Глава i. установление духа в его исходной полости

Мои наставники Ляо Жань и Ляо Кун когда-то сказали: "Приступая к совершенствованию (сущностной природы и вечной) жизни, надо сначала развить "природу". Прежде чем сидеть, погружаясь в медитацию, очень важно прекратить всякие мысли, освободить одежду и ослабить пояс, расслабить тело и избегать любой свободной циркуляции крови. После сидения тело должно быть таким же (бесчувственным) как колода, а сердце (ум) недвижимым, как потухший пепел. Глаза должны смотреть вниз на кончик носа; они не должны быть полностью закрыты, чтобы избежать однообразия и путаницы, но вместе с тем они не должны быть широко раскрыты, чтобы воспрепятствовать духу блуждать по внешним вещам. Глаза должны быть направлены на кончик носа, а внимание должно быть сконцентрировано на точке между ними (в области переносицы); со временем там появится свет жизненности.

Это является лучшим способом освобождения от всех мыслей, когда приступаешь к приготовлению эликсира бессмертия.

Когда сердце (ум) установлено, человек должен сдерживать желание смотреть, контролировать желание слушать, он должен касаться нёба кончиком языка и регулировать дыхание через ноздри. Если дыхание не отрегулировано, то человек будет страдать из-за затрудненного или принужденного дыхания. Когда дыхание хорошо налажено, человек забывает все о теле и сердце (уме).

Освобожденный таким образом от чувств и страстей человек будет казаться бесстрастным.

Левая нога должна быть помещена наружу и тесно примыкать к правой. Это означает, что положительное охватывает отрицательное[14]. Большой палец левой руки должен касаться ее среднего пальца, а правая рука должна быть помещена под ней (ладонью вверх) и ее большой палец должен быть согнут над ладонью левой; это означает, что отрицательное охватывает положительное. Это то, что древние имели в виду, составляя цепь из восьми энергетических каналов. Даосские тексты гласят: "Соединение четырех конечностей замыкает четыре затвора, что позволяет удерживать центр".

Вопрос: Я читал даосские книги, и все они предостерегают от того, чтобы создавать свет в Исходной полости или центре нематериальной духовности (цзы ця o в центре мозга, за межбровьем) в начале практики, но я не понял, почему. Все даосские школы рассматривают это как цель развития (сущностной) природы, не приводя никаких подробностей. Не могли бы вы объяснить, где практически проявляется истинная сущность?

Ответ: Полость цзы цяо в центре мозга разветвляется на два меньших канала слева и справа от нее; левый символизирует Тай цзи — Великий Предел, а правый — чун лин (нематериальную духовность). Они связаны с точками тянъ гу (небесная долина), центром над ними, и юн цюань (бьющий родник R 1) — центрами в подошвах ног, после прохождения через сердце в груди.

Дань цзин[15] говорит: "Сущностная природа лежит в сердце и проявляется через глаза, жизнь лежит в нижней части живота и проявляется через половые органы".

Сущностная природа — это духовная жизненность (шэнь ци) в сердце, которая проявляется через два канала, (идущих) из центра мозга. Поэтому когда взгляд сконцентрирован на точке между глазами, будет виден свет основной сущности и после долгой тренировки он соединится с вечной жизнью, чтобы образовать единое целое. Это соединение называется "видением пустоты", которая вовсе не есть отсутствие всего, и тот, кто еще не пробудился для этого соединения, не достигнет ничего в этой практике.

Вопрос: Когда меня обучали медитации, мне говорили, чтобы я опустошил мое сердце (обитель огня) от всех мыслей, настроил свой ум на развитие (сущностной) природы и открыл свои глаза для созерцания пустоты в соответствии с установленным правилом. Не можете ли вы объяснить мне все это более подробно?

Ответ: Видеть пустоту не пустой — это правильно, а видеть пустоту пустой — неправильно, ибо неудача в возвращении к центру цзы цяо (который не является пустым) препятствует проявлению света жизненности.

Под сердцем и над половыми органами имеется пустое пространство, где духовная жизненность (шэнь ци) проявляет себя, создавая полость. Когда дух и жизненность возвращаются к этой полости, духовная жизненность поднимается, чтобы образовать круг света, который не будет пустым. Пустота, которая не излучает, является относительной, но пустота излучающая является абсолютной. Абсолютная пустота не будет пустой, подобно относительной пустоте. Пустота, которая не является пустой, представляет собой духовный свет, который, в свою очередь, представляет собой дух — жизненность, выплескивающиеся из желтой полости среднего дань тяня в солнечном сплетении.

Мой наставник Ляо Кун говорил: "Когда золотой механизм (алхимии) приходит в движение и дает вспышки света, тогда этот Чертог пустоты (сюй ши у т. е. сердце, освобожденное от страстей и чувств), озарится белым светом, что откроет Таинственный затвор (сюань гуань)[16], наличие которого не означает пустоты.

Человек живет и умирает из-за этого нематериального духа; он живет, если у него он имеется и умирает, когда (дух) истощится. Поэтому сказано: "Дух без жизненности не дает человеку возможности жить; а жизненность без духа не влечет за собой смерти". Врожденный дух в сердце является сущностью, а врожденная жизненность в нижней части живота — жизнью; но лишь когда дух и жизненность. соединяются, могут быть получены реальные достижения.

Вопрос: Не смогли бы вы объяснить выражение: "Если человек достигает исходной полости духовности (цзы цяо в центре мозга, за межбровьем), то он находит источник бессмертного дыхания?

Ответ: Миряне, открывающие исходную полость духа, встречаются очень редко. Она находится под небом (верхушка головы), над землей (низ живота), на запад от солнца (левый глаз) и на восток от луны (правый глаз). Позади таинственного затвора (сюань гуань) и перед духовной долиной (гу шэнь) находится истинная природа (чжэнь син), которая является источником истинного дыхания (чэнь си). Хотя это истинное дыхание связано с обычным приобретенным дыханием, последнее, входя через рот и ноздри, не может достигать исходной полости духовности, чтобы вернуться к источнику.

Бессмертное дыхание, которое идет от внутреннего (жизненного) четверичного дыхания[17], а не через рот и нос, может потом вернуться к источнику. В ваших поисках бессмертного дыхания вы должны регулировать существующее, обычное, приобретенное дыхание для того, чтобы найти его источник. Это бессмертное дыхание спрятано в исходной полости духа. Оно мягкое — не будет рассеиваться, если обычное приобретенное дыхание хорошо отрегулировано. Потому мой наставник Ляо Жэнь сказал: "Если жизненность возвращается в исходный океан (свой источник), тогда жизнь становится безграничной.

глава i. установление духа в его исходной полости - student2.ru

Вопрос: Не могли бы вы дать мне точное положение исходной полости духа?

Ответ: Это точка между и позади глаз, в центре мозга. Лао-цзы назвал ее "вратами неба и земли". Поэтому он рекомендовал людям сосредотачиваться на этом центре, чтобы реализовать единство (всех вещей). В этом центре помещена жемчужина размером с рисовое зерно, которая является центром между небом и землей в человеческом теле (в микрокосме). Она является полостью врожденной жизненности. Но недостаточно знать, где она лежит, потому что она не обладает удивительным светом сущностной природы, которая символизируется кругом и которую Конфуций назвал "добродетельным совершенством" (жэнь). Книга Перемен называет это Пределом (цзи), Будда — Совершенным (Беспредельным), а даосы — эликсиром бессмертия или духовным светом; все эти определения указывают на врожденную Единственно Истинную Жизненность. Тот, кто знает эту полость, может приготовить Эликсир Бессмертия.

Поэтому сказано: "Когда Единое достигнуто, все проблемы разрешены".

Таким образом в процессе тренировки оба глаза должны быть направлены внутрь, к центру за межбровьем, для того, чтобы удерживать это Единое, которое необходимо держать в исходной полости духа (цзы цяо) без напряжения, но и без расслабления. Это называется удержанием духа в его исходной полости. Такая полость является корнем, из которого произрастает (вечная) жизнь, и находиться там, где происходит совершенствование сущностной природы.

Мой наставник Ляо Жэнь сказал: "Если исходная полость духа не установлена, тогда истинное дыхание не сможет поддерживаться постоянно, дух не будет иметь основы для сублимации, алхимический элемент не будет полным, и золотой эликсир нельзя будет произвести". Потому что эта полость (за межбровьем) является основой духовной стабильности и центром всех вещей, не имеющая ни снаружи, ни внутри ничего, что можно было бы удержать путем внимания (то есть за счет ума), или увидеть бездумно (бессознательно), потому что быть внимательным к этому — значит быть связанным с видимым, а быть бездумным (бессознательным) — значит идти к относительной пустоте. Тогда какой же тип тренировки надо пройти, чтобы реализовать это? Правильный метод заключается в следующем: надо закрыть оба глаза, успокоить сердце (ум), так чтобы можно было бы удержать полость духа (цзы цяо) до тех пор, пока не появится свет сущностной природы. Это и будет подтверждением правильности метода.

Ученик должен закрыть рот и касаться нёба языком, чтобы сделать неподвижными дух и жизненность. Если концентрация внимания правильная, таким же будет сердце между небом (голова) и землей (низ живота). Если дух чист, Великий Предел (Тай цзи) будет правильно осознан. Если будет достигнуто безмыслие, то это приведет со временем к состоянию ясности и чистоты. В полной пустоте (отсутствии чувственных данных) и в предельной тишине возникает белый свет, чтобы осветить пустое сердце (сюй ши) и тогда золотой механизм даст вспышки света. Для вас само собой прояснится сердце (сознание) Неба и Земли (мира).

глава i. установление духа в его исходной полости - student2.ru

Вопрос: Все школы рекомендуют закрыть рот и языком касаться нёба. Некоторые также советуют поднимать язык к нёбу на выдохе и опускать его на вдохе; они называют язык ключом. Правильно ли это?

Ответ: Все это учит мирян правильно вести себя по-земному для того, чтобы побудить их позднее стремиться к бессмертию, это не имеет ничего общего с исканием сущностной природы и вечной жизни.

Эти подъемы и опускания воздуха служат только для восстановления воспроизводящей силы и для укрепления мозга, когда человек делается старым. Потому что большинство людей предаются страстям и сексуальным наслаждениям, укорачивая тем самым срок своей жизни. Они причиняют таким поведением вред жизненности Отсюда следует это учение, направленное на сохранение воспроизводящей силы (цзин) и укрепление низа живота, целью чего является сохранение положительного начала, восстановления сил (то есть омоложение).

Посему, ищущие бессмертия должны начать с практики и метода сохранения воспроизводящей силы путем укрепления низа живота

Мой наставник Ляо Кун сказал: "Полость Небесного водоема (тянь ни сюэ) лежит в нёбе. Из-за того, что она связана с мозгом наверху, она позволяет жизненности протекать вниз и растекаться. Таким образом, язык поднимают, создавая условия для того, чтобы через волосы образовался мост, по которому истинная жизненность[18] опускалась бы через полость сюань ин (Таинственная тропа в канале зачатья позади Небесного водоема в нёбе), к центру нижнего дань тяня, где она сохраняется для алхимических целей".

Итак, если кончик языка касается нёба, тогда жизненность будет накапливать впереди исходной полости духа (цзы цяо), за межбровьем, которая легко становится объектом созерцания, всегда видимым глазами (когда они закрыты и повернуты назад); всегда слышимым ушами (когда они прислушиваются к нему); всегда ощущаемым языком, который поддерживает его и к которому всегда устремлены мысли. Поэтому всегда следует концентрироваться на этой исходной полости духа, независимо от того ходит ли ученик, стоит ли, сидит или откидывается назад. Вдруг сердце внезапно становится чистым, а душа возвышенной, побуждая жизненность переполняться через край, а тело — делаться крепким. В этой бескрайней тишине, свободной от мыслей и чувств, ученик полностью проснется в своей основной сущности для пустоты, которая на самом деле не является пустотой. Когда этот этап достигнут, его жизненность разовьется дальше, его знание увеличится и его духовность станет всеобъемлющей.

Неожиданная вспышка реального положительного начала кажется приоткрывающей Таинственный затвор (сюань гуань). Поэтому мой наставник Цяо Цяо сказал: "Таинственный затвор не имеет фиксированного положения. Его путем является центральный проход (см. рис. 5), образуемый каналом Р-М, который связывает центр мозга с сердцем, и пронизывающим каналом М-А, который проходит через Хуан Тин или Желтый Чертог центра солнечного сплетения".

глава i. установление духа в его исходной полости - student2.ru

Если кончик языка не прижат к Небесному водоему, жизненность не потечет в нижний дань тянь, и врожденное дыхание истощится. Это бессмертное дыхание совершенного человека (чжэнь жэнь).

Вопрос: Я только приступил к изучению даосской медитации и еще не способен делать различие между истинными и ложными методами. Не могли бы вы просветить меня в этом вопросе?

Ответ: В вашей практике крайне важно делать различие между правильным и ложным. Истинное Дао — это врожденные дух и жизненность. Дух является (сущностной) природой, а жизненность — (вечной) жизнью, которая является воспроизводящей силой. Таким образом жизненность заложена в воспроизводящей силе.

Патриарх Лю сказал: "Если исходная полость духовности (за межбровьем) является непрерывным объектом концентрации, то жизненная сила будет сама развиваться, порождая истинную жизненность, которая свяжется с основной жизнью в нижнем дань тяне у создавая золотой эликсир (цзинь дань)".

Патриарх опасался, что ученики могут не знать правильной методики при проявлении жизненности и поэтому могут позволить ей уйти через половой канал (ян гуань) для создания потомства. Когда воспроизводящая сила опустилась на полпути в канале, тогда, если ученик получил правильные указания от знающего наставника, он сможет повернуть ее обратно и использовать для приготовления золотого эликсира бессмертия.

Вообще мы знаем, что воспроизводящая сила стремится утечь прочь. Поэтому, если половой орган напрягается и пенис стоит во время сна, то очень важно вдыхать и выдыхать, чтобы собрать алхимический элемент.

Мой брат Чжао Гуй сказал: "Когда воспроизводящая сила близка к тому, чтобы вытечь, если смертный затвор (шэн сы цяо в основании пениса) не закрыт нажатием пальца на него, она пройдет через него, превратится в половую жидкость и вытечет наружу. Эта воспроизводящая сила делается спермой, если она вытекает обычным мирским путем, но она преобразуется в жизненность, если ее повернуть назад и сублимировать на микрокосмическом круге".

Поэтому ученик, встретив учителя, должен первым делом спросить его относительно правильного метода и узнать у него, не состоит ли этот метод в собирании окружающего воздуха для превращения его в алхимический элемент.

Если учитель отрицает это и говорит, что его метод заключается в возвращении обратно потока воспроизводящей силы для того, чтобы укреплять тело так, чтобы восстановить его до исходного состояния, предшествовавшего половой зрелости, и достичь того, чтобы пенис не стоял во время сна и был втянут, тогда его метод можно считать подлинным.

Что касается алхимического элемента, то если ученик бессознательно накапливает его, тогда он является врожденным микрокосмическим элементом, но если он умышленно делает это, тогда он будет иллюзорным элементом, который ведет только к провалу.

глава i. установление духа в его исходной полости - student2.ru

Наши рекомендации