Характеристика и классификация алюминиевых сплавов
Для повышения механических свойств (прочности, пластичности и др.), улучшения технологических свойств (жаропрочности, обрабатываемости резанием, коррозионной стойкости и др.) алюминий легируется Si, Cu, Mg, Zn и реже Li, Ni, Be, Zr. Большинство легирующих элементов образуют с алюминием твердые растворы ограниченной растворимости и промежуточные фазы с алюминием (CuAl , CuMgAl , и др.).
Алюминиевые сплавы по технологии изготовления делятся на три группы: деформируемые (ГОСТ4784-97), литейные (ГОСТ2583-93), спеченные.
По способности к термической обработке делятся на упрочняемые и не упрочняемые термической обработкой, что связано с наличием упрочняющих фаз, имеющих ограниченную растворимость в алюминии.
По свойствам сплавы делятся на сплавы с повышенной пластичностью, нормальной и высокой прочностью, коррозионно-стойкие и жаропрочные.
Деформируемые алюминиевые сплавы, не упрочняемые термической обработкой.
К этой группе сплавов относятся сплавы алюминия с марганцем АМц и магнием АМг. Сплавы отличаются невысокой прочностью (σb= 110 МПа), высокой пластичностью (δ =30 %), что обеспечивает хорошую обрабатываемость давлением, хорошую свариваемость и высокую коррозионную стойкость. Обработка резанием затруднена.
Сплавы АМц и АМг применяются для сварных и клепаных элементов конструкций, испытывающих небольшие нагрузки, но требующие высокого сопротивления коррозии.
Таблица 6.1
Применение деформируемых сплавов, не упрочняемых термообработкой.
. .
№п/п | Марка | Назначение |
1. | АМц | Детали, изготавливаемые грубокой вытяжкой, сваркой: баки, заклепки, бензопроводы, маслопроводы, радиаторы машин, тракторов и т.д. |
2. | АМц1 | Сплав используется в электротехнической промышленности: датчики электрических тахомеров и т. д. |
3. | АМг1 АМг 6 | Малонагруженные детали: зеркала, трубопроводы, емкости для жидкостей (канистры, баки); детали, требующие глубокой вытяжки, гибки: корпуса морских и речных судов, вагоны метро, здания( оконные рамы, двери, змеевики теплообменников, радиаторы и т.д.) |
Данные cплавы маркируются буквами и цифрами: А-алюминиевый сплав, Мц-марганец, Мг-магний. В сплаве АМц содержится 1,0-1,6 % Мn и около 1 % других примесей (Fe, Si, Cu,и др.). В сплаве АМц1содержится2- 4,6 Мп, остальное-алюминий. В сплавах АМг цифра означает среднее содержание марганца (АМг1 Mn=0,4—1,7 %, AMг6 Mn=5,8—6,8 %).
Деформируемые алюминиевые сплавы, упрочняемые термической обработкой.
Эти сплавы подразделяются на сплавы нормальной прочности – дуралюмины (Д1, Д3, Д16), высокопрочные сплавы (В95, В96, ВАД23), жаропрочные (АК4, Д20, Д21), сплавы для ковки и штамповки (АК6, АК8).
Дуралюмины.
Дуралюминами называются сплавы системы Al-Cu-Mg-Mn. Типичным представителем дуралюминов является сплав Д1 (Cu=4 %, Mn=0.5 %, Mg= 0.5 %, остальное.Al).применяется после закалки (Т=500о С, охлаждение в воде с Т=40оС) и искусственного старения (Т=195о С, выдержка-12 час.) или естественного (Т=20оС, выдержка-96 час.), при этом Д1 имеет следующие свойства : σb=540 МПа, δ=11 %.
Дуралюмины обладают пониженной коррозионной стойкостью в речной и морской воде, а также во влажном воздухе, поэтому для защиты от коррозии их подвергают плакированию, то есть покрытию тонким слоем (5 % от толщины листа) алюминия высокой чистоты (А5—А7) или анодированию для создания окисной пленки. Дуралюмины выпускаются в виде листов, труб, прессованных и катаных профилей, проволоки для заклепок.
Таблица 6.2
Применение дуралюминов.
.
№п/п | Марка | Назначение |
1. | Д 1 | Детали средней прочности, штампованные узлы, крепления, заклепки, лопасти воздушных винтов и др. |
2. | Д16 | Несущие сильно нагруженные детали: шпангоуты, стрингеры, лонжероны самолетов, силовые каркасы, строительные конструкции, кузова грузовых автомобилей, балки, обшивка кабин и др. |
3. | Д18 Д19П | Заклепки. |
Высокопрочные сплавы.
Высокая прочность достигается введением Zn в системы Al-Cu-Mg-Mn. Предел прочности таких сплавов достигает 600-700 МПа при пластичности δ =8-12 %,(меньшей, чем у дуралюминов). Типичным представителем высокопрочных сплавов является В95 (Cu=1,8 %, Mg=2 %, Mn=0,4 %, Zn=6 %). Сплавы применяются после закалки (Т=470оС, охлаждение –вода 20-30о С) и искусственного старения ( Т=120о С, выдержка 24 часа), при этом у В95 получаются следующие свойства: σb =600 МПа, δ =12 %. К недостаткам сплавов относится склонность к коррозии под напряжением и чувствительность к концентраторам напряжений. Сплавы обладают хорошей пластичностью в горячем состоянии, легко деформируются в холодном состоянии после отжига, хорошо обрабатываются резанием. Применяются в виде листов, плит, панелей, штамповок, а также прессованных профилей. Эти сплавы имеют наивысшую прочность из всех известных алюминиевых сплавов. Таблица 6.3
Применение высокопрочных сплавов.
.
№п/п | Марка | Назначение |
1. | В95 | Высоконагруженные детали конструкций, работающие в условиях сжатия: обшивка самолетов, стрингеры, шпангоуты, лонжероны. |
2. | В93П | Крупногабаритные и сложные штамповки ответственного назначения. |
.
Жаропрочные сплавы.
Это сплавы, работающие при температурах до 300о С. (АК 4, Д20, Д21). Они основаны на системе Al-Cu-Mg, имеют сложный состав и дополнительно легированы Fe, Ni и Cu, которые образуют упрочняющие фазы, мало склонные к коагуляции при повышенных температурах. Типичным жаропрочным сплавом является АК4: (Cu=2 %, Mg=1,5 %, Fe=1 %, Si=1 %). Жаропрочные сплавы применяются после закалки (Т=530 оС, охлаждение в кипящей воде) и искусственного старения (Т=170 оС, выдержка- 16 часов), при этом у сплава АК4 получаются следующие свойства: σb =440 МПа, δ =7 %. Сплавы хорошо обрабатываются резанием, свариваются точечной и роликовой сваркой, имеют удовлетворительную коррозионную стойкость, низкий коэффициент трения, высокую износостойкость, поэтому широко применяются в самолето-, авто -, и тракторостроении в виде поковок, штамповок листов, плит, прессованных профилей.
Таблица 6.4
Применение жаропрочных сплавов
№ п/п | Сплав | Назначение |
1. | АК4 | Детали, работающие при повышенных температурах: поршни ДВС, детали реактивных двигателей (крыльчатки, колеса, диски, лопатки, заборники и т.д.), сепараторы, сварные емкости. |
2. | Д20 | Детали, подвергаемые сварке, работающие при повышенных температурах: диски осевых компрессоров, сварные емкости, элементы конструкций, нагревающиеся в процессе эксплуатации до Т=300 С. |
.