Эвакуационные органы (постоянно действующие, создаваемые в угрожаемый период)
Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.
Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:
· эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);
· эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны
· сборные эвакуационные пункты (СЭП);
· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
· промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
· группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
· оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;
· администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).
Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.
В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.
СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.
СЭП размещаются в местах, обеспечивающих условия для сбора людей.
Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.
Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.
Задачи оперативных групп:
· оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;
· распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
· осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;
· организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.
На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.
Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.
Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:
· организация и отправка пеших колонн;
· поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;
· подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;
· ведение радиационной и химической разведки на маршруте;
· оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;
· организация охраны общественного порядка.
Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.
Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.
Заблаговременно проводимые мероприятия включают:
· планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;
· подготовку личного состава эвакуационных органов;
· подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;
· контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;
· оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;
· контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;
· подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.
Планирование эвакомероприятий
Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии органов исполнительной власти административно-территориальных образований Российской Федерации, отраслей (объектов) экономики совместного соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО. Планы эвакуации оформляются в виде разделов Планов гражданской обороны. В районах загородной зоны эвакоприемные комиссий органов местного самоуправления при участии соответствующих органов управления ГОЧС и служб ГО разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разработанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов (объектов) и удобными для практического использования в любых условиях. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:
· выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;
· совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);
· выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;
· обеспечения ведения всех видов разведки;
· выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно- противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;
· возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;
· согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.
Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности. Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам:
1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;
2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:
3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.
Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, указываются:
· порядок оповещения населения о начале эвакуации: численность эваконаселения с разбивкой по категориям; районы размещения эваконаселения в загородной зоне; сроки выполнения эвакуационных мероприятий; порядок вывоза (вывода) населения из кятегорированных городов;
· организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;
· организация обеспечения эваконаселения средствами индивидуальной защиты;
· организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуация;
· порядок размещения эваконаселения в загородной зоне и его первоочередного жизнеобеспечения;
· санитарно-противоэпидемиологические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
· руководство проведением эвакуации населения;
· организация информации и инструктирования населения в ходе эвакуации.
Основные задачи эвакокомиссии объекта:
1. В мирное время:
- разработка совместно со штабом ГО объекта, службами ГО, органами управления ГОЧС и ежегодное уточнение плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей, обеспечение эвакомероприятий;
- разработка и осуществление мероприятий по освоению закрепленного района размещения в загородной зоне, подготовка поквартирной схемы размещения рабочих, служащих и членов их семей;
- подготовка предложений начальнику ГО объекта о составе администрации СЭП, назначении начальников эвакуационных эшелонов, старших автомобильных и пеших колонн;
- подготовка личного состава СЭП, начальников эвакоэшелонов, старших автомобильных и пеших колонн к работе по предназначению.
2. При переводе ГО с мирного на военное положение: