Ведение боевых действий газодымозащитниками при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов

Большая протяженность эскалаторных и путевых тоннелей, проложенных на большой глубине, вызывает необходимость постоянного и длительного использования личным составом ГПС изолирующих противогазов, средств освещения и средств связи.

При тушении пожара в подземном сооружении метрополитена разведку и другие боевые действия проводят одновременно несколькими звеньями ГДЗС. В состав каждого звена ГДЗС должно входить не менее 5 газодымозащитников. Командирами

звеньев ГДЗС назначаются опытные сотрудники ГПС из числа лиц среднего или старшего начальствующего состава. При этом целесообразно в составе звеньев и отделений ГДЗС иметь представителей пожарной охраны метрополитена, хорошо знающих планировку сооружений. Разведку проводят как со стороны аварийной станции, так и со стороны соседних (смежных) станций.

Для поиска, спасания и оказания помощи потерпевшим направляются отделения

ГДЗС. Для прокладки рукавных линий и подачи стволов РТП организовывает водоподающие и оперативные группы, каждая из которых должна состоять не менее чем из 5 газодымозащитников (водоподающие группы осуществляют прокладку магистральных рукавных линий до разветвлений; оперативные группы осуществляют прокладку рабочих рукавных линий от разветвлений до боевых позиций).

Для ВБД в подземных сооружениях метрополитенов (путевые тоннели, тупики, совмещенные тяговопонизительные подстанции и др.) целесообразно использовать КИП со сроком защитного действия 4 часа. Допускается использование ДАСВ со сроком защитного действия 2 часа для проведения работ в тоннелях на расстоянии, как правило, не более 200 м от станции. При этом необходимо иметь запасные кислородные баллоны и регенеративные патроны.

Звенья ГДЗС, помимо средств связи, индивидуальной защиты, освещения, страховки и инструмента, оснащаются средствами громкоговорящего оповещения (для предупреждения паники) и резервными аппаратами защиты органов дыхания.

Сложные условия тушения пожаров в сооружениях метрополитена могут потребовать частой замены личного состава ГДЗС. Это необходимо учитывать при

определении продолжительности работы звеньев ГДЗС и создании резерва газодымозащитников. Оценка времени возможного пребывания в подземных сооружениях производится с учетом данных по расходу кислорода, необходимого на проведение отдельных видов работ.

Резервные звенья ГДЗС, запас кислородных баллонов, регенеративных патронов, СИЗОД, приборов освещения и т.п. располагаются на постах безопасности ГДЗС. Резервные звенья должны быть в полной боевой готовности для оказания экстренной помощи газодымозащитникам, находящимся в непригодной для дыхания среде.

В зависимости от обстановки, посты безопасности ГДЗС должны располагаться как можно ближе к месту пожара. При проведении работ в задымленной атмосфере на станциях, в тоннеле посты безопасности ГДЗС создаются по направлению свежего вентиляционного потока. Постовые на постах безопасности должны поддерживать непрерывную двустороннюю связь с командирами звеньев ГДЗС и оперативным штабом, используя сигнально-переговорные устройства, радиостанции, спасательные веревки.

В ходе ВБД при пожаре в подземном сооружении метрополитена создается КПП ГДЗС. При организации тушения пожара целесообразно действовать согласно структурной схеме управления подразделениями, представленной на рис.3.1.

В ходе тушения пожара в подземном сооружении метрополитена определяются границы зоны задымления, устанавливается направление удаления дыма и способы снижения температуры, определяется возможность использования внутреннего противопожарного водопровода, специальных устройств и систем вентиляции для предотвращения распространения огня и продуктов горения. При пожаре необходимо предотвратить задымление путей эвакуации и прежде всего эскалаторного тоннеля. В зависимости от места возникновения пожара это осуществляется соответствующим управлением работой вентиляционных установок метрополитена.

В случае пожара в любом помещении в пределах станции или в поезде, находящемся у платформы станции, необходимо создать такой режим вентиляции, при котором воздушный поток в эскалаторном тоннеле будет направлен сверху вниз.

В случае пожара в путевом тоннеле (на перегоне) режим работы вентиляции должен обеспечить воздушные потоки, направленные от станционных вентиляционных шахт к перегонной.

Если очаг пожара находится в любом из вагонов поезда, кроме крайних, и люди будут эвакуироваться в разные стороны от поезда, то невозможно создать такой режим вентиляции, при котором свежие вентиляционные струи были бы направлены навстречу обоим потокам. Поэтому в этом случае поездная бригада должна направить людей навстречу свежей вентиляционной струе. Создаваемый на момент возникновения пожара режим вентиляции должен поддерживаться до окончания спасательных работ, т.е. до выхода всех пассажиров на станцию.

При возникновении пожара в крайних (первом или последнем) вагонах поезда, который остановился в путевом тоннеле на перегоне и не может продолжать движение, необходимо, чтобы воздушные потоки препятствовали распространению огня вдоль поезда.

При пожаре РТП, начальник ОШ совместно с представителями электромеханической службы метрополитена определяют и организовывают необходимый аварийный режим работы вентиляции в зависимости от места возникновения пожара.

При недостаточно эффективной работе вентиляционных установок во время пожара применяют дымососы и автомобили дымоудаления, а также перемычки из брезента для изоляции распространения дыма. При этом вентилятор необходимо устанавливать таким образом, чтобы диффузор его подходил вплотную к дверным проемам вестибюля. В этом случае воздух от вентилятора будет непосредственно подаваться в вестибюль, а скорость воздушного потока в эскалаторном тоннеле увеличится не меньше чем в 2 раза.

Если нет возможности установить диффузор вентилятора вплотную к дверям вестибюля, воздух от вентилятора в вестибюль можно подать через мягкий рукав, однако при этом эффективность применения вентилятора значительно снижается.

Наши рекомендации