Приготовление буферных растворов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами I курса
лечебного факультета и ФПСЗС по общей химии
Тема: Теория слабых и сильных электролитов.
Буферные системы
Время: 3 часа
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Ознакомить студентов-медиков с основными положениями теории электролитической диссоциации, с теориями сильных и слабых электролитов, а также с ролью электролитов в организме человека. Сформировать представления о кислотно-основном равновесии в организме человека и биологических буферных системах, поддерживающих кислотно-основной гомеостаз.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:
Поддержание кислотно-основного и электролитного равновесия в тканях, биологических жидкостях крайне важно для нормального функционирования организма. Изменение электролитного состава приводит к изменению реакции среды биологических жидкостей. Во-первых, ионы Н+ оказывают каталитическое действие на многие биохимические превращения. Во-вторых, ферменты и гормоны проявляют биологическую активность только в строго определенном интервале значений рН (например, фермент пепсин, участвующий в расщеплении пищи в желудке, активен только при рН = 1,5). В-третьих, даже небольшие изменения концентрации катионов Н+ ощутимо влияют на величину осмотического давления в этих жидкостях. Поддержание постоянной кислотности крови и тканевых жидкостях регулируется с помощью нескольких буферных систем. Одним из способов диагностики заболеваний является определение рН желудочного сока, крови, мочи.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:
а) понятие об электролитах и неэлектролитах;
б) сильные и слабые электролиты, степень электролитической диссоциации;
в) теория электролитической диссоциации Аррениуса.
В результате проведения занятия студент должен:
1) знать:
· основные положения теории электролитической диссоциации;
· понятие о сильных и слабых электролитах;
· понятие о буферных растворах;
· механизм действия буферных растворов;
· буферные системы организма.
2) уметь:
· решать расчетные задачи по вычислению степени диссоциации, концентрации катионов водорода и рН растворов сильных электролитов;
· решать расчетные задачи по вычислению степени диссоциации, концентрации катионов водорода и рН растворов слабых электролитов;
· решать расчетные задачи на вычисление рН буферных растворов;
· определять рН сильных и слабых электролитов различными методами;
· выполнять расчетные задачи.
2. СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:
Полученные знания по расчетам рН буферных растворов и буферной емкости необходимы студентам при изучении биохимии, нормальной и патологической физиологии, судебной медицины, анестезиологии, реаниматологии, а также общей и клинической фармакологии.
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
3.1 Кислотно-основное равновесие в растворах.
3.2 Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель и методы его определения.
3.3 Буферные системы: определение, классификация и механизм действия. Расчет pH буферных систем.
3.4 Определение буферной емкости системы. От каких факторов она зависит?
3.5 Буферные системы крови. Механизм кислотно-щелочного равновесия в организме человека.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Лабораторная работа № 1
Определение рН биологических жидкостей потенциометрическим методом
ЗАДАНИЕ 1. Определите приблизительное значение рН предложенных растворов с помощью универсальной индикаторной бумаги, для чего погрузите полоску индикаторной бумаги в исследуемый раствор и сравните окраску со стандартной шкалой. Занесите данные в таблицу 1.
ЗАДАНИЕ 2. Определите значение рН тех же растворов при помощи рН-метра со стеклянным электродом. Рассчитайте концентрацию катионов водорода по формуле: [H+] = 10‾рН и занесите результаты в таблицу.
Таблица 1 – Определение рН растворов
Исследуемый раствор | Водопровод-ная вода | Произвольное подкисление | Произвольное подщелачивание | Контрольный раствор |
№ раствора | ||||
рН, измеренный универсальной индикаторной бумагой | ||||
рН, измеренный потенциометри- ческим методом | ||||
Концентрация катионов водорода [Н+], моль/л |
Лабораторная работа № 2
Приготовление буферных растворов
ЗАДАНИЕ 1. Приготовьте ацетатный буферный раствор по прилагаемой схеме.
Таблица 2 – Приготовление и определение рН буферных растворов
Номер буферного раствора | |||
Число мл 0,1 н. СН3СООН Число мл 0,1 н. СН3СООNa | 9,0 1,0 | 1,0 9,0 | |
рН опытное | |||
рН вычисленное |
Для каждого буферного раствора определите значение рН опытным путем и рассчитайте значения рН по уравнению Гендерсона-Гассельбаха (при этом отношение концентраций можно заменить отношением объемов, т.к. в данном случае нормальные концентрации кислоты и соли одинаковы). Данные внесите в таблицу 2.
ФОРМА ОТЧЕТА:
1) укажите цель работы;
2) заполните таблицы;
3) запишите химические уравнения соответствующих реакций;
4) по результатам выполнения каждого задания сделайте соответствующие выводы, проанализировав, от каких факторов зависит рН и емкость буферных растворов.
5. ХОД ЗАНЯТИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ
Согласно ионной теории КИСЛОТЫ – соединения, которые при электролитической диссоциации в водном растворе образуют ионы водорода Н+:
НАn ⇄ Н+ + Аn‾
ОСНОВАНИЯ – соединения, которые при электролитической диссоциации в водном растворе образуют ионы гидроксила ОН‾:
KtОН ⇄ Kt+ + ОН‾
Рассматривая кислотно-основные равновесия в водных растворах в дальнейшем будем считать их приближающимися к идеальным растворам, т.е. активностью ионов пренебрегаем (а → с).
Тогда в соответствии с законом действующих масс:
(1)
(2)
Вода проявляет как слабые кислотные, так и основные свойства (амфолит): Н2О ⇄ Н+ + ОН¯,
тогда
(3)
При 25оС К(Н2О) = 1,8·10ˉ16 (может быть вычислен по электропроводности воды). Можно считать, что С (Н2О) – величина постоянная и равна 55,58 моль/л. Следовательно:
К(Н2О) · [Н2О] = 1,8·10ˉ16·55,58 = 10ˉ14
Обозначим К(Н2О) [Н2О] = КW, где КW – ионное произведение воды – величина постоянная при данной температуре не только для чистой воды, но и для разбавленных водных растворов любых веществ.
КW = [Н+] · [ОН¯] = 10ˉ14 (при 25оС) (4)
КW дает возможность рассчитать концентрацию Н+ при известной концентрации ОНˉ и наоборот.
Для чистой воды (среда нейтральная):
[Н+] = [ОН¯] = = 10ˉ7 моль/л
Если [Н+] выше 10‾7 моль/л, а [ОН¯], соответственно, ниже, то среда кислая и наоборот.
При расчетах [Н+] удобнее выражать через ВОДОРОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ рН – отрицательный десятичный логарифм молярной концентрации ионов водорода в растворе:
рН = –lg [Н+],
соответственно, рОН = – lg[ОН¯] и рН + рОН = 14 (5)
Величиной рН пользуются для характеристики разбавленных водных растворов. рН < 7 – среда кислая; рН = 7 – нейтральная; рН > 7 – щелочная.
Для приблизительного определения рН среды служат кислотно-основные ИНДИКАТОРЫ – слабые органические кислоты или основания, ионные и молекулярные формы которых имеют различную окраску, указывающую на рН среды. Например, в растворе индикатора метилового оранжевого устанавливается равновесие:
НInd ⇄ Н+ + Ind‾,
красный желтый
смещающееся в зависимости от рН среды.
Универсальный индикатор – это смесь нескольких индикаторов, интервал перехода окраски которых охватывают шкалу рН от 1 до 14. Точность определения рН не превышает 0,5 единиц рН.
Буферными называют растворы, поддерживающие определенную концентрацию ионов водорода (рН) при разбавлении и незначительно изменяющие ее при добавлении небольших количеств сильных кислот или щелочей. К ним относятся:
1. Растворы, содержащие слабую кислоту и соль этой кислоты и сильного основания (СН3СООН + СН3СООNa);
2. Растворы, содержащие слабое основание и соль этого основания и сильной кислоты (NH4OH + NH4Cl);
3. Растворы, содержащие смесь солей слабых многоосновных кислот (Na2HPO4 + NaH2PO4);
4. Растворы, содержащие смесь средней гидролизующейся соли и кислой соли этой же кислоты (NaHCO3 + Na2CO3).
Расчет рН буферного раствора производят по универсальной формуле Гендерсона-Гассельбаха:
Покажем, что буферная смесь, например, СН3СООН + СН3СООNa, обладает способностью в определенных пределах поддерживать постоянным рН раствора.
При прибавлении щелочи произойдет реакция:
СH3COOH + NaOH → CH3COONa + H2O,
при этом происходит связывание ионов ОН‾.
При добавлении кислоты протекает реакция:
HCl + CH3COONa → CH3COOH + NaCl,
т.е. происходит связывание ионов Н+.
рН буферного раствора зависит от соотношения концентраций соли и кислоты. Изменяя это отношение можно получить буферный ряд, т.е. серию растворов с последовательно меняющейся величиной рН.
БУФЕРНОЙ ЕМКОСТЬЮ называется количество вещества эквивалента сильной кислоты или щелочи (моль), необходимое для смещения рН 1 л буферного раствора на одну единицу.
,
где Δ b – количество добавленной щелочи или кислоты;
рН0 – водородный показатель исходного буферного раствора;
рН1 – водородный показатель буферного раствора после прибавления сильной кислоты или щелочи.
Буферная емкость раствора тем выше, чем больше концентрации компонентов и чем меньше эти концентрации различаются между собой.
Разбавление раствора не влияет на изменение рН, но сильно влияет на величину буферной емкости.
Поддержание постоянного уровня рН в крови и тканевых жидкостях достигается благодаря наличию нескольких буферных систем. Важнейшие из них:
1. Гидрокарбонатная буферная система характеризуется равновесием молекул слабой угольной кислоты с образующимися при ее диссоциации гидрокарбонат-ионами:
НСО3‾ + Н+ ⇄ Н2СО3 (1а)
НСО3‾ + Н2О ⇄ Н2СО3 + ОН¯ (1б)
В организме угольная кислота образуется при гидратации СО2 – продукта окисления органических веществ:
СО2 + Н2О ⇄ Н2СО3
Процесс ускоряется ферментом карбоангидразой.
2. Фосфатная буферная система характеризуется равновесием:
HPO42ˉ + H+ ⇄ H2PO4‾ (2а)
НРО42ˉ + Н2О ⇄ Н2РО4¯ + ОН¯ (2б)
3. Буферная система оксигемоглобин-гемоглобин, на долю которой приходится приблизительно 75% емкости крови, характеризуется равновесием между ионами гемоглобина Нb‾ и самим гемоглобином ННb (очень слабая кислота, КННb = 6,3∙10ˉ9; рКННb = 8,2):
Нb‾ + Н + ⇄ ННb (3а)
Нb¯ + Н2О ⇄ ННb + ОН¯, (3б)
а также между ионами оксигемоглобина НbО2‾ и самим оксигемоглобином ННbО2 (более сильная кислота, чем ННb кислота – К (ННbО2) = 1,12∙10ˉ7, рК (ННbО2) = 6,95):
НbО2‾ + Н+ ⇄ ННbО2 (3в)
НbО2 + Н2О ⇄ ННbО2 + ОН¯ (3г)
Гемоглобин и оксигемоглобин связаны равновесием:
ННb + О2 ⇄ ННbО2
При поступлении в кровь сильных кислот значительная часть ионов Н+ тотчас же связывается с ионами НСО3‾, НРО42ˉ, Нb‾ и НbО2‾ согласно уравнениям:
NaHCO3 + HCl ⇄ H2CO3 + NaCl
Na2HPO4 + HCl ⇄ NaH2PO4 + NaCl
КНb + HCl ⇄ ННb + KCl
NaHbО2 + HCl ⇄ ННbО2 + NaCl
Эти же буферные системы ограничивают возрастание рН при поступлении в кровь щелочей. Ионы гидроксила взаимодействуют со свободными Н2СО3, ННb, ННbО2 и ионами дигидрофосфата по схемам:
H2CO3 + NaOH ⇄ NaHCO3 + H2O
NaH2PO4 + NaOH ⇄ Na2HPO4 + H2O
HНb + NaOH ⇄ NaНb + Н2О
ННbО2 + NaOH ⇄ NaНbО2 + Н2О
Таким образом, все буферные системы крови и тканевых жидкостей образуют единую взаимосвязанную систему.
6. вопросы ДЛЯ САМОконтроля знаний:
6.1 Слабые электролиты. Степень диссоциации, константа диссоциации.
6.2 Сильные электролиты. Ионная сила, коэффициент активности, активность.
6.3 Буферные системы: определение, классификация и механизм действия. Расчет рН буферных систем.
6.4 Определение буферной емкости системы. От каких факторов она зависит?
6.5 Буферные системы крови. Механизм кислотно-щелочного равновесия в организме человека.
Задачи для самостоятельной работы:
1. Константа кислотности уксусной кислоты равна 1,8·10ˉ5 (25оС). Вычислить степень ее диссоциации в 0,005 М растворе и рН раствора.
Ответ:0,06; 3,52
2. Рассчитайте ионную силу раствора, активность иона Н+ и рН 0,01 М раствора HCl.
Ответ: 0,01
0,009 моль/л; 2,04
3. Чему равна концентрация гидроксид-ионов в растворе, рН которого равна 10,8?
Ответ: 6,3·10ˉ4 моль/л
4. Рассчитайте рН буферного раствора, содержащего 1 л 0,1 моль уксусной кислоты и 0,01 моль натрий ацетата. Ка(СН3СООН) = 1,8·10ˉ5. Как изменится рН при добавлении к 1 л раствора: а) 0,001 моль HCl; б) 0,001 моль NaOH?
Ответ: 3,785;0,05; 0,05
7. ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Конспект лекций;
2. Ершов, Ю.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: Учеб. для мед. спец. вузов /Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд и др.; под ред. Ю.А. Ершова. – М.: Высш. шк., 2005. – C. 79-119;
3. Ленский, А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию: Учебн. пособие для студ. мед. вузов /А.С. Ленский. − М.: Высш. шк, 1989. – C. 143-160.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Зеленин, К.Н. Химия / К.Н. Зеленин. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. – C. 152-178;
2. Ершов, Ю.А. Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков; под ред. Ю.А. Ершова. – М.: Высшая школа, 1993. – C. 42-50.
Авторы: Зав. кафедрой, доцент, к.х.н. Лысенкова А.В., доцент, к.х.н. Филиппова В.А., ст. преподаватели Чернышева Л.В., Одинцова М.В.; Довнар А.К., ассистенты Перминова Е.А., Прищепова И.В., Зыкова Е.Л.
31.08.2016