Гидравлические машины шестеренного и роторного типа
Ро́торные гидромаши́ны — это объёмные гидравлические машины, в которых вытеснители совершают вращательное или вращательно поступательное движение.
Классификация роторных гидромашин по принципу действия выглядит следующим образом:
1. Роторно-вращательнае гидромашины
· Шестерённые гидромашины
· С внутренним зацеплением
· С эвольвентным зацеплением
· Героторные
· С внешним зацеплением
· Винтовые гидромашины
· Одновинтовые
· Многовинтовые
1. Роторно-поступательные
· Пластинчатые
· Однократного действия
· Двукратного действия
· Многократного действия
· Роторно-плунжерные
· Аксиально-плунжерные
· С наклонным диском
· С наклонным блоком
· Радиально-плунжерные
· Однократного действия
· Многократного действия
Роторные гидромашины обычно состоят из следующих элементов: статора, ротора, связанного с валом гидромашины, и вытеснителей, осуществляющих вытеснение жидкости (в насосах).
К особенностям роторных гидромашин относятся:
· обратимость, то есть способность гидромашины работать как в режиме насоса, так и в режиме гидродвигателя;
· быстроходность — частоты вращения роторных гидромашин достигают 2-5 тыс. об/мин, некоторые образцы - до 10 тыс. об/мин;
· способность работать только на чистых жидкостях, не содержащих абразивных частиц.
Шестерённая (шестерёнчатая) гидромаши́на — один из видов объёмных гидравлических машин.
Шестерённый насос с внешним зацеплением: Drive Gear — ведущая шестерня; Idler Gear — ведомая шестерня; Seal — уплотнение; Drive Shaft — ведущий вал; Pressure Port — выходное отверстие, которое сочетается с полостью высокого давления; Suction Port — всасывающее отверстие, которое сочетается с полостью низкого давления
Так же как и другие виды объёмных роторных гидромашин принципиально может работать как в режиме насоса, так и в режиме гидромотора. В том случае, если к валу гидромашиныприкладывается вращательный момент, то машина работает в режиме насоса. Если на вход гидромашины подаётся под давлением рабочая жидкость, то с вала снимается вращающий момент, и машина работает в режиме гидромотора.
Виды конструкций[править | править вики-текст]
Шестерённые гидромашины выпускаются с внешним и внутренним зацеплением (одним из вариантов последней является героторная гидромашина со специальным трохоидальным зацеплением). Гидромашины с внутренним зацеплением более компактны, но из-за сложности изготовления применяются редко. Кроме того, машины с внутренним зацеплением способны работать при намного меньших давлениях (порядка 7 МПа[1], реже до 14 МПа[2]), чем машины с внешним зацеплением. Иногда для снижения шумности и неравномерности подачи применяют шестерни с косыми зубьями. В некоторых случаях для облегчения входа перекачиваемой среды (расплав полимера) входной патрубок имеет размеры (эквивалентный диаметр) соизмеримые с размером шестерён.
·
Шестерённая гидромашина с внешним зацеплением
·
Шестерённая гидромашина с внутренним зацеплением
·
Героторная гидромашина
·
В этом насосе с внутренним зацеплением жидкость перемещается слева направо
Принцип действия[править | править вики-текст]
Принцип действия шестерённой гидромашины с внешним зацеплением
Шестерённый насос с внешним зацеплением работает следующим образом. Ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с ведомой и приводит её во вращательное движение. При вращении шестерён насоса в противоположные стороны в полости всасывания зубья, выходя из зацепления, образуют разрежение (вакуум). За счёт этого из гидробака в полость всасывания поступает рабочая жидкость, которая, заполняя впадины между зубьями обеих шестерён, перемещается зубьями вдоль цилиндрических стенок колодцев в корпусе и переносится из полости всасывания в полость нагнетания, где зубья шестерён, входя в зацепление, выталкивают жидкость из впадин в нагнетательный трубопровод. При этом между зубьями образуется плотный контакт, вследствие чего обратный перенос жидкости из полости нагнетания в полость всасывания ничтожен. Смазка движущихся элементов насоса производится перекачиваемой жидкостью (масло, расплав полимера и др.), для поступления смазывающей жидкости к зонам трения конструкцией насоса предусматриваются специальные каналы в корпусных деталях насоса.