Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников
Обязательная литература.
1. Губський Ю.І. Біологічна хімія. – Київ – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – С.201-213, 231-233
2. Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко.-Донецк,2000.-С. 104-147.
3. Лекции по биохимии.
4. Граф логической структуры (Приложение 1).
5. Инструкция к практическому занятию.
Дополнительная литература
1.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.- М.: Медицина,1998.-С. 392-398, 403-404, 381-387
2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.- М.: Медицина,1990.-С. 300-309, 313-316, 443-445
3.Николаев А.Я. Биологическая химия. -М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998.-С. 276 - 279, 281 - 289, 299 - 303.
4. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 159 - 161
Инструкция к практическому занятию «Определение общих липидов в сыворотке крови»
Принцип работы: продукты распада ненасыщенных липидов образуют с реактивом, состоящим из серной, фосфорной кислоты и ванилина, окрашенное соединение. Интенсивность окраски пропорциональна содержанию общих липидов в сыворотке крови.
Материальное обеспечение: сыворотка крови, фосфорнованилиновая смесь, пипетки, пробирки, ФЭК, кюветы.
Ход работы: в пробирку наливают 1 мл сыворотки крови и прибавляют 1 мл фосфорнованилиновой смеси. Тщательно перемешивают и оставляют на 5 минут при комнатной температуре. Интенсивность окраски определяется на ФЭКе с зеленым светофильтром. По калибровочному графику находят содержание общих липидов в пробе и затем рассчитывают их концентрацию в г/л. Нормальное содержание общих липидов в сыворотке крови 3,5-8 г/л.
ВЫВОДЫ:
Подпись преподавателя:
Приложение 1
Граф логической структуры
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «МЕТАБОЛИЗМ ЛИПИДОВ И ЕГО РЕГУЛЯЦИЯ»
Задача 1.В эксперименте показано, что амфифильные свойства фосфолипидов определяют их важную роль в построении биомембран. Какой компонент обусловливает их гидрофильность?
А. Ненасыщеные жирные кислоты
B. Глицерин
С. Этаноламин
D. Насыщенные жирные кислоты
E. Сфингозин
Задача 2.При скармливании животным избытка холестерина, содержащего меченый углерод, большая часть его обнаруживалась в ЛПНП не только в холестерине, но и в холестеридах. Какой компонент холестеридов не содержит метки?
A. Спирты
B. Жирные кислоты
C. Аминокислоты
D. Амины
E. Углеводы
Задача 3.У пациента, страдающего хроническим панкреатитом, развилась стеаторея. Какая причина привела к этому?
A. Гипохлоргидрия
B. Гиперхлоргидрия
C. Авитаминоз жирорастворимых витаминов
D. Нарушение синтеза протеолитических ферментов
E. Нарушение синтеза липазы
Задача 4. Пациенту был назначен препарат желчи для улучшения переваривания жирной пищи. Какие компоненты желчи участвуют в этом процессе?
A. Высшие жирные насыщенные кислоты
B. Холестерин и его эфиры
C. Соли желчных кислот
D. Билирубинглюкурониды
E. Муцин
Задача 5. Расчеты показывают, что при полном окислении глюкозы образуется меньше молекул АТФ, чем при полном окислении высших жирных кислот. Докажите это, определив точно во сколько раз больше образуется молекул АТФ при окислении стеариновой кислоты по сравнению с окислением глюкозы.
А. В 1.5 раза
B. В 2 раза
C. В 3 раза
D. В 4 раза
E. В 5 раз
Задача 6. При исследовании состава миелиновых оболочек нервных волокон крыс были обнаружены цереброзиды. К какому классу липидов они относятся?
A. К глицерофосфолипидам
B. К гликосфинголипидам
C. К триацилглицеридам
D. К стероидам
E. К алифатическим спиртам
Задача 7. Животному ввели глюкозу, меченую по углероду и водороду. Через некоторое время метку обнаружили в пальмитиновой кислоте. Какой метаболит гликолитического распада и в каком количестве используется для образования углеродной цепи этой кислоты?
A. 6 молекул пирувата
B. 4 молекулы сукцинил КоА
C. 5 молекул пирувата
D. 8 молекул ацетил- КоА
E. 10 молекул ацетил КоА
Задача 8. При добавлении в пищу крысам глицерина, содержащего 14С, метка обнаруживается в составе жиров и глицерофосфолипидов, так как в синтезе этих веществ есть общие метаболиты. Назовите их.
A. 1,2-дифосфоглицерид
B. Холин
C. ЦДФ - этаноламин
D. Фосфатидная кислота
E. Метионин
Задача 9. При исследовании липидограммы крови установлено, что у пациента значительно повышено содержание ЛПОНП и ЛПНП. Содержание ЛПВП в норме. Каков прогноз такого анализа для пациента?
A. Предрасположенность к кетозу
B. Угроза жировой дистрофии печени
C. Предрасположенность к ожирению
D. Угроза атеросклероза
E. Возможность развития желчекаменной болезни
Задача 10. При приеме эстрогенов в крови возрастает уровень ЛПВП, что ведет к снижению риска заболевания атеросклерозом. Каков механизм антиатерогенного действия этих липопротеинов?
A. Способствуют всасыванию холестерина в кишечнике
B. Активируют превращение холестерина в желчные кислоты
C. Поставляют тканям холестерин
Д. Извлекают холестерин из тканей
Е. Участвуют в распаде холестерина
Эталоны ответов: 1 – С; 3 - Е; 6 – В; 9 – D
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 5 «МЕТАБОЛИЗМ АМИНОКИСЛОТ. ЭНЗИМОПАТИИ АМИНОКИСЛОТНОГО ОБМЕНА»
Актуальность темы. Белковый обмен занимает особое место в многообразных превращениях веществ, характерных для всех живых организмов. Белки являются основными структурными компонентами органов и тканей, проявляют ферментативную активность, участвуют в регуляции метаболизма, процессах сокращения мышц, транспорте газов и различных биологических веществ, а также в реакциях, обеспечивающих высшим организмам защиту от болезнетворных агентов.
Белки определяют макро- и микроструктуру отдельных субклеточных образований, специфичность клеток, органов и целостного организма, а также динамическое состояние между организмом и окружающей его средой. Белки являются материальным носителем жизни. В основе сохранения постоянства строения и функций организма на протяжении жизни лежит непрерывное самообновление белковых веществ за счет совершения двух противоположных процессов - анаболизма и катаболизма.
Общая цель содержательного модуля «Обмен аминокислот. Энзимопатии аминокислотного обмена»: уметь интерпретировать процессы метаболизма белков в норме и при патологии для последующего использования этих данных в клинике внутренних болезней.
Конкретные цели: Цели исходного уровня:
Уметь:
1. Интерпретировать особенности пере-варивания белков в норме и его возможные нарушения | Интерпретировать строение тканей человека (кафедра гистологии) |
2. Интерпретировать общие пути ката-болизма аминокислот | Интерпретировать данные о строении, свойствах и методах исследования аминокислот (кафедра медицинской и фармацевтической химии) |
3. Интерпретировать пути образования, транспорта и обезвреживания аммиака в норме и их возможные нарушения | |
4. Интерпретировать специфические пу-ти обмена аминокислот и их возможные нарушения |