Эволюция взаимоотношений человека и природной среды
Понятие об окружающей среде
Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки.Следующее базовое понятие экологии – «окружающая среда» требует проведения такого же тщательного анализа. При этом мы конечно исключаем из анализа бытовое толкование данного понятия, которое вкратце можно охарактеризовать как, окружающая среда это всё, что вокруг нас. К глубокому сожалению такое толкование перекочевало и в средства массовой информации, а иногда и официальные документы. Объём и содержание этого понятия определяют объект управления в системе «человек – окружающая среда». Всё это требует детального анализа понятия «окружающая среда» с целью определения его объёма и содержания, а также её системной организации.
Учение о биосфере
Учение о биосфере было создано академиком В.И.Вернадским - гениальным русским ученым, натуралистом и философом ХХ века. В основе данного учения лежит анализ развития живого вещества, обусловленного эволюцией, а также преобразований физико-химического состава Земли, спровоцированного этими изменениями. Данные процессы подробно описал Вернадский в своей работе «Учение о биосфере». Он впервые представил целостную картину мира и обозначил роль в нем живого вещества.
Академик Вернадский объяснил, почему появление биосферы на нашей планете является объективным итогом развития общего космического процесса. По мнению ученого, важно то, что при этом биосферу, следует расценивать, как цельную геологическую оболочку Земли, которая состоит из живой и неживой материи. Характерными чертами биосферы являются физико-химическая и геометрическая неоднородность. Эта разнородность структуры – главенствующий фактор, благодаря которому биосфера кардинально отличается от остальных оболочек Земли. Живое вещество присутствует во всей биосфере, участвует в ее создании и одновременно непрерывно изменяет биосферу. Несмотря на то, что масса всего живого вещества планеты составляет всего одну сотую процента от веса биосферы, по геологическим критериям живые организмы рассматриваются как мощная сила, определяющая все процессы, происходящие в ней.
В учении Вернадского указано на то, что биосфера Земли – тонкая оболочка, включающая разнородные составляющие (живое и неживое вещество) – поддерживает все происходящие в ней процессы в состоянии динамического равновесия. Это обусловлено постоянными круговоротами атомов из неживой материи в живое вещество и обратно. Вернадский в своем труде акцентирует внимание на геологической роли живых существ в формировании вод Мирового океана, горных пород, в создании газового состава атмосферы такими, какие они есть на сегодняшний день.
Таким образом, учение о биосфере В.И.Вернадского представляет собой философское и естественнонаучное обобщение принципов развития Земли как целостного космического процесса и объяснение важнейшей роли, которую исполнило и выполняет живое вещество на планете.
Учение о биосфере было создано Вернадским еще в 20-30-е годы ХХ века. Это было одновременно и пророчество, и теории о происшедших событиях в прошлом. Только в настоящее время появились многие экспериментальные подтверждения идей этого ученого. Основываясь на тезисах учения Вернадского, можно сделать вывод, что биосфера – это активная оболочка Земли, в которой совместная деятельность всех живых существ выражается как геохимический фактор планетарного масштаба. Наша планета существует именно такой в современном виде, потому что на ней есть жизнь.
Эволюция взаимоотношений человека и природной среды
Около 600 млн. лет назад на планете Земля появились первые многоклеточные организмы (считают, что именно тогда для этого стекла-лись благоприятные условия - содержание кислорода в атмосфере достигло 3-4%), и сразу прошел эволюционный взрыв - возникли новые формы жиз третья - губки, черви, кораллы, моллюски, а также предки первых растений и животных, в палеозойскую эру заполнили все акватории и вышли на континенты. Развитие земной растительности обусловил увеличение кислорода в атмосфере и питательных веществ в почвах, а также появление крупных животных. Активно менялся состав поверхности Земли, атмос-ферри, гидросферы, возникла биосфера.
Огромное значение имел биологический обмен веществ. Дальнейший процесс эволюции живых организмов привело к появлению человека - наиболее высокого биологического вида, который, развиваясь, все больше воз-вав на природу.
На основании анализа результатов археологических, палеонтологич-ных, антропологических, исторических и географических исследований в обоюдного мовидносинах человеческого общества с природой выделено четыре пе-риод, различающиеся по характеру этих отношений и объемом причиненного-ной окружающей среде вреда.
Первый, древний, период включает палеолит, мезолит и неолит.
В палеолите (от почти 2 млн. лет до 30-35 тыс. лет назад) Жили собиратели и первые охотники - питекантропы, синантропы, Неаний-дертальци и кроманьонцы.
В мезолите (от 30 до 10 тыс. лет назад) до сбора и охоты людей прилагается рыболовство, появляется-ются более совершенные орудия из костей, камни, рога, дерева (крючки, сетки, топоры, лодки, глиняная посуда).
Неолит (8-4 тыс. лет назад) отмечается появлением земледелия, скотоводства, скважи-лування, шлифовки, первых домов, святилищ.
Первый, древний, период характеризуется накоплением знаний о природе, приспособлением человека к природе и, сравнительно, незначительным антропогенным воздействием на нее. Основным источником энергии тогда была мускульная сила человека, которая полностью зависела от природы.
Однако, именно в этот период возникла первая глобальный экологический кризис во всех регионах расселения людей, - проходит уничтожение большого количества крупных животных; выжигание растительности для охоты и расширения пастбищ и пашни на больших территориях приводит к резким изменениям состава флоры, фауны, почвы и климата в целом.