При авариях на системах жилищно-коммунального хозяйства.
На территории Пермского края в 2009 году количество и протяженность объектов ЖКХ составили:
теплосетей - 3376,3 км;
водозаборов - 1192 ед.;
водопроводных сетей - 8110,4 км;
канализационных сетей - 3525,1 км;
газопроводных сетей - 11900 км;
электрических сетей - 54900 км.
Возникновение аварий на энергетических системах непосредственно связано с резкими колебаниями температуры в осенне-зимний период, налипанием мокрого снега на проводах, с резкими порывами ветра. Большую опасность представляют случаи хищения электропроводов и оборудования токовых подстанций.
Аварийность на объектах ЖКХ обусловлена также значительным физическим износом основных фондов жилищно-коммунального хозяйства населенных пунктов (тепловые сети – 26,2%, водопроводные сети – 42 %, канализация – 26 %, электрические сети – 9,2%).
Степень изношенности основных фондов
жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения требуют реализации срочных мер по обеспечению населения водой, теплом, газом, электроэнергией.
Во избежание аварий подготовка объектов ЖКХ к эксплуатации в осенне-зимний период и запас топливно-энергетических ресурсов в районах крайнего севера начнется с июля месяца и продолжается до ноября включительно.
При авариях на транспорте
Основная часть транспортных аварий приходится на автомобильный транспорт.
Опасными участками автомагистральных дорог являются места их пересечения с газо- и нефтепроводами.
1. Автомобильная дорога Казань-Пермь – Екатеринбург
475 км – нефтепровод Сургут-Полоцк и Холмогоры-Клин
493 км – газопровод Оханск – Киров
569 км – нефтепровод Краснокамск-ЛУКойл ПНОС
605 км – нефтепровод Полазна-Пермь
615 км – газопровод Н.Тура-Пермь
617 км – газопровод Н.Тура – Н.Новгород
нефтепровод Сургут-Полоцк
нефтепровод Холмогоры-Клин
2. Автомобильная дорога Кунгур-Соликамск
12 км – газопровод Ямбург-Елец II
газопровод Ямбург-Зап. Граница
газопровод СРТО – Урал
газопровод Ямбург –Поволжье
3. Автомобильная дорога Оса-Чернушка
12 км – нефтепровода Пермь-Альметьевск
52 км – газопровод Уренгой –Ужгород
газопровод Уренгой – Центр I
газопровод Уренгой – Центр II
газопровод Ямбург – Елец I
газопровод Ямбург – Елец II
газопровод Ямбург – Западная граница.
Наличие большой площади поверхностных карстовых пород делают потенциально опасными как транспортные магистрали, так и объекты воздушного транспорта в связи с возможными провалами и смещениями поверхности.
Большую опасность представляют ж/д станции ведущие обработку подвижного состава с потенциально опасными грузами (Осенцы, Балмошная, Азот, Соликамск, Каучук).
Железнодорожные перевозки по Транссибирской магистрали до 3150 вагонов и цистерн в сутки из которых 90 % составляет АХОВ, ЛВЖ и горючие материалы поэтому аварии возможны в любой точке ж/д путей вследствие неисправности подвижного состава или его схода. Грузопоток АХОВ по Горнозаводскому и главному направлениям Свердловской железной дороги проходит на территории Пермского края с общим населением более 400,0 тыс.человек, Особую потенциальную опасность представляет ст.Пермь-Сортировочная обрабатывающая 258 составов в сутки и расположенная вблизи от жилых массивов Кировского района г.Перми (более 20,0 тыс.чел.).
Опасность представляют возможности транспортных аварий в районе мостов и гидротехнических сооружений и мест пересечения транспортных магистралей с газо- и нефтепроводами (п.Лобаново, п.Майдан, п.Сабарка, с.Моргуново, д.Крылово, Ключики).
Наличие больших водохранилищ представляет опасность возникновения транспортных аварий на водном транспорте больших водоизмещений и пассажировместимости. Особую опасность представляют пересечение водных путей гидротехническими сооружениями Камской и Воткинской ГЭС и мостами (3 моста в г.Перми, мосты у п.Сылва и Левшино).
Пермский аэропорт общероссийских и международных авиалиний Большое Савино эксплуатирует взлетно-посадочную полосу совместно с базирующимся на аэродроме полком авиации ПВО и имеет глиссаду захода на посадку гражданских и военных воздушных судов непосредственно над жилой зоной краевого центра, причем вблизи трассы пролета находятся железнодорожный узел станции Пермь-II и ряд промышленных предприятий.
В результате возможных летных инцидентов возможна гибель 150 чел., и нарушены условия жизнедеятельности 500 тыс. чел.
Исходя из возможных последствий особую опасность представляют возможности транспортных аварий в районе мостов и гидротехнических сооружений и мест пересечения транспортных магистралей с газо- и нефтепроводами (п.Лобаново, п. Майдан, п.Сабарка, с.Моргуново, д. Крылово, Ключики).
При природных явлениях
Возникающие время от времени стихийные природные явления (СПЯ) на территории края часто приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций – нарушению социально-экономической обстановки, материальному ущербу, а иногда и к человеческим жертвам.
Наиболее вероятные в крае природные чрезвычайные ситуации, обусловленны:
- опасными климато-метеорологическими явлениями (сильным ветром, морозами, гололедно-изморозными отложениями, молниями, ливнями, метелями) связанные с нарушением функционирования линий электропередачи и связи, нарушениями в работе транспорта и коммунальных служб;
- опасными гидрологическими явлениями (затоплениями, подтоплениями, заторно-зажорными явлениями);
- опасными экзогенными геологическими явлениями (сейсмическими проявлениями, карстовыми провалами);
- биолого-метеорологическими явлениями (лесными и торфяными) пожарами.
Основная причина их формирования — резкие изменения погодного режима, смена периодов похолоданий периодами потеплений (и наоборот).
Мониторинг чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными метеорологическими явлениями, ведется с 1988 года и показывает, что в Пермском крае уровень указанных ЧС не превышает муниципального.
Большое количество рек, естественных и искусственных водохранилищ в весенний период создают сложную гидрологическую обстановку на территории Пермского края. В случае дружной весны с большим количеством осадков возможны подтопления участков автодорог, жилых домов и хозяйствующих объектов в поймах отдельных рек края. При прохождении весеннего половодья возможны прорывы неопорожненных прудов, а также прудов с неисправными гидротехническими сооружениями на малых реках и связанные с этим затопления.
На основании анализа ежегодных весенних половодий, прогнозировались наиболее активные его проявления в Кунгурском, Кишертском районах и г. Кунгуре, (р. Ирень, Сылва, Шаква), а также в Куединском, Уинском и Суксунском районах (р. Шаква, Буй, Ирень, Иргина, Сылва) и Карагайском (р. Обва).
Места возможных ледовых заторов прогнозировались на следующих реках: Б.Танып г. Чернушка, р. Кама пгт. Тюлькино, р. Колва г. Чердынь, р. Колва д. Петрецово. Причиной возникновения ледовых заторов на реках Пермского края является скопление льда в руслах рек. Исходя из анализа последних 5 лет, заторы в течение 1-3 суток самоликвидируются и не приводят к подтоплению территории
Одним из наиболее опасных геолого-геоморфологических процессов является карст. Его проявление, сопровождающееся обычно быстрым, а порой и большим по площади изменением рельефа (образование провалов), очень часто приводило к разрушениям, материальным потерям и даже жертвам. Многолетние наблюдения свидетельствуют об увеличении частоты провалов на застроенных территориях.
Образование карстовых форм происходит на автомобильных дорогах Кунгурского, Ординского, Чусовского и Добрянского административных районов. Особенно опасны и требуют изучения провалы в полосе железных дорог.
Хозяйственная деятельность человека, как мощный фактор воздействия на природную среду, сегодня стала главной причиной активизации многих природных процессов и явлений, провоцирующих возникновение в крае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При разработке полезных ископаемых, сопровождающейся извлечением из массивов твердых, жидких и газообразных продуктов, создаются условия для развития таких процессов, как оползни, обвалы, осыпи. Деформируется земная поверхность над выработками, нарушается состояние поверхностных и подземных вод. Вследствие разгрузки энергии в местах максимальной концентрации тектонических (межблоковых) напряжений возникают горные удары и землетрясения. Наибольшая концентрация эпицентров землетрясений, как правило, приурочена к местам расположения подземных выработок угля, солей, а также нефтяных промыслов.
Оседает земная поверхность над отработанными рудниками в Березниковско-Соликамском районе. Скорость развития деформации, по оценкам специалистов, здесь достигает 40 см в год. Последствия же развития такого процесса могут быть самыми непредсказуемыми (подтопление, землетрясение, разрушение сооружений и др.). Так в 2006 году произошел провал на территории БКРУ-1 ОАО «Уралкалий». В настоящее время воронка заполнена водой. Наблюдается распространение воды из провала на участки пониженных форм рельефа в западном направлении. В зоне провала оказалась железнодорожная ветка. В настоящее время ведется постоянный мониторинг за подземными водами в районе провала и за, построенной вновь, обводной действующей железнодорожной веткой.
1.4. Предстоящие мероприятия РСЧС и их ориентировочный объём по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий по защите населения, сельскохозяйственных животных и растений, материальных ценностей, а также проведения АСДНР при их возникновении и другие особенности территории, влияющие на выполнении этих мероприятий.
В состав территориальной подсистемы РСЧС Пермского края далее по тексту (ТП РСЧС) входят:
- координационные органы: КЧС и ОПБ края и 359 КЧС и ОПБ муниципальных образований, КЧС и ОПБ организаций;
- постоянно действующие органы управления: ГУ МЧС России по Пермскому краю, при соответствующих администрациях, в качестве постоянно действующих органов управления специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения работают 359 управлений (отделов, отделений) по защите населения, структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
- органы повседневного управления: ЦУКС ГУ МЧС России по Пермскому краю;
дежурные по администрации края; дежурный по Главному управлению внутренних дел края; диспетчера ЕДДС-01; диспетчер станции скорой медпомощи; диспетчер Западно-Уральской авиационной базой охраны лесов; диспетчер Пермского отделения Свердловской ж.д.; дежурный гидрометеоцентра; диспетчер Камского речного пароходства; диспетчера авиаотрядов №№ 1 и 2; диспетчера химически опасных предприятий; дежурные по гарнизону (ВКК); оперативный дежурный краевого управления ФСБ.
Совместная работа органов управления направлена на проведение мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На 2010 год резервный фонд Правительства Пермского края на предупреждение ЧС и притивопаводковые мероприятия запланирован в размере 200 млн. рублей, сформированы финансовые резервы в муниципальных образованиях – более 117 млн. рублей, резервный фонд предприятий составил более 400 млн. рублей.
На основании указов губернатора созданы материальные средства для ликвидации ЧС и противопаводковые мероприятия – 44,727 млн. руб., что составляет 100%. В 8 городах отнесенных к категории по ГО созданы только резервы медикаментов и медицинского оборудования на сумму 1 445 тыс. рублей. Резерв материальных ресурсов муниципальных образований на 2010 год составляет более 289 млн. рублей.
Перечень сил и средств ТП РСЧС Пермского края приведен в приложении №4 к Плану действий.
С целью предупреждения и снижения последствий чрезвычайных ситуаций предусматривается:
а) По защите населения при авариях на химически опасных объектах:
- реконструкция и строительство локальных систем оповещения населения, проживающего вблизи этих объектов;
- организация прямых телефонных линий: диспетчер объекта - оперативный дежурный ГКУ «Гражданская защита» и городского (районного) отдела внутренних дел;
- внедрение в технические коммуникации автоматических запорных устройств (клапанов, отсекателей, задвижек);
- наращивание наличия в складских помещениях с АХОВ систем для тушения пожаров и нейтрализации АХОВ;
- внедрение автоматизированных систем контроля заражения и оповещения о химической опасности;
- оснащение органов контроля и наблюдения современными приборами;
- совершенствование обучения руководящего состава, формирований и населения способам защиты от АХОВ и действиям в экстремальных условиях;
- осуществление постоянного контроля по предотвращению сверхнормативного запаса АХОВ;
- расположение запасов противогазов ГП-5(7) с дополнительными патронами ДПГ-1, ДПГ-3 вблизи химически опасных объектов с последующей выдачей последних населению на индивидуальное хранение;
- обеспечение населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, дополнительными патронами ДПГ-1, ДПГ-3 и фильтрующими противогазами с коробками марки ВК.
- укомплектование диспетчерских пунктов метеостанциями и дальнейшее совершенствование рабочих мест диспетчеров системами оповещения управления на базе ЭВТ;
- развитие подвижных средств оповещения и управления.
В состав краевой инвестиционной программы регионального развития на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 17.11.2009 № 847-п включен инвестиционный проект «Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Пермского края» и запланированы средства на проведение экспертизы проекта в 2010 году.
б) в зонах возможного катастрофического затопления:
- контроль за состоянием плотин, дамб, водосливных устройств;
- установка на гидроузлах приборов, обеспечивающих выдачу сигналов о катастрофическом повышении уровня воды в нижнем бьефе в случае прорыва напорного фронта;
- заблаговременное снижение уровня верхнего бьефа до минимальных значений с целью уменьшения последствий катастрофического затопления;
- заблаговременное проведение работ по укреплению дамб, плотин и берегов;
- при угрозе катастрофического затопления приведение в готовность и сосредоточение инженерной техники вблизи гидротехнических сооружений для производства работ по усилению тела плотины, дамбы;
- оповещение населения, проживающего в зоне возможного катастрофического затопления в нижнем бъефе Камской ГЭС, при необходимости будет производиться с использованием локальной системы оповещения;
- эвакуация населения попадающего в зону катастрофического затопления производится в в безопасные районы соответствии с Планом эвакуации при ЧС.
В Пермском крае реализуется краевая целевая программа «Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008-2012 годы».
в) по снижению пожарной опасности:
- монтаж систем автоматического пожаротушения;
- внедрение установок автоматического обнаружения и извещения о пожарах;
- строительство пожарных водоемов;
- замена сгораемых покрытий и перекрытий при реконструкции зданий.
Постановлением Правительства Пермского края от 02.11.2009 № 794-п утверждён План мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы противопожарной службы Пермского края в 2010 году. Мероприятия данного плана будут учитываться при реализации мероприятий ФЦП в 2010 году.
г) по нормализации эпидемиологической обстановки:
- проведение профилактических прививок не привитому населению в неблагополучных в эпидемиологическом отношении районах;
- поддержание необходимого запаса гамма-глобулина, антибиотиков, бакпрепаратов и дезсредств;
- тренировки токсико-терапевтических бригад по развертыванию стационаров;
- оснащение учреждений СНЛК штатными приборами и средствами.
В крае принята ведомственная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пермском крае на 2010 год» утверждена Приказом Министерства общественной безопасности Пермского края от 08.10.2009 № СЭД-10-5-179. Объемы финансирования программ утверждены Законом Пермского края от 17.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».