При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
H / Q | Температура воздуха, оС | |||
17,5 | 20,0 | 22,5 | 25,0 | |
Скорость движения воздуха, м/сек | ||||
0,27 | 0,035 | 0,041 | 0,047 | 0,051 |
0,28 | 0,049 | 0,051 | 0,061 | 0,070 |
0,29 | 0,060 | 0,067 | 0,076 | 0,085 |
0,30 | 0,073 | 0,082 | 0,091 | 0,101 |
0,31 | 0,088 | 0,098 | 0,107 | 0,116 |
0,32 | 0,104 | 0,113 | 0,124 | 0,136 |
0,33 | 0,119 | 0,128 | 0,140 | 0,153 |
0,34 | 0,139 | 0,148 | 0,160 | 0,174 |
0,35 | 0,154 | 0,167 | 0,180 | 0,196 |
0,36 | 0,179 | 0,192 | 0,206 | 0,220 |
0,38 | 0,222 | 0,239 | 0,249 | 0,266 |
0,40 | 0,269 | 0,287 | 0,305 | 0,323 |
0,42 | 0,325 | 0,343 | 0,363 | 0,379 |
0,44 | 0,385 | 0,401 | 0,417 | 0,445 |
5. Исследование реакций организма на микроклимат. Теплоощущение человека зависит от комплексного воздействия микроклиматических факторов, а также от интенсивности выполняемой работы, степени утомления, характера питания, одежды, эмоционального состояния, тренированности к холоду и других факторов. Оценку теплового самочувствия обычно дают как «холодно», «прохладно», «нормально», «тепло», «жарко». Более показательны объективные методы исследования теплового состояния организма.
Определение температуры кожипроизводится электротермометром в симметричных точках (3-4 см от средней линии) на лбу, на груди, по середине наружной поверхности плеча, на тыльной стороне кисти (между основаниями большого и указательного пальцев). При нормальном теплоощущении температура кожи лба и груди человека = 31°-34°, температура рук ³27°.
Исследование потоотделенияпроизводится в условиях жаркого микроклимата или при интенсивной физической работе и является одним из показателей напряжения процессов терморегуляции. Йодокрахмальный метод Минора: к участку кожи лба, припудренному крахмалом, прикладывают листочек фильтровальной бумаги, обработанный высохшей смесью 10% настойки йода, этилового спирта и касторового масла. При выделении пота бумажка окрашивается в темносиний цвет. При комфортном микроклимате на ней могут быть лишь отдельные мелкие точки; крупные пятна свидетельствуют об усиленном потоотделении, т.е. о напряжении терморегуляции.
Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения»
Задание
1.Определить среднюю температуру воздуха в помещении учебной комнаты и перепады температуры по горизонтали и вертикали помещения. Для этого спиртовыми термометрами, укрепленными на переносном штативе на высоте 1,5 м и 0,5 м от пола измерить (в течение 7-10 мин в каждой точке) температуру воздуха в следующих 4-х точках: на расстоянии 5-10 см от оконного стекла на высоте 1,5 м (Т1); на расстоянии 5-10 см от противоположной стены на высоте 1,5 м (Т2); в центре помещения на высоте 1,5 м (Т3); в центре помещения высоте 0,5 м (Т4). Рассчитать среднюю температуру помещения: (Т1+Т2+Т3+Т4)/4 и перепады температуры в помещении: по горизонтали (Т2 – Т1) и по вертикали на 1 метр высоты (Т3 – Т4).
2.Определить станционным психрометром в центре помещения и рассчитать абсолютную влажность воздуха. С помощью таблицы максимальных влажностей найти относительную влажность воздуха в учебном помещении.
3.Кататермометром определить охлаждающую способность воздуха и рассчитать скорость движения воздуха в помещении.
4. Исследовать электротермометром температуру кожи 2-3 студентов и сделать пробу на потоотделение. Субъективно оценить собственное теплоощущение.
5. Оценить параметры микроклимата учебного помещения, сопоставив их с гигиеническими нормативами, и дать комплексную гигиеническую оценку микроклимата учебной комнаты, учитывая объективные и субъективные реакции организма на микроклиматические факторы.
Микроклимат может быть оценен как оптимальный (комфортный); допустимо прохладный или теплый; недопустимо холодный или жаркий.