Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог
Реферат
по химии
на тему:
Реагенты для дорог: как повысить коэффициент сцепления
Санкт-Петербург
Оглавление
1. Введение 3
2. Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог 6
3. Глава 2. Какие противогололедные материалы позволяют достичь необходимого коэффициента сцепления колес с дорогой? 9
4. Глава 3. Фрикционные материалы как средство повышения коэффициента сцепления колес с дорогой. 15
5. Заключение 18
6. Список использованной литературы 19
Введение
По данным сайта Госавтоинспекции количество автомобилей, зарегистрированных в органах ГИБДД России, на начало 2016 года составило 56,6 млн. В среднем каждый год эта цифра возрастает на 1,5 млн единиц. А значит, дорожная ситуация становится все более и более напряженной.
При этом, по данным ГИБДД, более половины ДТП происходят из-за неудовлетворительных дорожных условий (НДУ). Зимой это, как правило, наличие гололеда, снежного наката. В январе-феврале 2016 года комитет по благоустройству Санкт-Петербурга принял решение убирать улицы без использования химических средств, только механическим и фрикционным способом (использование песко-соляной смеси с содержанием соли 5%). Согласно официальным данным УГИБДД по Ленинградской области и Санкт-Петербургу за январь и февраль 2016 года число ДТП из-за НДУ выросло на 75,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество погибших в этих авариях увеличилось на 61,5%, раненых - на 76,4%. Рост числа ДТП зафиксирован и на пешеходных переходах.
По данным МВД РФ число аварий из-за гололеда на дорогах Санкт-Петербурга зимой 2015 года выросло в 3 раза по сравнению с 2014 годом. А в январе и феврале 2016 по причине неудовлетворительных условий на дорогах произошло в два раза больше ДТП, чем за всю зиму 2015 года (см. Таблицу).
Таблица Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей, в городе Санкт-Петербурге по данным МВД РФ
Янв-фев 2016 | |||
ДТП из-за гололедицы | |||
Погибло | |||
Ранено |
Данная ситуация объясняется тем, что механический и фрикционный способ являются неэффективными для борьбы с гололедом.
Во-первых, молекулярные связи льда с покрытием являются более сильными, чем молекул льда между собой, поэтому при механическом воздействии часть льда отделяется, но слой, связанный с покрытием, остается.
Во-вторых, из-за перепадов температур на дороге происходит образование очень тонкого в 2-3 мм слоя льда, который невозможно убрать механическим способом. Фрикционные материалы являются инертными веществами, которые не вступают в реакцию со льдом и не плавят их, а значит, не обеспечивают нормативного сцепления колес с дорогой.
В этой связи необходимы химические реагенты для дорог, которые обеспечат плавление снежно-ледовых отложений и как следствие, надежное сцепление колес автомобильных средств с покрытием.
Цель данного реферата: выяснить, какие противогололедные реагенты необходимо применять, чтобы коэффициент сцепления колес с дорогой достигал установленной в Российской Федерации нормы (согласно ГОСТу 50597-93 коэффициент должен быть не менее 0,3).
Задачи:
- установить факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог;
- выявить противогололедные материалы, которые целесообразно использовать для борьбы со льдом на автодорогах.
Данный реферат состоит из введения, основной части (включающей в себя три главы), заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог
Значительное влияние на безопасность движения транспортных средств оказывают сцепные качества покрытий автомобильных дорог. На коэффициент сцепления влияют, в свою очередь, такие показатели, как ровность и шероховатость дорожного покрытия.
Коэффициент сцепления φ представляет собой отношение максимально возможного на данном участке дороги значения силы сцепления между шинами транспортного средства и поверхностью дороги Рсц к весу этого транспортного средства Ga:
Величина эта главным образом зависит от покрытия и состояния дороги (см. Таблицу 1), а также от скорости движения.
Таблица 1Значения коэффициента сцепления в зависимости от состояния и вида дорожного покрытия
Также существенное влияние на величину коэффициента сцепления оказывают: состояние протекторов шин, давление в шинах, температура окружающей среды и ряд других неподдающихся учету факторов.
Кроме того, к факторам, изменяющим коэффициент сцепления, относятся:
- неровности дороги (увеличивают частоту вертикальной нагрузки – φ снижается);
- пропитка вяжущими материалами поверхности дорог (избыток вяжущих материалов делает поверхность скользкой, в жаркую погоду вяжущий материал размягчается, выступает на поверхность дороги, при этом φ уменьшается);
- увлажнение покрытия (в начале дождя φ уменьшается из-за того, что влага, дорожная пыль, частицы резины, капли нефтепродуктов образуют жидкую грязь, по которой скользят колеса);
- продолжительность эксплуатации дорожного покрытия (при увеличении срока эксплуатации покрытия φ уменьшается из-за уменьшения шероховатости);
- замасливание поверхности дороги (замасливание дороги нефтепродуктами резко снижает φ);
- увеличение нагрузки на колесо (на твердых покрытиях дорог при увеличении нагрузки φ снижается).
Итак, определяющим для коэффициента сцепления фактором является состояние дорожного покрытия. А на него в зимний период влияет то, какие именно реагенты для дорог используются для борьбы с наледью и накатом. Этот вопрос будет рассмотрен подробнее в следующей главе.