Чуб казака
Сочетание простой стрижки и произвольно оставленной зоны для объемного казачьего чуба. Зона может быть сдвинута влево, вправо от области классической зоны челки (рис. 12).
Часто челка ондулируется. Ондуляция — укладка влажных волос волнами с использованием расчески и специальных зажимов или без них (используется сеточка). Объемные волнистые темные волосы красиво сочетаются с красным кантом и алым околышком папахи, фуражки казака.
Рис. 12 Чуб казака
Волосы, растущие на НЗЗ, представляют особую сложность для начинающего парикмахера. Каждый раз, приступая к очередной простой стрижке, внимательно изучите направление роста волос на НЗЗ, ее размер, форму. Перечислим основные виды: НЗЗ – отсутствует, что говорит о высокой КЛР; НЗЗ - заканчивается на середине шеи, нормальная; НЗЗ - не имеет границы на шее, переходит в пушковые волосы спины.
Виды роста: высокий рост, волосы тонкой полоской спускаются по сагиттальному разделу, слева и справа голые участки, Нормальный рост, когда все гармонично, Волосы слева и справа у ушных раковин растут в направлении вверх, вихры, вихры разнонаправленные, одна сторона - нормальный рост, противоположная - направление роста вверх с вихром, волнообразное снисхождение волос к середине шеи.
Ведущая линия стрижки «Каре» — это ранее оговоренная прямая горизонтальная линия или иная проходящая:
- на уровне середины ушных раковин;
- на линии мочек ушей;
- на скулах;
- на границе роста волос па шее;
- на середине шеи.
По краевой линии роста волос на шее отделяют тонкую прядь — первую ведущею, и к ней или еще ниже другой линии. К ведущей линии и приравнивают оставшиеся выше волосы (рис. 55, 56).
По существу, ведущая линия — БП (базовая прядь), к которой приравнивают волосы и подстригают их Вт (внутренним срезом).
По окончании работ выполняют стрижку на ФТЗ. Зона стрижется горизонтальными разделами па приравнивание к контрольной.
Сочетание «Каре» и «простой» — есть вариант составления, адаптирования двух типов стрижек с подгонкой и коррекцией индивидуальных особенностей человека.
Бритье головы
- Изучить конструктивные особенности формы головы.
- Пальпируя кожу, определить для себя количество подкожно-жировой ткани.
- Рассмотреть и изучить направление выхода волос из кожи.
- Изучить краевую линию роста (границу), определить среднее количество волос.
Стрижка наголо
- Определить направление роста волоса, его последующую струйность на каждой зоне.
- Изучить макушку, ее форму, определить, сколько завитков и их рисунок, направление.
- Сопоставить волосистую часть головы к лицу, шее по площади.
- Определить, высокий или низкий рост волос в области висков, наличие залысин, проплешины.
Призывник
- Мысленно расставьте точки пятиточия для определения баланса.
- Представьте возможные варианты решения длины челки, форму висков, низа затылка.
- Изучите вид в профиль, соотношение формы затылка к лицу, а главное — относительно носа.
Американка
- Определить тоновое различие на зонах головы относительно кожи лица, шеи.
- Длина волос на ФТЗ, рисунок границы в соотношении с окантовкой на висках и шеи.
- Тоновая граница ФТЗ выше.
Спортивная
- Обратите внимание на пластику естественного спада волос.
- Сопоставьте толщину волос к задуманному силуэту.
- Разгрузка по краевой требует вертикального среза или использования филировочных ножниц.
Ежик
- Стрижка для густых, жестких волос дает возможность выполнить ее, используя только филировочных ножниц.
- Работая филировочными ножницами можно производить множество срезов по линии оставляемой длины.
- Изучите особенности кожи и выхода волос на разных участках.
Магия
- Стрижка предполагает темные послушные, нормальной толщины волосы.
- Оставив задуманную длину, профилируйте волосы по их середине, выполняя только один срез (одно закрытие ножниц).
- Профилируйте у корня на высоте 1-2 см над кожей один срез (одно закрытие ножниц).
- Профилируйте по концам волос на границе его длины и кожи вертикальным срезом.
Конкурсное причесывание
- Накрутите на бигуди, плойку. Рассмотрите различие и эффект. Используйте разные по диаметру бигуди.
- Выполните дополнительное филирование концов полос бритвой. Накрутите на бигуди, найдите различие.
- Обратите внимание на пластику в области челки, висков. Разглядите формообразование объема затылка.
- Рассмотрите рисунок, найдите разницу между тупым срезом — ножницами и острым — бритвой.
Для химической завивки
- Стрижку выполняют классическим вариантом.
- Одинаковость длины волос по голове позволит выполнить химическую завивку без трудностей, главное — сам процесс накручивания на коклюшки.
- Обратите внимание на состояние волосу корня и концов.
Общие рекомендации к технологии стрижки
Приступая к выполнению любого варианта простой стрижки, необходимо для себя определить первое:
- соответствие выбранного варианта длине волос клиента;
- форму черепа, количество волос;
- неестественный спад;
- неестественный пробор;
- естественный спад;
- естественный пробор;
профиль клиента, вид сзади, крупные или мелкие черты лица, цвет глаз, кожа лица и ее цвет, цветовая палитра одежды клиента.
Второе: густые, редкие волосы; толстые —тонкие; поврежденные или здоровые; рисунок КЛР (краевой линии роста) — тщательно рассмотреть и изучить лобные выемки и выступы, виски, с пониманием их влияния на формообразование челки; направление, струйность, предрасположенность к вихрам или отклонения в направлении роста на НЗЗ; изучить направление, форму, разбег волос на макушке.
Третье: этот доврачебный диагноз парикмахера по просьбе клиента (оценка качества волос и др. с помощью чувств) производится в следующей последовательности;
- содержание жира на волосах и коже, выделение пота;
- физические свойства волос: плотность, теплоемкость, гигроскопичность, водопоглощение, влагоотдача, воздухостойкость, теплоемкость, химическая стойкость, долговечность, прочность, твердость, пластичность, эластичность, растяжимость, упругость, динамико-морфологические свойства, и стираемость, наэлектризованность, адсорбция, состояние липидной оболочки волос и кожи, тип, род волос, форма волос, строение корня волос, степень ухоженности и состояния волос, пигментация, окраска волос и кожи, блеск и прозрачность, степень снабжения кожи головы кровеносными сосудами, стойкость волос на разрыв и перелом.
Путем органолептических исследований можно обнаружить повреждения волос и определить следующие их свойства: тонкость, мягкость, податливость, жесткость или гладкость, переломы, колористическую направленность, натуральность или искусственность, кудрявость, степень седины, перхоть и ее тип.
Требование к положению головы
При вдумчивом и внимательном подходе к изучению данного вопроса каждый должен прийти к правильному решению, найти свой ответ, руководствуясь здравым смыслом.
Наклоны головы во время обслуживания в стороны-вперед только мешают парикмахеру в работе. Наклоны приводят к натяжению и образованию складок, что в конце концов заставляет вновь и вновь возвращаться к этим участкам и корректировать чистоту фактуры этих зон.
Другая сторона вопроса — это безапелляционность многих парикмахеров в работе, их тяга к резким толчкам, усилиям и принудительному вращению головы клиента. С точки зрения культуры и трепетного отношения к голове насилие, которое допускают «мастера», вызывает раздражение
Вращение и толчки головы клиента, в угоду своему ложному удобству в работе, вызваны слабым, даже низким этическим уровнем парикмахера. В процессе получения профессии таким горе-мастерам не было указано на необходимость нежного отношения к голове клиента. Им не были привиты правильные навыки работы в труднодоступных местах, что и привело их к неправильной ориентации в культуре труда парикмахера.
Голова — это самый важный и главный объект. Доверяя свою голову парикмахеру, клиент надеется на человеческое, профессиональное отношение к себе как личности, гражданину. Он с болью переживает хамское, грубое отношение. Это до глубины души расстраивает клиента, вынуждая его искать профессионала или ждать, когда отрастут волосы.
Стричь необходимо в строго вертикальном положении головы. В процессе работы необходимо постоянно напоминать клиенту о необходимости вернуть голову в правильное положение, если он пытается в угоду мастеру крутить ею, делая это по опыту предыдущих посещений парикмахерских, что, несомненно, будет являться помехой в работе начинающего парикмахера.
Заточка инструмента
Практикующему парикмахеру часто приходится сталкиваться с проблемой остроты инструмента. Схема, представленная на рис. 65, дает полную информацию о грамотном выполнении заточки.
Для заточки парикмахерских ножниц требуется алмазный надфиль, все другие не подходят. Только алмазный инструмент дает положительный результат. Движение заточки — только в направлении от режущей кромки полотна. Движения заточки в направлении режущей кромки приведут к образованию заусениц и накату, что, по сути является браком в работе.
На схеме показано, как ножницы удерживаются левой рукой, но, при возможности, лучше закрепить их в миниатюрных тисках. Тиски освободят еще одну руку, что позволит произвести более тщательную заточку, а главное — помогут выдержать правильный угол заточки.
Неподвижное полотно от рабочего отличается углом заточки, заданным на заводе-изготовителе. Изменение угла заточки по собственному желанию или незнанию приведет к порче инструмента.
Заточка абразивными кругами с высокой частотой вращения приводит к полной порче инструмента. Высокие обороты разогревают и отпускают закалку режущей кромки и способствуют появлению на полотне сизо-фиолетового цвета, что говорит о безвозвратной порче ножниц. Заточку при возможности надо доверять высококвалифицированным специалистам в специальных мастерских, оборудованных необходимым и современным оборудованием.
Уход зa машинкой
Требования санитарных правил предписывают после каждого клиента обрабатывать детали, соприкасающиеся с кожей. Для обработки применяется спирт. Механическая, электрическая (магнитно-импульсная, роторная) машинки, как всякий сложный инструмент, требуют планового ухода, регулярной настройки, текущего ремонта.
Перечислим основные неисправности:
- Не работает выключатель — заменить (соединить напрямую).
- Перегиб провода — КЗ (короткое замыкание) — беречь провод, правильно и аккуратно его сворачивать. При обрыве заменить с обязательной пайкой концов, их тщательной изоляцией.
- Ножи не двигаются — проверить наличие напряжения в сети, отключить другие приборы, инструменты; не соответствуетчастота колебания в электрической сети, ослабли пружины — заменить, затянуть регулировочный винт, забита внутренняя полость мелким волосом, затянуть прижимной винт рабочего ножа, машинка не смазана машинным маслом.
- Машинка режет кожу — отрегулировать зазор между ножами.
- Машинка греется — заменить катушку.
- Машинка издает сильный шум — отрегулировать прижимной винт (амплитуду колебания рабочего ножа), ослабли шурупы крепления катушки из-за перегрева — заменить шурупы на более больший диаметр или заменить корпус.
- Машинка не стрижет — затупились ножи (заточить на идеальной горизонталь ной плоскости алмазного круга), заменить ножи па новые, удалить волосы, находящиеся между ножами.
Ремонт машинки желательно производить в специализированных мастерских, Не допускать разборки случайными «мастерами», «умельцами».
Стрижку машинкой производить сухими руками на чистых и сухих волосах!
Схема оплавления волос
Процедура оплавления концов волос — трудная, долгая и ответственная работа. Нам порой кажется, что, производя стрижку ножницами, мы удаляем посеченные концы. Но это ложное понимание вопроса.
Трихоптилоз волос — это такая же проблема, как и ломкость и сухость при сухих поврежденных полосах. Срез ножницами и таких ситуациях абсолютно неэффективен, так как приводит к сдавливанию и новому повреждению. Срезав видимые посеченные концы, мы не замечаем, что на месте среза вновь образовались сдавливания и трещины, которые будут видны через несколько дней. Поврежденные волосы требуют интенсивного ухода.
Оплавление — это временное решение проблемы. Работу производят как специальными горячими ножницами, так и пламенем свечи. Па схеме достаточно доходчиво показан сам процесс. Единственное неудобство — это капли стеарина на полу, ну, и, конечно, запах паленого волоса.
На пол перед процедурой постелить старые газеты, работу производить в хорошо проветриваемом помещении. Тщательно скрученную в жгут прядь волос как бы распушить, проводя рукой от концов к корням. Торчащие посеченные концы оплавляют, поднося к ним пламя свечи.
Чрезмерно близкое приближение порой приводит к вспышкам, воспламенению волос. В этом случае свечу отвести в сторону и пальцами загасить. Покручивая в пальцах скрученный в жгут волос, вы обеспечите легкий доступ ко всем торчащим посеченным концам волос. Работу по оплавлению желательно производить с помощником.
Направление роста волос
Проводя разнообразные манипуляции на поверхности головы: раздел волос, мытье, расчесывание, необходимо всегда внимательно изучать направление роста волос. Привычка тщательно изучать основополагающее: струйность, спад, генетическую предрасположенность каждого индивида, откроет вам много нового, позволит решать самые трудные задачи. На приведенном примере вы видите, что на каждом участке поверхности головы природа мироздания сама определила направление, и это проявляется у каждого по-своему.
Определение ширины и толщины пряди
Первая проблема: сколько брать, как отделять волосы, когда это правильно и разумно. На приведенных рисунках, мы можем заметить, что эту проблему профессионалы решили довольно просто, взяв расстояние от зрачка до зрачка, как ширину, достаточную для захвата в пальцы.
С толщиной пряди чуть посложнее, ее мы выбираем каждый раз по-своему, но используем один и тот же разумный подход. Толщина должна быть такой, чтобы можно было без трудности и усилий ее срезать. Каждый раз, сталкиваясь с разными по физическим свойствам волосами, вы научитесь определять, исходя из своего опыта, как толщину, так и длину необходимой пряди.
Комбинирование и составление стрижки
Название раздела объясняет самое главное — творческий поиск наиболее удачного решения стрижки-прически.
Если следовать только предложенным образцам в книге, в точности повторяя их, это даст стойкие навыки в работе, но лишит самой инициативы. В ситуациях, когда ваш клиент достаточно твердо настаивает на своем конкретном выборе модели, его желание — закон, и вы должны это осуществить. Но при первой возможности и лояльном отношении клиента дать вам шанс создания творческой модели — не упускайте его, комбинируя детали и элементы стрижек, что даст вам простор для создания своей модели, на свой собственный вкус. Поиск новой формы — сложный процесс, но, замечу, однобокий. Порой одна и та же форма в разной цветовой палитре смотрится по-разному. Создавая свои модели, творческие формы или отдельные ее элементы, всегда обдумывайте цветовое решение, цветовую гамму. Учитывайте цвет глаз, кожи, волос и только на этом строгом анализе решайте свою творческую модель стрижки-прически.
Таблицы символики и основных знаний
Представленные ниже таблицы знаковой символики и основных знаний парикмахера имеют очень важное значение. В источниках до этой книги еще не было попыток как-то систематизировать главные составные успешной работы парикмахера.
Знаковая символика, предлагаемая мной, столь необходима, что не вызывает спора в понимании важности. Применяя предложенные знаки в схемах и при объяснении технологии стрижки, каждый отметит важное сокращение описательного материала. Знаки все заменяют, все становится ясно, легко претворяется на практике. Графическое начертание знаков при их изучении дает полную информацию о сути требования каждого знака, что дает возможность быстро освоить процесс обозначенной работы.
Таблица основных знаний парикмахера — первая попытка систематизации основных и часто используемых понятий. Таблица при ее кажущейся сложности проста и доступна. Большинство основных знаний вписывается в цифру семь, что и позволило разбить ее на 8 столбцов: первый — объединяет тему, последующие
В данной главе представлены дополнительные знания, выходящие за пределы границ простой стрижки. Я сознательно их ввел и, надеюсь, что они будут востребованы читателем. У каждого творческого человека в жизни есть периоды, требующие роста на конкретном этапе. Предлагаемые ниже дополнительные знания позволят подняться на ступеньку выше в своем профессиональном росте.
Пятиточие, деградация, естественный спад, естественный пробор, комбинирование (составление) стрижки это ваша реальная перспектива резкого отличия от рядового парикмахера своим уровнем знаний и умений.
Поиск нового, а особенно знаний, всегда отличает упорного творческого человека.
Пятиточие
Пятиточие — это баланс, равновесие площадей между цветом кожей лица, шеи и массой (площадью) волос.
Площадь волосистой части покрова ограничена пятью точками:
1 — на макушке;
2 — на шее;
3 и 5— на висках;
4 — на лобном выступе.
Искусственное перенесение точек приводит к получению новых границ (форм), силуэтов причесок — стрижек.
Деградация
Деградация — это плавная линия перехода длины волос от КЛР до «длинных» волос на ФТЗ. Термины из прошлого, которые еще и сегодня объясняют эту операцию, звучат так: «тушевка», «свести на нет», «шлифовка». Деградация выполняется в модельных, творческих стрижках при решении сложных задач в коррекции внешнего вида отдельного клиента. Познавший и овладевший деградацией парикмахер — это профессионал в парикмахерском искусстве. Деградация задается в сантиметрах на схемах и изображается значком с требованием зоны ее распространения.
Естественный пробор
Естественный пробор — единственная узкая полоска кожи на поверхности головы. Все другие искусственно отделяемые разделы волос до видимой полосы кожи — разделы.
Для правильного определения естественного пробора необходимо:
- расческой с крупными зубьями тщательно отчесать волосы ФТЗ от лица к макушке, волосы висков от лица за ушную раковину;
- вычесав волосы, положить ладони рук на голову (волосы) и сдвинуть массу волос вперед к лицу;
- при наличии у данного человека естественного пробора волосы распадутся на нем, обнажив кожу головы; пробор может находиться: посередине, слева, справа, по диагонали, отсутствовать.
В тех случаях, когда естественный пробор отсутствует, его при необходимости создают искусственно — пробривают, простригают. Естественный пробор вносит свой неповторимый акцент и в пятиточие; зрительно увеличивает, делит волосяной покров на мини и макси стороны, строго по середине, создает видимость глубины и т.д.
Естественный спад
Естественный спад — это наиболее легкое и свободное расположение чистого и здорового волоса.
Естественный спад отсутствует на волосах более 25 см, он не наблюдается у людей с волнистыми, курчавыми, жесткими волосами, на волосах, подверженных химическим воздействиям. Первые видимые проявления естественного спада можно заметить на длине от 3,5 см русых волос.
Для определения спада необходимо:
- расчесать волосы по естественному росту;
- попросить клиента тряхнуть головой в разные стороны и по полученному эффекту (как расположатся и какую пластику примут волосы в своем свободном падении) и судят о естественном спаде.
Естественный спад учитывают в начале стрижки для определения длины волос и мысленно предполагают его объем и пластику по завершению работ по формированию законченной прически-стрижки.