Противоречия современной цивилизации
Сто пятьдесят лет тому назад в биосфере сложилось определенное равновесие. Человек использовал относительно небольшую часть ресурсов природы, перерабатывал ее для обеспечения своих потребностей и часть их снова возвращал в окружающую среду. В этот период природа испытывала небольшую нагрузку со стороны человечества и была в состоянии самовосстанавливаться. Для изучения проблем взаимодействия животного мира, мира растений и человека между собой и со средой обитания возникла новая наука – экология.
Постепенно, в связи с развитием производства и началом использования природных ресурсов во все возрастающих масштабах, сложившееся равновесие стало постепенно нарушаться, и изменения в природе стали происходить такими темпами, что качество среды обитания резко ухудшилось. Особенно интенсивно этот процесс протекал, начиная со второй половины прошлого века. К настоящему времени все три сферы обитания животных и растений — атмосфера, гидросфера, литосфера – оказались сильно загрязнены вредными для живых организмов веществами.
Причем в последние десятилетия ухудшение среды обитания живых организмов (в том числе и человека) происходит со все возрастающей скоростью. Указанный дисбаланс состояния биосферы привел к тому, что экология стала в большей мере заниматься проблемами выяснения причин ухудшения качества окружающей среды и в основном превратилась в науку изучения окружающей среды и выработки оптимальных условий природопользования. Сегодня с понятием экологии чаще всего связывают вопросы состояния окружающей среды и проведение природоохранных мероприятий.
Итак, налицо ситуация, когда развитие цивилизации приходит в противоречие с возможностью выживания живых организмов в существенно ухудшающейся среде обитания.
Другим противоречием современной цивилизации является, с одной стороны, все убыстряющееся развитие естественно-научных направлений исследования природы в физике, химии, биологии и т.д., а с другой – возможности использования достижений этих наук для уничтожения всего живого при применении ядерного, химического или бактериологического оружия.
Новым направлением биологии является также генная инженерия, дающая возможности клонирования живых организмов. С одной стороны, это исключительно перспективное направление исследований для улучшения существующих в природе живых организмов – выведения более продуктивных пород скота и сортов сельскохозяйственных растений, возможность искусственного создания банка разнообразных человеческих органов для замены, трансплантации и других медицинских целей. А с другой стороны, клонирование может привести к созданию различного рода мутантов с непредсказуемыми свойствами, в том числе и с вредными для окружающего живого мира.
Можно указать также на противоречия, связанные с развитием и превращением биосферы в техносферу. Происходит создание новых высокосовершенных роботов, способных заменить труд человека на многих производственных операциях, компьютеров с искусственным интеллектом, способных обыграть в шахматы выдающихся шахматистов. Развитие этих направлений, в том числе самообучающихся систем, может привести к неконтролируемым человеком результатам.
Перечисленных фактов достаточно для того, чтобы сложился пессимистический взгляд на дальнейшее развитие цивилизации с возможностью самоуничтожения биосферы в обозримом будущем. Некоторые ученые усматривают в таком исходе некоторый общий принцип, суть которого сводится к тому, что путь биологического развития, подобный земному, проходил во Вселенной многократно и заканчивался самоуничтожением цивилизаций.
Эта точка зрения основывается на следующих соображениях. Эволюция жизни сопровождается созданием, накоплением и передачей информации. Наиболее фундаментальным типом биологической информации является информация генетическая. Ее носитель – молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). В сущности, эволюция жизни есть эволюция информационной молекулы.
Информация получила способность накапливаться и передаваться по наследству небиологическим путем. Возник способ эволюции, параллельный биологическому. Эволюция информации более не нуждается в жизни с ее медленным механизмом эволюции. Биосфера передала эстафетную палочку эволюции антропогенному миру.
В конечном счете, человек окажется, и уже в значительной степени оказался, в искусственном мире. Он выходит из равновесия с живой природой, перестает быть частью биологического мира. Подобно созревшему плоду, человек отрывается от древа жизни. Он отчуждается от жизни с ее законами эволюции. Ни одно живое существо не может выжить вне живой природы, кроме человека. Он может уничтожить все живое и продолжать существовать. Он не зависит от кислорода атмосферы, вырабатываемого растениями, ибо может добыть его электролизом. Ему не нужно мясо животных, ибо он может синтезировать любой набор аминокислот. Если он еще не достиг этого состояния сейчас, то, во всяком случае, приближается к нему.
С этого момента существование жизни на Земле перестает быть условием его собственного существования. Он может сохранить жизнь для забавы и для развлечения в виде ландшафтных заповедников и биологических парков. Но, скорее всего, жизнь не сохранится в неволе у человека и, лишенная собственного саморегулирования, исчезнет, если только не успеет адаптироваться к человеку, но уже не как к биологическому виду, а как к чужеродной стихии.
Из семени плода, оторвавшегося от древа жизни, разовьется новое древо, имя которому антропогенный мир. В этом мире удовлетворение биологических потребностей человека становится целиком зависимым от производства. В отличие от биологического, в антропогенном мире производство –необходимый элемент гомеостаза.
Биологически существование живого организма сводится к исполнению трех функций:
1)поддержанию жизни, т.е. удовлетворению потребности в пище, физиологических отправлениях, восстановлению сил (сон, отдых);
2)приспособлению к внешней среде, пассивному (гнездо, нора, средства мимикрии и т.д. у животных; кров, одежда – у человека) и активному (защите от посягательств других особей);
3)воспроизводству себе подобных.
Природа снабдила все живое средствами для исполнения этих функций, сделав, однако, так, что эти средства не являются абсолютными. Относительность и ограниченность их в отношении каждого отдельного организма делают ограниченным время жизни индивидуума, что является условием обновления, совершенствования и развития живого как целого.
По мере развития нового древа неизбежно возникает вопрос: «Нужны ли вообще человеку его биологические потребности?» Ведь логика их была продиктована смыслом жизни. Вне биологической жизни самое их назначение, механизм осуществления и относительный характер средств, отпущенных живым существам для удовлетворения потребностей, теряют изначальный смысл – служить средством отбора и эволюции.
Поэтому следующей ступенью развития технологической цивилизации будет устранение биологических функций человека. Нетрудно предвидеть возможность радикального изменения механизма питания и деторождения, последовательной замены биогенных органов техногенными, постепенное возникновение биотехногенного гибрида. Но решающим и, может быть, роковым шагом будет устранение смертности. Конечность существования индивидуума – непременное условие эволюции жизни. Но это и условие устойчивости любой развивающейся системы. Преодолеет ли техногенная цивилизация этот опасный рубеж или ему суждено стать завершающим в развитии оторвавшегося от древа жизни плода?
Будущее антропогенного мира находится за пределами возможности предвидения. Вечен ли разум? Вездесущ ли он во Вселенной? Или это краткий миг в истории Вселенной, и жизнь гаснет, взобравшись на эту вершину? Нигде в окрестной Вселенной мы не наблюдаем следов разумной жизни. 4,5 миллиарда лет заняла на Земле эволюция, приведшая к появлению разума. Возможно, миллиарды лет – это тот масштаб времени, который требуется в любых условиях и любых мирах для достижения эволюцией подобного уровня организации.
Невозможно представить, что Земля – единственное место Вселенной, где возникла разумная жизнь. Тогда ненаблюдаемость космического разума, вероятнее всего, связана с исторической краткостью его существования. Появляясь в разных точках Вселенной как результат эволюции, занимающей миллиарды лет, разумная жизнь, вероятно, длится недолго в своей высшей фазе – может быть, лишь, тысячелетия. В необъятном пространстве она вспыхивает и гаснет подобно искрам, так что одновременное существование даже нескольких искр в обозримой Вселенной маловероятно.