — на основе общих схем нефтяных грузопотоков, разрабатываемых с учетом производственных и других связей между районами и крупными потребителями;
для распределительных нефтебаз — на основе потребности в нефтепродуктах тяготеющих к ним районов с учетом более рационального соотношения между снабжением потребителей через нефтебазы и транзитом (минуя нефтебазы), т. е. доставкой нефтепродуктов с мест производства непосредственно в емкости потребителя.