Назначение, основные задачи и структура РСЧС
Западный (г. Санкт-Петербург), Центральный (г. Москва), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск), Дальневосточный (г. Хабаровск);
на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В состав. Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Межведомственная комиссия решает следующие основные задачи:
— формирование и проведение единой государственной по
литики в области предупреждения и ликвидации чрезвы
чайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофа
ми, стихийными и иными бедствиями;
— координация деятельности федеральных органов исполни
тельной власти по разработке проектов законодательных
актов и других нормативных правовых документов по во
просам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмот
рение и представление в установленном порядке проектов
указанных документов в Правительство Российской Феде
рации;
— подготовка предложений по формированию системы эко
номических, организационно-технических и иных мер,
направленных на обеспечение безопасности и защиту насе
ления, территории страны от ЧС;
— проведение единой технической политики в области созда
ния и развития сил и средств предупреждения и ликвида
ции чрезвычайных ситуаций;
— определение основных направлений совершенствования и
дальнейшего развития РСЧС;
14:1. Назначение, основные задачи и структура РСЧС
организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территории страны от ЧС, и координация работ по выполнению этих программ;
— координация деятельности федеральных органов исполни
тельной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправле
ния при ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам
социально-экономической и правовой защиты, медицин
ской реабилитации граждан, пострадавших в результате
аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также
лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС;
— определение основных направлений международного со
трудничества в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Решения Межведомственной комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).
Необходимо подчеркнуть, что комиссии по чрезвычайным ситуациям объединяют в себе ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в экстремальных условиях — оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
— на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци
ям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
— на региональном уровне — региональные центры;
— на территориальном и местном уровнях — органы управления (управления, отделы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
— на объектовом уровне — отделы (секторы или специально
назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрез
вычайным ситуациям.
Органы повседневного управления РСЧС:
— пункты управления (центры управления в кризисных си
туациях), оперативные дежурные службы органов управле
ния по делам ГО и ЧС всех уровней;
— дежурно-диспетчррские службы и специализированные
подразделения федеральных органов исполнительной, влас
ти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
— Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
— информационные центры федеральных органов исполни
тельной власти;
— региональные информационно-управляющие центры;
— информационно-управляющие центры органов управле
ния по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации;
— абонентские пункты городских и районных органов управ
ления по делам ГО и ЧС;
— информационные центры организаций;
— средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧСи обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98 г. № 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Они создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и
286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
порученных им отраслях экономики. Так, в соответствии с функциями федеральных органов исполнительной власти и; Федерального управления специального строительства при Правительстве РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложено руководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:
1) сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);
2) сил и средств предупреждения и ликвидации последствий
аварий на объектах топливо-энергетического комплекса
(Министерство топлива и энергетики РФ);
3) предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли (Миноборонпром России и Минэкономики России);
4) охраны общественного порядка (Министерство внутренних дел РФ);
5) резерва медицинских ресурсов (Минздрав России и Мин
экономики России);
6) авиационно-космической службы поиска и спасения (Ми
нистерство обороны России);
7) экологической безопасности и экологического мониторинга;
наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологи
ческими и гелиофизическими явлениями и загрязнением
окружающей природной среды и предупреждения цунами
(Министерство природных ресурсов совместно с Федераль
ной службой России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды);
8) связи и оповещения (Государственный комитет по связи и
информации);
9) защиты сельскохозяйственных животных и растений; резе
рвов продовольственных и кормовых ресурсов; предупрежде
ния и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли
(Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ);
10) социальной защиты от ЧС (Министерство труда и социаль
ного развития РФ);Некоторые министерства и ведомства России отвечают за деятельность ряда функциональных подсистем.
Министерство транспорта и Министерство путей сообщения — за подсистемы: — транспортного обеспечения ликвидации ЧС;