Микрокристаллические восковые составы
Микрокристаллические восковые составы представляют собой смеси церезина, парафина, пластификаторов и ингибиторов коррозии. Они обладают рядом положительных качеств и прежде всего хорошей водоотталкивающей способностью, малой газо-, паропроницаемостью, низкой стоимостью и др. Они стойки к атмосферным воздействиям, экономичны и легко наносятся на поверхность, пожаробезопасны и термостойки в широком интервале температур и не требуют применения дорогостоящих растворителей. Микрокристаллические воски могут применяться для: нанесения непосредственно на изделие; пропитки упаковочной бумаги, ткани, картона, готовых картонных коробок; напыления на плотный каркас из ткани, чтобы получить «кокон».
Для непосредственного нанесения на неокрашенные и окрашенные металлы могут быть использованы эмульсии микровосков на растворителе или на воде. Микровосковые составы могут заменять битумные составы, консистентные смазки и дефицитные жидкие консервационные составы при хранении сельскохозяйственной техники в безгаражных условиях. Их можно использовать с помощью имеющихся в хозяйствах технических средств: агрегата АКЭ-50 для разогрева и нанесения противокоррозионных покрытий, аппарата 03-9905 для нанесения противокоррозионных смазок в сочетании с агрегатами технического обслуживания (АТУ-4822, АТУ-1768 и др.), окрасочных агрегатов (О-ЗО, 0-53 и др.), установки М-183 ГАРО и др.
Для сельскохозяйственной техники наиболее перспективны водно-восковые эмульсии («Автоконсервант» и др.). «Автоконсервант» как водно-эмульсионный состав имеет ряд преимуществ перед ПЭВ-74: он негорюч и малотоксичен, так как содержит незначительное количество органических растворителей. После нанесения его на поверхность и последующего высыхания образуется сплошное пластически-твердое покрытие, имеющее хорошую адгезию. Эмульсии можно наносить на металлические и неметаллические материалы, а также на гальванические и лакокрасочные покрытия: дерево, кожу, резину, стекло, текстильные и синтетические материалы, пластмассу и т. д.
Пленки водно-восковых эмульсий устойчивы к атмосферным воздействиям, не разрушаются и не смываются дождем. При вводе законсервированной техники в эксплуатацию микровосковые составы, как правило, не удаляют. В случае необходимости удаления восковых покрытий вручную сначала смывают загрязнения с поверхности струей воды под давлением, после чего воск удаляют мягкой ветошью, смоченной неэтилированным бензином, гептаном или уайт-спиритом. Окончательно очищают поверхность хлопчатобумажной салфеткой.
Микровосковые составы на водной основе можно удалить с защищаемых поверхностей сельскохозяйственных машин щеткой и горячей водой (температура 60...70°) с возможной добавкой моющих средств или пароводоструйной очисткой машинами ОМ-3360, ОМ-4908, ОМ-4895 и др.
Упаковочные материалы
Упаковка подразделяется на барьерную (внутреннюю) и транспортную.
Барьерная упаковка предназначена для предотвращения или замедления доступа к изделию паров воды и агрессивных газов, для замедления диффузии паров ингибитора во внешнее пространство и для сохранения ингибитора, смазки или масла на поверхности изделия. В связи с этим к внутренней упаковке предъявляются следующие требования: она должна быть герметичной, обладать непроницаемостью для воды и пыли, стойкостью к солнечной радиации и повреждению микроорганизмами, насекомыми и грызунами, достаточной механической прочностью, удобством распаковки оборудования и доступной стоимостью материала, позволять многократное использование.
Транспортная упаковка (тара) предназначается для защиты изделий и внутренней упаковки от механических повреждений и воздействия климатических факторов. Транспортную тару выбирают с учетом требований к защите изделий при транспортировании и хранении и используемого варианта защиты (ГОСТ 9.014-78).
Для упаковки изделий, деталей и агрегатов применяют такие материалы, как древесина и древесные пластики, бумага и картон, полимерные пленки, металлы и ткани. Из вспомогательных материалов – осушители, шпагат, металлическая лента, липкая лента, уплотнительные и фиксирующие материалы и т. д.
Древесина в основном используется для изготовления тары, в которую помещаются законсервированные изделия. При изготовлении тары необходимо руководствоваться ГОСТ 29910-76 «Ящики деревянные. Типы. Размеры деталей, общие технические требования».
Бумага нашла широкое применение при консервации изделий. Из картона делают ящики небольших размеров, в которые могут помещаться изделия массой до 30...35 кг. Картонные ящики обклеивают гуммированной бумажной лентой в два слоя по периметру ящика и стягивают в двух местах металлической лентой по поперечному периметру. Для придания картонной таре влагостойкости и паро-газонепроницаемости на нее наносят восковые сплавы.
Для создания пленки на бумажной и картонной упаковке, защищающей от проникания к изделиям влаги а других коррозионно-активных агентов, применяют также герметизирующие покрытия (ГП).
Полимерные пленки применяют для изготовления герметичных чехлов, в которые помещают детали, агрегаты или изделия. Малая водо- и паропроницаембсть, водостойкость и химическая стабильность – важные свойства упаковочных материалов этого вида.
При консервации сельскохозяйственной техники находят применение в основном полимерные пленки, изготовленные на основе полиэтилена и поливинилхлорида (полихлорвинила). Полиэтиленовые пленки прозрачны, эластичны, обладают высокими физико-механическими показателями, влаго- и газонепроницаемы, химически инертны, являются хорошими диэлектриками, легко свариваются, горят только при внесении в открытое пламя, нетоксичны, морозостойки. Существует несколько типов пленок, полученных на основе полиэтилена (обычные, металлизированные и пр.). Из полихлорвиниловых пленок наиболее широкое распространение для упаковки и консервации изделий получила упаковочная пленка марки В-118. Она представляет собой термопластический продукт, изготовленный из полихлорвиниловой смолы, пластификатора (дибутил-фталата) и стабилизатора. Пленка В-118 обладает высокой химической стойкостью и пластичностью. Недостатки пленки – ее низкие теплостойкость, светостойкость и морозостойкость (-25 °С). Водостойкость полихлорвиниловой пленки удовлетворительная, однако ее паропроницаемость значительно возрастает с повышением температуры и относительной влажности воздуха.
Упаковка в чехол из полимерных пленок в сочетании с ингибированной бумагой может обеспечить надежную защиту от коррозии металлических изделий, их деталей и агрегатов на продолжительный срок (1...5 лет) в зависимости от типа ингибированной бумаги в самых жестких климатических условиях.
Герметичная упаковка в полимерный чехол позволяет сохранить при транспортировании и хранении изделия, для которых нельзя использовать средства временной защиты, а также дает возможность консервировать изделия с помощью универсальных летучих ингибиторов коррозии.
При изготовлении чехлов из полимерных пленок их можно сваривать или склеивать. Чаще применяется сварка, так как процесс склеивания более продолжителен, а склеенные швы, как правило, по прочности ниже сваренных швов.
Сварка пленок может производиться контактным, термоимпульсным методом и токами высокой частоты.
Склеивание пленок для получения соединительных швов рекомендуется только в том случае, когда по каким-либо причинам сварка невозможна. Для склеивания полиэтиленовых и полихлорвиниловых пленок можно применять полиэтиленовую ленту с липким слоем. Для склеивания полихлорвиниловых пленок можно также применять клей на основе перхлорвиниловой смолы. При этом склеиваемые поверхности должны быть обезжирены бензином.
Консервационные смазки
Консервационные смазки применяют главным образом для предотвращения атмосферной коррозии машин и деталей при их хранении в закрытых складах, под навесами и даже на открытых площадках. Нанесенные на металлическую поверхность консервационные смазки образуют на ней защитный слой, препятствующий проникновению атмосферной влаги и кислорода воздуха.
Хорошие защитные свойства консервационных смазок определяются их высокой водостойкостью, коллоидной стабильностью, сопротивлением к окислению и низкой испаряемостью. Смазками этого вида защищают от коррозии металлические изделия любой формы и размеров, изготовленные из различных металлов. В зависимости от условий хранения и вида используемой смазки продолжительность храпения может быть от 2 до 10 лет.
При использовании консервационных смазок следует учитывать их недостатки:
1) сложность нанесения на защищаемую поверхность;
2) малую стойкость при оптимальной толщине;
3) трудоемкую расконсервацию при вводе машин в эксплуатацию;
4) большой расход;
5) специальное оборудование для нагрева;
6) частую переконсервацию при длительном хранении в жестких и особо жестких условиях.
Защитные смазки в зависимости от технологии изготовления и свойств подразделяются на углеводородные, смазки общего назначения, мыльные, канатные и защитные смеси.
Углеводородные и мыльные смазки являются наиболее распространенными. Среди углеводородных смазок чаще применяют технические вазелины (консервация плугов, борон, оборудования и частей машин).
По сравнению с углеводородными мыльные защитные смазки отличаются высокой морозоустойчивостью и более широкими температурными пределами применения. Большинство мыльных смазок имеют хорошие защитные свойства, а также обладают антифрикционной способностью. Недостатком мыльных смазок по сравнению с углеводородными являются низкая коллоидная и химическая стабильность обычно тех смазок, которые не содержат в своем составе ингибиторов, а также высокая стоимость. При нагревании такие смазки расслаиваются и становятся непригодными для защиты металлов от коррозии.
Канатные смазки используют для защиты от коррозии и уменьшения трения между отдельными проволоками и прядями стальных канатов и тросов. Представителями этого вида смазок являются смазки НМЗ-ЗУ (ТУ Гипро-нефтемаша), НМЗ-3 (ТУ 38-1-78-66), НМЗ-4 (ТУ МЗ 52-66), канатная 39У (ГОСТ 5570-69), канатная ЗЗТ (МРТУ 12Н-31-63), торсиол-55 (ГОСТ 20458-75), ВНИИ HП-278 (ТУ 38-40178-74) и др. При отсутствии канатных смазок допускается использовать обычные антифрикционные и защитные смазки, в которые в этом случае добавляют 5...10 % графита.
Защитные смеси представляют собой смазки, составленные на основе отработанных трансмиссионных и автотракторных дизельных масел, загущенные молотым мелом. Защитные смеси отличаются дешевизной, простотой приготовления и нанесения, доступностью.