Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды
Способность к саморегуляции и к противостоянию вредным влияниям среды возникает у организмов не сразу. В течение эмбрионального и постэмбрионального развития, когда многие защитные системы еще не сформировались, организмы особенно уязвимы для действия повреждающих факторов. Поэтому и у человека, и у животных, и у растений зародыш защищен специальными оболочками или самим материнским организмом. Он либо снабжен специальной питающей тканью, либо получает питательные вещества непосредственно от материнского организма. Тем не менее изменение внешних условий может ускорить развитие эмбриона или затормозить его и даже вызвать возникновение различных нарушений.
Вредное влияние на развитие эмбриона человека оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курение табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводит к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. Не меньшую опасность для развития зародыша представляют загрязненные среды обитания различными химическими веществами или облучение ионизирующей радиацией.
В течении постэмбрионального периода развивающиеся организмы также очень чувствительны к вредным воздействиям внешней среды. Это объясняется тем, что формирование систем поддержания гомеостаза (от гомео и греч. stásis — состояние, неподвижность - процесс поддержания постоянных условий внутри клетки или организма независимо от внутренних или внешних изменений) продолжается и после рождения. Поэтому алкоголь, никотин и наркотики, являющиеся ядами и для взрослого организма, особенно опасны для детей. Эти вещества тормозят рост и развитие всего организма, а особенно головного мозга, что приводит к умственной отсталости, тяжелым заболеваниям и даже смерти.
Вопросы для закрепления:
1. Что такое онтогенез?
2. Какие периоды выделяют в онтогенезе?
3. Какой период называют эмбриональным?
4. Назовите этапы эмбрионального периода?
5. Какой период называют постэмбриональным?
6. Какие выделяют формы постэмбрионального периода?
7. Какое развитие называют прямым?
8'.' Какое развитие называют непрямым?
9. В чем сущность непрямого развития?
10. Какие преимущества имеет развитие с метаморфозом?
11. Какие выделяют периоды в постэмбриональном развитии человека?
Основные этапы | Особенности каждого этапа | Схематичный рисунок |
1. Образование зиготы | Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки. | |
2. Образование бластулы | Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость- бластоцель | |
3. Образование гаструлы | Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели-гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы. | |
4. Стадия нейрулы | Формирование важных частей зародыша - нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы. | |
5. Закладка и формирование органов – гистогенез | Процесс дифференцировки клеток и формирование органов. |