Термофлуктуационная зависимость свойств волокон
Наблюдаемые практически для всех синтетических волокон фазовые и кинетические (релаксационные) переходы связаны с проявлением подвижности функциональных групп, сегментальной подвижностью участков макроцепей, а в некоторых случаях и макромолекулы в целом, и преодолением соответствующих потенциальных барьеров межатомных и межмолекулярных взаимодействий. Наиболее резко такие флуктуации проявляются в аморфных областях и при плавлении кристаллитов. Наличие спектров флуктуаций приводит к тому, что еще при температурах ниже температур релаксационных переходов возникает подвижность отдельных функциональных групп или участков макромолекул, а это приводит к размытости по температурам этих переходов [2].
Наличие множества переходов хорошо иллюстрируется термограммой волокна вниивлон (СВМ). Сверхпрочные волокна, особенно из предельно жесткоцепных полимеров (Кевлар и др.) аналогично многим синтетическим волокнам часто показывают сложный мультиплетный характер. Это приводит к тому, что протекание кинетических (релаксационных) переходов связано не только с температурой, но и со скоростью сканирования по температуре.
Сверхпрочные волокна могут находиться в трех физических состояниях:
- застеклованном (ниже температуры стеклования);
- высокоэластическом (выше температуры стеклования, но ниже температуры плавления);
- вязкотекучем (выше температуры плавления).
Таким образом, наиболее важным температурным переходом являются: температура стеклования (Тс), температура плавления (Тпл) и температура разложения (Траз). Эти характеристики могут быть определены разными методами по перегибам на кривых температура–свойства, построенных по данным термомеханического, дифференциально-термического термогравиметрического анализа. Четкой взаимосвязи между этими температурными характеристиками нет, так как они зависят от целого ряда различных факторов (гибкости цепи, межмолекулярных взаимодействий, особенностей надмолекулярной структуры и др.). Можно только утверждать, что с ростом собственной жесткости макромолекул соотношение Тс и Тпл возрастает и имеет вид Тс = (0,75-0,85) Тпл. Трудно ожидать надежной корреляции между температурой разложения и температурой плавления полимера. Однако имеющийся материал позволяет приблизительно оценить искомые соотношения в следующих пределах: для гибкоцепных полимеров Траз = (1,05-1,3)Тпл, для жесткоцепных полимеров Траз = (0,90-0,95)Тпл.
Температуры релаксационных переходов не являются постоянными величинами. Многие ученые считают, что они зависят в основном от собственной гибкости (или жесткости) молекулярных цепей, межмолекулярного взаимодействия, стерических факторов. На Тс большое влияние оказывают различные примеси низкомолекулярных веществ и пластификаторов. Наибольшее число исследований посвящено влиянию воды, причем для жесткоцепных волокон ее влияние неоднозначно в отличие от гибкоцепных волокон.
Одноосная ориентация и фибриллярность структуры волокон приводят к резкому различию их механических свойств в продольном и поперечном направлениях. Прямых измерений анизотропных свойств суперволокон очень немного. Поэтому пользуются чаще всего расчетными данными. Для арамидных волокон приводятся такие результаты: Е׀׀ = 125 ГПа; Е׀ = 6 ГПа; коэффициент анизотропии – 21.
При осевом растяжении волокон возникает их поперечное сжатие, оцениваемое величиной коэффициента Пуассона, который равняется примерно 0,5 – 0,6. Резкие различия между σ ׀׀ и σ ׀объясняются тем, что растяжение волокон в поперечном направлении определяется межмолекулярными связями в отличие от продольного растяжения, которое сдерживается межатомными связями – С – С –, т.е. разрушением макромолекул [2].