Метаболизм бактериальной клетки.
Пути поступления питательных веществ в бактериальную клетку____________ ____ ____
Анаболизм – ________________________________________________________ ____
Катаболизм -_________________________________________________________ ____
Амфиболизм-_______________________________________________________ ____
Экзоферменты (определение и примеры) -________________________________ ____
Эндоферменты (определение и примеры) - ________________________________ ____
Пермеазы (определение и примеры) - ___________________________________ ___________________________________________________________________
Конститутивные ферменты (определение и примеры) - _____________________ ____
Адаптивные ферменты (определение и примеры) - _________________________ ____
________________________________ Окраска по Граму. Увеличение × |
СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ БАКТЕРИЙ:
ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД
1. Среды "пестрого ряда" (среды Гисс).
Состав - _____________________________________________________________ ____
Принцип действия - ____________________________________________________ ____ ____
Escherichia coli | ||||||||
глюкоза | лактоза | мальтоза | маннит | сахароза | NH3 | H2S | индол |
2. СИСТЕМА ИНДИКАТОРНЫХ БУМАГ (СИБы).
Принцип действия: диски из фильтровальной бумаги, пропитанные питательными
средами (питательная основа + субстрат + индикатор) и высушенные, хранятся во флаконах. В лаборатории диски раскладываются в стерильные пробирки и заливаются густой суспензией исследуемой культуры в физрастворе. Учет проводят после 18-24 часовой инкубации в термостате по изменению цвета индикатора.
Escherichia coli | ||||||||
глюкоза | лактоза | мальтоза | маннит | сахароза | адонит | арабиноза | дульцит |
3. ПАНЕЛИ БИОХИМИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ.
Принцип действия: в лунках специальных пластиковых панелей находятся соответствующие высушенные среды (питательная основа + субстрат + индикатор). В лаборатории в лунки вносят суспензию испытуемой культуры и после инкубации (от 5 до 24 часов) учитывают результат по изменению цвета индикатора. Примеры: Панель биохимической дифференцировки энтеробактерий - ПБДЭ (Россия); API-20E (Франция); Crystal (США).
цн | мн | цнг | лиз | арг | орн | фа | инд | амк | ур |
H2S | гл | В-гал | лак | мт | сах | ин | сор | ар | мал |
4. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ.
Принцип действия тот же, что и в предыдущем пункте, однако инкубация панелей, учет результатов и идентификация проводятся при помощи компьютера. Примеры: MS-2 (США); Bioscreen (Финляндия); Sceptor (США).
Занятие № 5 Дата______________
Тема: ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. ДЫХАНИЕ. СПОСОБЫ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ АНАЭРОБОВ.
Цель: Изучить особенности дыхания микроорганизмов. Познакомиться с принципами создания сред для анаэробов и методами их культивирования.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Классификация микроорганизмов по типу дыхания.
2. Дыхательные цепи аэробов, факультативных и облигатных анаэробов.
3. Особенности питательных сред для анаэробов.
4. Создание условий для выделения и культивирования анаэробных, микроаэрофильных и капнофильных микроорганизмов
5. Методы выделения чистой культуры анаэробов.
ДЫХАНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ.
Аэробы - ________________________________________________________ __________________________________________________________________
Факультативные анаэробы - __________________________________________ __________________________________________________________________
Облигатные анаэробы - ______________________________________________ __________________________________________________________________
Микроаэрофилы - __________________________________________________ __________________________________________________________________
Капнофилы - ______________________________________________________ __________________________________________________________________
Аэротолерантные - _________________________________________________ __________________________________________________________________
Дыхательные цепи
Аэробы | Факультативные анаэробы | Облигатные анаэробы |
ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ ДЛЯ АНАЭРОБОВ:
Молоко по Тукаеву.
Состав среды: Питательная основа____________________ Дыхательный субстрат___________________ Редуцирующий фактор____________________ |
Вывод: (опишите рост анаэробов)__________________________________________ ______________
Среда Китт-Тароцци.
Состав среды: Питательная основа____________________ Дыхательный субстрат___________________ Редуцирующий фактор____________________ |
Вывод: (опишите рост анаэробов)__________________________________________ ______________
Среда Вильсона-Блер.
Состав среды: Питательная основа____________________ Дыхательный субстрат___________________ Редуцирующий фактор____________________ |
Вывод: (опишите рост анаэробов)__________________________________________ ______________
Среда Вейнберга.
Состав среды: Питательная основа____________________ Дыхательный субстрат___________________ Редуцирующий фактор____________________ |
Вывод: (опишите рост анаэробов)__________________________________________ ______________
Тиогликолевая среда ("Среда для контроля стерильности").
Состав среды: Питательная основа____________________ Дыхательный субстрат___________________ Редуцирующий фактор____________________ |
Вывод: (опишите рост анаэробов)__________________________________________ ______________