Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
В результате крупных производственных аварий, катастроф на радиационно и химически опасных объектах, при перевозке АХОВ железнодорожным и автомобильным транспортом местность, здания, сооружения, транспорт, различное имущество и оборудование могут оказаться зараженными радиоактивными, опасными химическими веществами и бактериальными средствами. Для исключения возможности дальнейшего поражения людей специальные формирования гражданской обороны, располагающие машинами, приборами и другими средствами, проводят специальную обработку, которая может быть полной или частичной.
Полная обработка проводится с целью обеспечения возможности выполнять работы без средств защиты кожи и органов дыхания. Частичная обработка должна обеспечить возможность действовать без средств защиты кожи при соприкосновении с обеззараженными частями транспортных средств, техники и других поверхностей. Специальная обработка включает обеззараживание различных поверхностей и санитарную обработку личного состава формирований и населения. Обеззараживание транспортных средств и техники проводится на пунктах специальной обработки (ПуСО), развертываемых на базе предприятий автосервиса и других организаций по ремонту транспортных средств. Санитарная обработка личного состава формирований и населения осуществляется в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках, развертываемых в полевых условиях с применением подвижных дезинфекционно-душевых установок. Если формирования действуют совместно с подразделениями частей ГО, специальная обработка формирований и населения может проводиться на пунктах специальной обработки, развертываемых воинскими частями ГО. Обеззараживание — выполнение работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции зараженных поверхностей.
Дезактивация— удаление радиоактивных веществ с отдельных участков местности, зараженных поверхностей транспортных средств и техники, зданий и сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты, а также из воды. Она проводится в тех случаях, когда степень заражения превышает допустимые пределы.
Дезактивация подразделяется на частичную и полную и проводится в основном двумя способами — механическим и физико-химическим. Механический способ - это удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей щетками и другими подручными средствами, вытряхиванием, выколачиванием одежды, обмыванием струей воды и т.д.
Этот способ наиболее доступен и может быть использован сразу после выхода с зараженной территории. Однако при тесном контакте радиоактивных веществ с поверхностью многих материалов силы сцепления настолько сильны, что дезактивация только механическим способом будет малоэффективна. Поэтому наиболее предпочтительным представляется применение физико-химического способа, основанного на применении растворов специальных препаратов, повышающих эффективность смывания радиоактивных веществ. Для проведения дезактивации используется вода вместе со специальными препаратами, повышающими эффективность смывания радиоактивных веществ. Это поверхностно-активные и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи. К первым относятся порошок СФ-2 и препараты ОП-7, ОП-10; ко вторым — фосфаты натрия, трилон Б, щавелевая и лимонная кислоты, соли этих кислот. Для получения раствора порошок добавляют в воду небольшими порциями при постоянном перемешивании. Дезактивацию транспортных средств и техники проводят с применением 0,15%-ного раствора СФ-2 в воде (летом) или аммиачной воде, содержащей 20—24% аммиака (зимой). Препараты ОП-7 и ОП-10 применяют как составную часть дезактивирующих растворов, предназначенных для обработки поверхностей зданий, сооружений и оборудования.
Дезактивация транспортных средств и техники осуществляется при их заражении 200 мР/ч и более. Она проводится смыванием струей воды под давлением 2-3 атм. или обработкой дезактивирующими растворами, протиранием ветошью, смоченной в бензине, керосине, дизельном топливе, а также обработкой газокапельным потоком. Для дезактивации зданий и сооружений также используется вода. Обмыв обычно ведется сверху вниз начиная с крыши. Особо тщательно обмываются окна, двери, карнизы и нижние этажи здания. Для предохранения от попадания зараженной воды во внутренние помещения закрываются двери, окна, вентиляционные отверстия и т.д. При дезактивации внутренние помещения и рабочие места обмывают растворами или водой, обметают вениками и щетками, используют пылесосы, а также протирают. Начинают обработку с потолка. Потолок, стены, станки и оборудование пылесосят, протирают влажными тряпками, пол моют теплой водой с мылом или 2—3%-ным содовым раствором. Радиоактивное заражение внутри помещения не должно превышать 90мР/ч.
При дезактивации участков территории, имеющих твердое покрытие (асфальт, бетон), радиоактивная пыль смывается струей воды под большим давлением с помощью поливомоечных машин или сметается подметально-уборочными машинами. Для участков территории, не имеющих твердого покрытия, используются следующие способы дезактивации:
· срезание зараженного слоя грунта толщиной 5—10 см дорожными машинами (бульдозерами, грейдерами);
· засыпка зараженных участков территории слоем незараженного грунта толщиной 8—10 см;
· перепахивание зараженной территории тракторными плугами на глубину до 20 см;
· устройство настилов для проездов и проходов по зараженной территории;
· уборка снега (снимается верхний слой снега толщиной до
20 см) и скалывание льда.
Дезактивация воды проводится фильтрованием, перегонкой, отстаиванием, а также с помощью ионообменных смол. В емкость для фильтрования добавляются коагулянты — соли алюминия и железа. Однако радиоактивные вещества, растворяемые в воде, задерживаются фильтром лишь частично, поэтому для их удаления используют специальные фильтры с ионообменными смолами, которые обладают свойством задерживать радиоактивные ионы. Дезактивация воды путем отстаивания представляется наиболее доступным методом, но этот процесс протекает очень медленно. Ускорить его можно применением коагулянтов или мелкого сухого порошка из обычной глины. Колодцы дезактивируются путем многократного откачивания из них воды и удаления грунта со дна, а прилегающий участок местности в радиусе 15—20 м — путем снятия слоя грунта толщиной 5—10 см с последующей засыпкой участка незараженным песком.Продовольствие и пищевое сырье дезактивируются путем обработки или замены зараженной тары, а незатаренные продукты— путем снятия зараженного слоя. Зараженная готовая пища и хлеб уничтожаются.
Дегазация— уничтожение сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, доведение их до нетоксичных продуктов или удаление их с поверхностей таким образом, чтобы степень зараженности снизилась до допустимых норм или исчезла полностью. Способы дегазации различны, но чаще всего используются три: механический, физический и химический.
Механические способы подразумевают удаление АХОВ с местности, предметов или изоляцию зараженного слоя. Например, верхний зараженный слой грунта, срезается и вывозится в специально отведенные места для захоронения или же засыпается песком, землей, гравием, щебнем.
Физические способы заключаются в обработке зараженных предметов и материалов горячим воздухом, водяным паром. Однако при использовании первых двух методов отравляющие вещества как таковые не разрушаются, а только удаляются с зараженных предметов, что в значительной мере не решает проблемы.
В этом плане наиболее совершенны химические методы дегазации, в результате использования которых происходит полное уничтожение ядовитых и отравляющих веществ путем их разложения и переводом в другие нетоксичные соединения с помощью специальных растворов. Для этого применяют дегазирующие вещества окислительно-хлорирующего действия (гипохлориты, хлорамины) и щелочные (едкие щелочи, соду, аммиак, соли аммония и др.). В качестве растворителей используется вода и некоторые жидкие органические соединения (дихлорэтан, трихлорэтан, бензин). Довольно часто применяются специальные дегазирующие растворы №1 и № 2. Если такие растворы отсутствуют, можно использовать местные дегазирующие материалы: промышленные отходы щелочного характера, водные взвеси гашеной и негашеной извести, известковые отходы (шламы) целлюлозно-бумажной, карбидной и других отраслей, содержащие окиси и гидроокиси кальция. При разливе АХОВ на грунт применяются механический и химический методы дегазации.
Дегазация одежды, обуви, белья, предметов домашнего обихода из различных тканей проводится самыми разнообразными способами (проветриванием, кипячением, обработкой водяным паром) в зависимости от характера заражения и свойств материала, из которого изготовлены эти предметы.
Проветриванием дегазируют одежду, обувь, предметы домашнего обихода на открытых, хорошо продуваемых площадках, расположенных вдали от жилых помещений.
Кипячением дегазируют предметы, которые не портятся от этого способа: хлопчатобумажные, льняные, полушерстяные ткани, резиновые и металлические изделия, стекло, фарфор. Вещи из резины, металла, фарфора, стекла обеззараживают кипячением в щелочной воде в течение 1—1,5 часов. После кипячения их промывают горячей водой с мылом, протирают и проветривают. Хлопчатобумажные, льняные и полушерстяные ткани кипятят в течение 1,5 часов в 2%-ном содовом растворе, а затем стирают в воде с мылом.
Горячим воздухом обрабатывают меховую одежду, кожаную обувь и другие предметы, которые не могут дегазироваться кипячением или иными способами.Основные работы по дегазации одежды, обуви выполняются на станциях обеззараживания одежды (СОО), которые создаются на базе прачечных, санпропускников, душевых.
Дезинфекция — уничтожение во внешней среде возбудителей заразных заболеваний. Существует три вида дезинфекции: профилактическая, текущая и заключительная.
Профилактическая — проводится постоянно до возникновения заболеваний среди населения и подразумевает выполнение обычных гигиенических приемов (мытье рук и посуды, стирка белья, помывка в бане, ванне, влажная уборка помещений). Текущая дезинфекция предусматривает целый комплекс противоэпидемических мероприятий при многих инфекционных заболеваниях и заключается в выполнении санитарно-гигиенических правил и проведении обеззараживания различных объектов внешней среды, а также выделений больного человека (фекалий, мочи, мокрот). Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного или после его смерти и служит тем же целям.
Дезинфекция может проводиться химическим, физическим, механическим и комбинированным способами. Физический метод — это воздействие высоких температур на возбудителя болезни (кипячение, обработка ткани горячим утюгом). Основным и самым надежным способом дезинфекции представляется комбинированный, когда разрушение болезнетворных микробов и их токсинов производится сочетанием воздействия химических веществ и высокой температуры раствора. Чаще всего применяются хлорсодержащие препараты (хлорная известь, монохлорамин, ДТС-ГК), лизол, карболовая кислота. Так как в повседневной жизни наиболее часто встречаются кишечные инфекции и респираторные заболевания верхних дыхательных путей, рассмотрим наиболее доступные способы их предотвращения.
Для предупреждения распространения инфекционного заболевания обеззараживанию с помощью химических веществ в обязательном порядке подвергаются: выделения инфекционных больных, белье, пищевые остатки, посуда для еды и питья, мебель, постельные принадлежности, игрушки, предметы ухода за больным, кровати, полы, стены, двери, окна.
Для проверки полноты дезактивации и дегазации пользуются дозиметрическими и химическими приборами, а для дезинфекции проводят бактериологические исследования. Тряпки, ветошь, использованные при дезинфекции, надо собрать и сжечь во дворе или на улице.При дезактивации и дезинфекции следует строго соблюдать меры предосторожности. Работать следует в противогазе, противопылевой тканевой маске или респираторе. Поверх рабочего комбинезона необходимо надеть накидку, плащ из полиэтиленового или прорезиненного материала; на ноги - резиновые сапоги или боты, а на руки — плотные перчатки. Средства защиты можно снимать только по разрешению командира команды в специально отведенных местах, где исключается возможность заражения. О плохом самочувствии или сильном заражении (повреждении) средств защиты надо немедленно доложить старшему. В зоне заражения категорически запрещается пить воду и принимать пищу, садиться и облокачиваться на зараженные предметы, прислоняться к ним и поднимать их.
Окончив работу, все участвовавшие в ней должны обязательно пройти полную санитарную обработку.
Санитарная обработка — комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава формирований и населения радиоактивными, опасными химическими веществами или бактериальными средствами — составная часть специальной обработки. Своевременно и качественно проведенная санитарная обработка: обеззараживание поверхности тела и наружных слизистых оболочек, одежды и обуви — значительно снижает возможность поражения людей, находившихся в зонах заражения, и во многом предотвращают распространение инфекции за пределы зоны бактериологического (биологического) заражения. В зависимости от условий, наличия времени и средств санитарная обработка может быть частичной или полной.
Под частичной санитарной обработкой подразумевается механическая очистка и обработка открытых участков кожи, наружных поверхностей одежды, обуви, средств индивидуальной защиты или протирание их с помощью индивидуальных противохимических пакетов. Она проводится в зоне заражения или сразу после выхода из нее, носит характер временной меры и преследует цель предотвратить опасность вторичного инфицирования людей. Поскольку частичная дезактивация и санитарная обработка не гарантируют полного удаления радиоактивных веществ, то после ее проведения все граждане обязательно подвергаются дозиметрическому контролю. Если окажется, что радиоактивное заражение одежды и тела выше нормы, частичную обработку повторяют или проводят полную санитарную обработку.
Полная санитарная обработка — обеззараживание тела человека дезинфицирующей рецептурой, обмывка людей со сменой белья и одежды, дезинфекция снятой одежды. Цель обработки — полное обеззараживание от радиоактивных, опасных химических веществ и бактериальных средств одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, поверхности тела и слизистых оболочек. Проводится на разворачиваемых для этой цели стационарных обмывочных пунктах (СОП) и специальных площадках. Все обмывочные пункты развертываются по одной схеме, в соответствии с которой предусмотрены следующие помещения (в порядке последовательности прохождения санитарной обработки): регулировочный пост, площадка орошения верхней одежды и обуви, раздевальня, обмывочная, одевальня, а также вспомогательные помещения для хранения мешков с зараженной одеждой, обменного фонда одежды и обуви, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комната личного состава обмывочного пункта,
358 Гл. П. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
хозяйственная кладовая, туалет. Помещения обмывочных пунктов должны строго разделяться на "грязную" и "чистую" половины. К грязной относятся регулировочный пост, площадка орошения, раздевальня, обмывочная, склад для хранения зараженной одежды.
Перед входом в раздевальное помещение снимаются средства защиты кожи и верхняя одежда. Дезинфицирующим раствором (2%-ным раствором хлорамина, 3%-ным раствором перекиси водорода или пергидроля) смачиваются волосы и протираются кожные покровы тела.
Зараженную одежду, обувь и средства защиты обслуживающий персонал СОПа переносит в отделение обеззараживания для обработки.
После помывки люди проходят в одевальное отделение, где проводится обработка слизистых оболочек глаз, носа и полости рта. Здесь же выдаются одежда и обувь (после обеззараживания или из обменного фонда) и средства защиты органов дыхания.
Документы и деньги обеззараживаются в полиэтиленовых мешках специальной газовой смесью, состоящей из окиси этилена и бромистого метила, при комнатной температуре.
Своевременно проведенные частичная и полная санитарная обработка и обеззараживание одежды, обуви, белья и средств защиты могут полностью предотвратить или значительно снизить степень поражения.
ГЛАВА 18
Правовые, нормативно-технические
и организационные основы обеспечения
безопасности жизнедеятельности
18.1. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды
Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования природных ресурсов, а также среды существования жизни. Организация Объединенных Наций в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа подхода к охране природы.
1. Государствам следует ввести эффективное законодатель
ство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные
с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приори
теты должны отражать реальную ситуацию в области охраны
окружающей среды и ее развития, в которой они будут реали-
зовываться.
2. Государство должно разработать национальное законо
дательство, касающееся ответственности за загрязнение окру
жающей среды и нанесение другого экологического ущерба и
компенсации тем, кто пострадал от этого.
Переход России на рыночные отношения, ее интеграция в мировое сообщество создали соответствующий социально-экономический и экологический фон, обусловивший необходимость формирования системы законодательства в области охраны природы, промышленной безопасности, предупреждения чрезвы-
360 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
чайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от последствий аварий и катастроф. Процесс создания такой системы продолжается.
Наряду с внутренними (национальными) факторами на создание системы правовых мер по обеспечению технической безопасности оказывают влияние факторы внешнего, международного порядка. Россия живет не в изолированном мире и при разработке собственных правовых документов должна трансформировать свои международные обязательства в нормы национального права.
Таким образом, необходимо учитывать многие международные документы, например Лондонскую директиву по обмену информацией о химикатах в международной торговле, принятую в 1987 г. международной организацией ЮНЕП, выполняющей программу ООН по окружающей среде. В частности, в нее включено требование о предварительном получении согласия официальных органов импортирующей страны на ввоз того или иного химиката, запрещенного или ограниченного к употреблению в быту в стране-экспортере. Это требование касается в основном пестицидов и промышленных химикатов для бытовых целей.
В 1989 г. ЮНЕП приняла Базельскую Конвенцию по контролю (уничтожению) опасных отходов и их перемещению через границы.
Конвенция предусматривает:
1) образование опасных отходов и их перемещение через границу
должно быть сведено к минимуму, опасные отходы должны унич
тожаться как можно ближе к источнику их образования;
2) страна-экспортер опасных отходов не должна разрешать их
провоз, пока не получит от страны-импортера письменно
го согласия на ввоз или транзит, базирующегося на забла
говременной исчерпывающей информации от экспортера
об опасности отходов;
3) каждое государство имеет право запретить ввоз или транзит
опасных отходов;
4) если ввезенные в страну в полном соответствии с требова
ниями конвенции опасные отходы не могут быть в ней унич
тожены или обезврежены экологически безопасным спосо
бом, страна-экспортер обязана вывезти эти опасные отходы;
5) нелегальная перевозка опасных отходов является преступ
лением.
18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды
Европейское Экономическое Сообщество еще в 1982 г. приняло так называемую "Директиву по Севезо" "О предупреждении крупных аварий". Поводом для ее принятия послужили два события: авария 7 ноября 1975 г. на химических предприятиях в г. Беек (Нидерланды) и взрыв паров пропилена и выброс диоксина в г. Севезо (Италия) 10 июля 1976 г., который привел к заражению 18, кв. км территории и к необходимости эвакуации из этой зоны 220 тыс. человек. Выброшенный в количестве около 2 кг продукт содержал до 700 смертельных доз. Зараженные сельхозугодия не использовались в течение нескольких лет.
Директива по Севезо предписывала ряд мер по предотвращению перерастания промышленной аварии в катастрофу, предлагала рекомендации по методике ликвидации химических инцидентов. Она оказала значительное влияние на последующую деятельность стран ЕЭС в области промышленной безопасности. Положения Директивы вошли в качестве составной части в законы ряда стран о регулировании обращения с опасными материалами.
Характерно, что принятие целого ряда документов в этом направлении произошло после глобальной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Так, например, 6 сентября 1986 г. генеральная конференция МАГАТЭ приняла два очень важных для безопасности документа: Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенцию о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации.
В дальнейшем, 8 февраля 1987 г., была принята Конвенция о физической защите ядерных материалов и 3 марта 1996 г. — Конвенция о ядерной безопасности.
В целом существует значительный пакет международных документов по обеспечению технической безопасности.
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в ст. 29 предписывает: "Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров РФ".
Учет мирового опыта правового регулирования отношений по обеспечению безопасности в промышленности, на транс-
362 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
порте, в окружающей среде, создание мер безопасности, совместимых с мировыми, являются прогрессивной тенденцией развития законодательства о безопасности в Российской Федерации.
К нормативно-правовым актам относятся: федеральные законы; указы и распоряжения президента РФ; постановления и распоряжения правительства РФ; постановления и распоряжения органов власти субъектов РФ; международные договора, соглашения, конвенции, протоколы, под которыми стоит подпись Российской Федерации, если они ратифицированы.
К нормативным документам относятся: стандарты; нормы и правила; положения, указания, директивы, инструкции, постановления, руководства; методики.
Основу для отечественного нормотворчества заложила Конституция РФ, принятая в 1993 г., ст. 42 которой гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".
, Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.
19 декабря 1991 г. был принят Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", который определил пути разрешения противоречий, возникших к этому времени между экологией и экономикой. Он является основным экологическим законом России. В 2001 г. Государственной Думой этот закон был переработан с учетом новых экономико-правовых отношений, складывающихся в России, и 10 января 2002 г. он вступил в силу как Федеральный закон №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды
В нем определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие:
— сбалансированное решение социально-экономических
задач;
— сохранение благоприятной окружающей среды, биологи
ческого разнообразия и природных ресурсов в целях удов
летворения потребностей нынешнего и будущих поколений,
укрепления правопорядка в области охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности.
Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Этот документ возглавляет систему экологического законодательства, т.е. в вопросах охраны природной среды нормы других правовых основ не должны противоречить данному закону.
Центральная тема закона — человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ст. 11 гласит; "Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде".
Вместе с правами в п. 3 ст. 11 определяются и обязанности. Граждане Российской Федерации обязаны: "Сохранять природу и окружающую среду, соблюдать требования природоохранительного законодательства; бережно относиться к природе и природным богатствам"
Закон закрепляет механизм оценки воздействия на окружающую среду, а также обязательств государственной экологической экспертизы; устанавливает полномочия природоохранных органов по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологи-
364 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиэ-ности
18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды
ческие правонарушения; определяет порядок возмещения вреда природной среде и здоровью человека, подчеркивает необходимость экологического образования и воспитания, привития экологической культуры.
Эффективность этого механизма зависит от уровня организационной деятельности органов надзора и контроля по охране природной среды, материального и технического обеспечения природоохранных мероприятий, исполнительской дисциплины, а в конечном итоге — от состояния экологической культуры в обществе.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место.
Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в деле охраны окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемио-
логическом благополучии населения". В нем определены полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. В ст. 2 отмечается, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
— профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-
эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
— сертификации продукции, работ и услуг, представляющих
потенциальную опасность для человека;
— лицензирования видов деятельности, представляющих по
тенциальную опасность для человека;
— государственной регистрации потенциально опасных для
человека химических и биологических веществ, отдельных
видов продукции, радиоактивных веществ, отходов про
изводства и потребления, а также впервые ввозимых на
территорию Российской Федерации отдельных видов про
дукции;
— мер по своевременному информированию населения о воз
никновении инфекционных заболеваний, массовых неин
фекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды
обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятиях;
— мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения
и пропаганде здорового образа жизни;
— мер по привлечению к ответственности за нарушение зако
нодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ст. 8 гласит, что граждане имеют право на:
— благоприятную среду обитания, факторы которой не ока
зывают вредного воздействия на человека;
— получение в органах государственной власти, органах мест
ного самоуправления, органах и учреждениях государственной
санитарно-эпидемиологической службы РФ информации
о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии
среды обитания, качестве и безопасности продукции про
изводственно-технического назначения, пищевых продук-
366 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обет, без-ти жиз-,
тов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальнс опасности для.здоровья человека выполняемых работ оказываемых услуг,
— осуществление общественного контроля за выполнением?!
санитарных правил;
— возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здо-
ровью или имуществу вследствие нарушения другими гражда-
нами, индивидуальными предпринимателями и юридичес-
кими лицами санитарного законодательства, а также при 1
осуществлении санитарно-противоэпидемических (профи-
лактических) мероприятий в порядке, установленном за- |
конодательством Российской Федерации.
В законе также устанавливается, что граждане обязаны:
— выполнять требования санитарного законодательства, а
также постановлений, предписаний и санитарно-эпидеми
ологических заключений должностных лиц, осуществляю
щих санитарно-эпидемиологический надзор;
— заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обу
чении своих детей;
— не осуществлять действий, влекущих за собой нарушения
прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную
среду обитания.
В 1998 г. был принят Градостроительный кодекс РФ, который регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.
Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Кодекс определяет также основные направления в градостроительной деятельности с целью экологически безопас-
18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды
ного развития городов, рационального природопользования, охраны природы.
Разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека. ,
При разработке градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку градостроительной документации.
В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве.
Для зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия территорий субъектов Российской Федерации, территориально-производственных комплексов, городов — крупных промышленных центров — и отдельных промышленных комплексов разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила.
Территории, загрязненные химическими и биологическими веществами, вредными микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами в количествах свыше предельно допустимых уровней, в случае если проживание населения и осуществление хозяйственной и иной деятельности на таких территориях создают угрозу здоровью человека, подлежат консервации и специальной обработке в порядке, установленном законодательством РФ об охране окружающей среды.
368 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное назначение.
В случае если государственные или иные общественные рнтересы требуют осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях, неблагополучных в экологическом отношении, допускается временное проживание населения на таких территориях с установлением особого регулирования градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией.
Кроме названных законов правовые вопросы природопользования регламентируются также Гражданским, Земельным и Водным кодексами Российской Федерации, Законом РФ "О животном мире", соответствующими нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В качестве примера рассмотрим правовые основы атмосферного воздуха, правовые режимы водо- и недропользования, а также правовую основу охраны земель.
Основной законодательный акт, наиболее полно регулирующий общественные отношения в области состояния воздушной среды, — закон "Об охране атмосферного воздуха". В нем изложены основные положения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.
В этом законодательном акте подробно изложены вопросы нормирования ПДК загрязняющих веществ в атмосфере, предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду, климат. Ряд разделов посвящен государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан за нарушение воздухоохранного законодательства.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то государственными межведомственными органами. Его основная задача — обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, предпри-
18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды 369
ятиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований воздухоохранного законодательства.
Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах в лечебно-оздоровительных местах и курортах. Общие экологические требования к водопользованию отражены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.
Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращения вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена глава 11 Водного кодекса РФ, в которой изложены общие требования к охране водных объектов, сведения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны. Подчеркивается, что при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. При проведении хозяйственной деятельности необходимо учитывать ее влияние на состояние водных объектов и окружающей природной среды в целом.
Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, создаются водоохранные зоны. Это территории, примыкающие к акватории водного объекта, на которых устанавливается специальный режим использования и охраны водных ресурсов, а также осуществления иной хозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной охраны, чрезвы-
370Гл. 18. Правовые,- нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
чайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах. К последним относятся такие объекты, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.
Правовая охрана почв и земельных ресурсов Российской Федерации осуществляется в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В результате основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного их изъятия из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также направленных на восстановление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.
Правовые основы землепользования в нашей стране раскрываются также в Земельном кодексе и Законе РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в ряде Указов Президента РФ.
В перечисленных документах, в частности, указывается, что собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют рациональную организацию используемой территории, восстановление и повышение плодородия почв, защиту земель от различных процессов разрушения и др. Для обеспечения соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель в Российской Федерации создана Единая система государственного контроля, в которой наряду с головным земельным контролем сочетаются и другие виды контроля — экологический, санитарно-эпидемиологический, архитектурно-строительный.
Правовой режим недропользования основан на положениях Конституции РФ, законах РФ "О недрах" и "Об охране окружающей среды", а также на ряде указов и распоряжений